Реформа государственной деревни а ф киселева кратко. Аграрные реформы П

06.05.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

В первой трети XIX века в России обострились социальные противоречия. показало, что император не всегда может положиться на дворянство, и Николаю I пришлось искать способы обеспечить себе поддержку в других кругах.

Государственные крестьяне составляли около трети сельского населения страны и являлись основным источником доходов казны. Но Николай I столкнулся с многочисленными проявлениями их недовольства тяжестью налогов и повинностей, а также с постоянным недобором причитающихся платежей. С целью устранения этих проблем и предпринимались попытки оптимизировать управление государственными крестьянами. Крестьянская реформа П.Д.Киселева – самая известная и результативная, но не единственная попытка.

Задачи реформы

П.Д.Киселев (министр Государственных имуществ) лично был противником крепостничества, но полагал, что единовременная его отмена расшатает устои государства. Свою реформу он рассматривал как один из первых шагов к «правильному» обустройству деревенской жизни в России.

Реформа была призвана решить несколько важнейших задач:

  • увеличить поступления в казну от государственных земель;
  • снизить меру недовольства среди крестьян;
  • хотя бы частично разрешить проблему малоземелья и безземелья;
  • подать помещикам пример рационального хозяйствования;
  • обеспечить создание резервных запасов на случай голода.

Нововведения затронули огромное количество людей. Источники называют разное (от 7,5 до 19 млн., первая цифра реальнее) количество государственных крестьян. Все они в той или иной степени стали объектом действий реформатора.

Основные мероприятия

Основными шагами реформы должно было стать создание особой системы управления государственными крестьянами и предоставление им минимальных прав самоуправления. Также необходимо было наделить землей тех, у кого ее не было или было недостаточно, а также контролировать порядок на селе и найти источники для дополнительных поступлений в казну.

Реформа государственной деревни 1837-1841 годов включала несколько основных мероприятий.

  1. Создание округов государственных имуществ для эффективного управления с волостными управами.
  2. Создание института сельских старейшин (выборных от крестьян) и сельских «расправ» для решения на месте мелких споров и поддержания порядка.
  3. Строительство на селе школ и больниц.
  4. Организацию переселения малоземельных в незаселенные районы (в частности, в Сибирь).
  5. Изымание части крестьянской земли в «государственную запашку», что должна была стать примером образцового хозяйствования и дать запас продовольствия на случай чрезвычайных ситуаций.
  6. Обучение крестьян культивированию новых перспективных культур (особенно картофеля).

Реализованы большинство запланированных шагов были лишь частично, поскольку реформа столкнулась с двойным сопротивлением – «сверху» и «снизу».

Незначительные результаты

Помещики увидели в попытке улучшить положение государственных крестьян попытку подорвать их авторитет (дескать, все «барские мужики» захотят стать государственными!). Крестьянам же никто не разъяснил, что и для чего с ними делают, да они и не были способны это понять. В результате многие из них решили, что они теперь… крепостные барина Киселева! Им это не понравилось, и тем более не понравилась «государственная запашка» и необходимость отдавать выращенное на отнятой земле неизвестно куда. По стране прокатилась волна «картофельных бунтов». Новая система управления вызвала разрастание бюрократического аппарата и рост объемов крестьянских повинностей и налогов.

Наряду с частными мерами правительство пыталось решить и более общую задачу постепенного освобождения крестьян и возвращения им гражданских прав. В процессе перехода крестьян «от состояния крепостного до состояния свободы» намечалось три этапа. На первом этапе предполагалось ограничить барщину тремя днями в неделю; на втором -- ввести законодательное регулирование крестьянских повинностей; на третьем -- предоставить крепостным личную свободу без наделения их землей. Каких-либо сроков освобождения крепостных установлено не было. Начать преобразования планировалось с реформирования государственной деревни, а затем распространить этот опыт на частновладельческие имения. Таким образом, речь фактически шла о двуединой реформе: результаты изменений в положении казенных крестьян должны были стать мощным орудием воздействия на дворянство.

Сам проект так и не был реализован, но его обсуждение выдвинуло на ключевые позиции в разработке правительственного курса по крестьянскому вопросу Павла Дмитриевича Киселева (1788-1872). В 1829-1834 гг. Киселев возглавлял гражданское и военное управление Дунайских княжеств. Проведенные под его руководством реформы были высоко оценены царем. В 1836 г. Киселев возглавил V отделение императорской канцелярии, созданное для разработки нового положения об управлении государственными крестьянами, а с 1837 г. стал первым министром государственных имуществ. Николай I считал его своим «начальником штаба по крестьянской части». Поэтому проведенная в 1837-1841 гг. реформа государственной деревни получила название «реформы Киселева».

Важным направлением реформы была перестройка системы управления казенными крестьянами. Кроме создания в рамках Собственной его императорского величества канцелярии V отделения и учреждения министерства государственных имуществ, в каждой губернии образовывались местные палаты государственных имуществ. Губернии делились на округа, которые в свою очередь объединяли несколько волостей государственных крестьян (около 6 тыс. душ мужского пола). Собиравшийся периодически волостной сход избирал на три года волостное правление, волостного голову и писаря. Волости подразделялись на сельские общества (около 1,5 тыс. душ в каждом). Сельский сход избирал сельского старшину, а для исполнения полицейских функций -- сотских и десятских. Рассмотрение крестьянских имущественных исков на небольшие суммы и дел о незначительных правонарушениях было поручено волостным и сельским расправам (судам).

Для ликвидации малоземелья Министерство государственных имуществ организовало переселение крестьян в малонаселенные губернии, а также выделяло им дополнительные земли из государственного фонда.

Власти стремились осуществить систему «попечительства» над крестьянами: строились школы, больницы, ветеринарные пункты, создавались образцовые фермы для распространения среди крестьян новейших агротехнических знаний, расширялась общественная запашка для увеличения страховых резервов на случай чрезвычайных ситуаций. Были учреждены специальные кредитные кассы, которые выдавали крестьянам «вспомогательные» ссуды.

Главная цель реформы -- приблизить положение государственных крестьян к состоянию «свободных сельских обывателей» -- оказалась выполненной. В итоге проведенных преобразований уровень жизни казенных крестьян несколько вырос, недоимки сократились, увеличились земельные наделы. Эти позитивные изменения сопровождались ростом бюрократического аппарата и созданием системы мелочной чиновничьей опеки над государственной деревней.

КИСЕЛЁВА РЕФОРМА 1837-41, реформа управления государственными крестьянами в Российской империи, проведённая П. Д. Киселёвым. Распространялась на более чем 8 миллионов душ мужского пола (по ревизии 1835-36) различных категорий незакрепощённых крестьян: свыше 5,1 миллионов государственных крестьян, свыше 1,2 миллиона однодворцев и около 11 тысяч принадлежавших им крестьян, около 554 тысяч «малороссийских казаков», около 374 тысяч «войсковых обывателей», около 651 тысячи крестьян западных губерний, около 188,6 тысяч крестьян Крыма и Кавказа. По отношению к остальному населению Российской империи эти категории крестьян составили 34,6%. Киселева реформа готовилась в марте 1835 Секретным комитетом «Об улучшении состояния крестьян разных званий» (учреждён в 1835), а затем 5-м отделением Собственной Его Императорского Величества канцелярии под управлением П. Д. Киселёва (1836). Летом 1836 проведена ревизия государственных деревень Курской, Московской, Псковской и Тамбовской губерний, представлявших различные в экономическом отношении регионы. В 1837 году во всеподданнейшем докладе императору Николаю I Киселёв наметил основные направления реформы: «устройство правильной и справедливой администрации», устранение крестьянского малоземелья, упорядочение податей, создание сельских школ, организация медицинской и ветеринарной помощи и др. В 1838 году по инициативе Киселёва издано «Учреждение об управлении государственным имуществом в губерниях», распространившееся на оброчных государственных крестьян великорусских губерний и послужившее основой для издания других постановлений: об управлении государственными имуществами в западных губерниях (Виленской, Гродненской, Витебской, Могилёвской, Минской, Киевской, Волынской, Подольской) и Белостокской области, об управлении государственными имуществами в Закавказском крае и об управлении государственными имуществами в Курляндской, Лифляндской и Эстляндской губерниях. Создавалась 4-ступенчатая система управления: губерния - округ - волость - сельское общество. В каждой губернии учреждалась Палата государственных имуществ, состоявшая из хозяйственного и лесного отделений. Округ возглавлял окружной начальник, имевший двух помощников: по заведованию государственными крестьянами и по лесной части. В зависимости от численности государственных крестьян округ государственных имуществ охватывал один или несколько уездов. Округа подразделялись на волости (около 6 тысяч душ мужского пола в каждой). Сохранялись органы крестьянского самоуправления - волостной сход, состоявший из представителей домохозяев (один от каждых 20 дворов), избиравшееся сходом сроком на 3 года волостное правление в составе волостного головы и двух «заседателей» - по хозяйственной и по полицейской части. Волости подразделялись на сельские общества (1,5 тысячи душ мужского пола в каждом). Сельское общество включало одно или несколько селений. Сельский сход состоял из представителей домохозяев от каждых 5 дворов и избирал сроком на 3 года сельского старшину, а для исполнения полицейских функций - сотских (одного от 200 дворов) и десятских (одного от 20 дворов). Для разбора мелких тяжб и проступков крестьян учреждались выборные волостные и сельские «расправы» (суды), которые руководствовались нормами обычного права и состояли из судьи и нескольких заседателей (так называемые добросовестные).

Киселева реформа сохраняла общинное землепользование с периодическими переделами земли внутри общины, оброчную повинность с учётом доходности крестьянского надела. Для уравнения оброчных платежей в соответствии с доходностью земли было предусмотрено составление земельных кадастров (при П. Д. Киселёве кадастр был составлен в 19 губерниях, в которых к 1855 оброчная подать была переложена с душ на землю). Для устранения малоземелья в государственной деревне предусматривалось наделение крестьян землёй из государственного резерва, а также переселение в малонаселённые губернии. В западных губерниях у государственных крестьян ликвидирована барщина и к 1848 году упразднена арендная система (практика сдачи казённых селений арендаторам). К 1843 году для наделения безземельных крестьян землёй выделено свыше 500 тысяч га, малоземельным отведено свыше 2 млн. га, переселено из малоземельных губерний 170 тысяч душ мужского пола, которым передано свыше 2,7 миллионов га. В больших селениях созданы кассы мелкого кредита, из которых ежегодно выдавалось нуждавшимся крестьянам на льготных условиях до 1,5 миллионов рублей. На случай неурожаев было создано свыше 3,3 тысяч хлебных запасных магазинов. Киселева реформа способствовала становлению крестьянского самоуправления.

Не всё задуманное П. Д. Киселёвым удалось реализовать в срок и в полном объёме [в 1838 перестроено управление в 5 губерниях Центральной России, к 1841 - ещё в 19 (по другим данным, в 18; планировалось в 35 губерниях)). Опыт Киселева реформы впоследствии использован при проведении крестьянской реформы 1861 года.

Источн.: Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2. Т. 12. № 10834. Т. 13. № 11189. Т. 14. № 12165, 12166, 13035. Т. 16. № 14157, 14643.

Лит.: Историческое обозрение 50-летней деятельности Министерства государственных имуществ. 1837-1887. СПб., 1888. Ч. 1-5; Князьков С. А. Граф П. Д. Киселев и реформа государственных крестьян // Великая реформа. М., 1911. Т. 2; Иванов Л. М. Государственные крестьяне Московской губернии и реформа Киселева // Исторические записки. М., 1945. Т. 17; Дружинин Н.М. Государственные крестьяне и реформа П. Д. Киселева. М.; Л., 1946-1958. Т. 1-2.

Реформа Киселева - это проведённая в 1837-1841 годах по инициативе министра государственных имуществ Российской империи Павлом Дмитриевичем Киселевым реформа управления государственными крестьянами .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Реформа Киселёва в ЕГЭ: что нужно писать

    ✪ Крестьянская реформа 1861 года. Видеоурок по истории России 8 класс

    ✪ ЕГЭ по истории: Фёдор Иоанович

    Субтитры

Подготовка

В апреле 1835 года было образовано 5 отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии под руководством П. Д. Киселева для разработки проекта крестьянской реформы. Павел Дмитриевич Киселев был сторонником отмены крепостного права, но при этом предлагал решить этот вопрос постепенно и без потрясений для государства. Ещё, не будучи министром, он уже получил право личного еженедельного доклада государю, имея колоссальные возможности для реализации собственных реформаторских идей. Преобразования предполагалось начать с Санкт-Петербургской губернии, поэтому была учреждена Санкт-Петербургская Контора казенных имуществ, в которую из Министерства финансов передавались все дела о государственных крестьянах и имуществах данной губернии. .

Однако, чтобы развить свою мысль в целостную программу, а также подкрепить её положительными результатами, Киселеву недостаточно было заведовать государственными имуществами и крестьянами только одной губернии, ему необходимо было насколько это возможно увеличить масштабы предварительного изучения.

В мае 1836 года Киселев обратился к Николаю I с прошением направить в Московскую, Псковскую, Курскую и Тамбовскую губернии чиновников для проведения ими ревизии государственных имуществ. По окончании проверки каждый из чиновников должен был предоставить копию своего официального донесения губернатору, который, в свою очередь, рассмотрев доклад на все предметы проведения ревизии, выносил те или иные замечания.

Киселев считал необходимым самому лично вглядеться в положение крестьян и удостовериться в удобстве применения тех или иных начал, которые предполагались для устройства государственных имуществ и в особенности казенных крестьян, поэтому он отправился в некоторые уезды Санкт-Петербургской губернии, а затем в Псковскую, Курскую и Московскую. Возвратившись, он представил краткий доклад императору Николаю I, в котором были намечены основные направления для разработки проекта реформы. Киселев был уверен в том, что введение особого управления государственными имуществами в губерниях является необходимым и первостепенным действием, предшествующим предполагаемому изменению в податной системе, которое может совершиться с успехом, только если новое управление приобретет полную и справедливую доверенность у народа .

Проект будущих преобразований Киселев представил Николаю I в мае 1837 года, который предполагал учреждение министерства государственных имуществ, губернских палат государственных имуществ, окружного управления, волостного управления, сельского управления, сельский полицейский устав, сельский судебный устав, главные основания хозяйственного устава, учреждение штатов.

27 декабря 1837 года было сформировано Министерство государственных имуществ , в ведение которого находились: казенные, заселенные и пустопорожние земли; казенные оброчные статьи; леса казенного ведомства. Тогда же был утвержден и подписан указ о назначении П. Д. Киселева министром государственных имуществ.

Сущность реформы

Реформа порядка управления государственными крестьянами включала: учреждение центрального органа, открытие местных палат, прием государственных имуществ, создание окружных, волостных и сельских управлений. Новая система была создана для управления казенными имуществами, попечительства над государственными крестьянами, для заведывания сельским хозяйством.

В каждой губернии формировались Палаты государственных имуществ, состоявшие из двух отделений: хозяйственного и лесного. Во главе округа стоял окружной начальник. В зависимости от численности государственных крестьян округ государственных имуществ мог охватывать один или несколько уездов. Округа, в свою очередь, подразделялись на волости , в каждой из которых избиралось волостное правление сроком на три года, состоявшее из волостного главы и двух «заседателей» (по хозяйственной и полицейской части). Волости подразделялись на сельские общества, включавшее в себя одно или несколько селений. Сельский сход состоял из представителей домохозяев от каждых пяти дворов и избирал сельского старейшину сроком на три года, для исполнения полицейских функций - сотских (одного от 200 дворов) и десятских (одного от 20 дворов). Для рассмотрения мелких тяжб и проступков крестьян избирались волостные и сельские «расправы» .

В 1842 году был принят указ об обязанных крестьянах. По нему помещикам предоставлялось право по своему желанию освобождать крестьян, заключая с ними договор о предоставлении им земельных наделов в наследственное владение. За это крестьяне должны были выполнять различные повинности в пользу бывших владельцев.

В 1847 году крепостные получали право выкупа на свободу в том случае, если поместье их владельца выставлялось на продажу за долги. В 1848 г. им было предоставлено право покупать незаселённые земли и строения.

Результаты

  • Было введено крестьянское самоуправление в деревне
  • Образование школ, больниц
  • Принималось решение о переселении крестьян на свободные земли в другие районы страны

Реформа произвела изменения в правовом статусе государственных крестьян, судопроизводству был придан более либеральный и всесословный характер и др. Однако, поставленной цели так и не удалось достичь, поскольку в результате перестройки аппарата управления была создана ещё большая опека органами власти над крестьянами, усовершенствована система обложения и взимания податей, что в дальнейшем вызвало

Период властвования Николая I в истории России называют периодом реакции и консерватизма. Действительно, после разгрома декабристского бунта император всячески стремился укрепить империю, делая это по большей части силовыми методами. Сам царь осознавал, что только такими методами страну не успокоить, поэтому пошел на ряд преобразований, одной из которых стала реформа Киселева.

Накануне преобразований

Начало царствования преемника Александра ознаменовалось мощным восстанием, в котором участвовали в том числе и привилегированные слои российского общества. Оно крайне напугало нового императора, поэтому по отношению к заговорщикам были приняты самые строгие меры, а пятеро руководителей бунта были казнены. В ходе начавшегося следствия Николай увидел всю неприглядную картину внутреннего положения страны. Либеральные слои высшего общества настаивали на проведении широких реформ, с чем царь категорически не был согласен. Однако он сделал небольшие уступки общественному мнению, так, была удалена одиозная фигура Александровского правления граф Аракчеев. Но на самом деле это не было концом, дело аракчеевщины продолжили многие последователи графа, оставшиеся у власти, которые пользовались полным доверием Николая.

Первые шаги Николая I

Но все же император окружил себя и поистине прогрессивно мыслящими людьми. Это были Е. Ф. Канкрин и П. Д. Киселев. С этими фигурами и связаны основные преобразования николаевской эпохи. В начале своего царствования император особого внимания не придавал крестьянскому вопросу, но с течением времени царь и его окружение все больше склонялись к мысли, что крепостное право - это зло, и помещики находятся на пороховой бочке новых бунтов. Но кардинально решать вопрос правительство опасалось, поэтому была ставка на эволюционное и осторожное реформирование. Одним из этих шагов должна была стать реформа государственной деревни Киселева. Павел Дмитриевич был известен как последовательный сторонник отмены крепостного права, в течение 20-30-х годов XIX века несколько раз подавал записки на высочайшее имя с предложениями по улучшению положения крестьян. Поэтому Николай счел его кандидатуру вполне подходящей для решения крестьянского вопроса.

Реформа Киселева

Специально для проведения реформ в 1837 году было образовано Министерство государственных имуществ, руководителем которого был назначен граф П. Д.Киселев. Суть реформы Киселева сводилась к созданию компетентной администрации, которая бы полностью разбиралась в крестьянском вопросе, а также улучшение быта и хозяйственной жизни крестьян. Сразу после назначения граф приступает к преобразованиям. В первую очередь он изменил систему управления крестьянами. В губерниях вводились специальные казенные палаты, им в свою очередь подчинялись округа, состоявшие из нескольких уездов. Кроме того, реформа Киселева предполагала внедрение волостного и сельского самоуправления, особый суд для решения малозначительных правонарушений в среде крестьян. Также была введена в действие новая система налоговых сборов, ее главная идея - учет доходности крестьянского хозяйства.

Идеи и реализация реформы

Киселева этим не исчерпывалась. По прямому настоянию графа во многих сельских округах стали открываться лечебные и образовательные учреждения, с малоземельем пытались бороться путем Крестьянские общины уезжали в другие регионы страны, при этом получали небольшое денежное возмещение на первое время. Это направление крестьянской политики не получило большого развития, семьи крестьян не желали покидать родные края. Главное положение реформы Киселева подразумевало повышение агротехнического уровня в обработке земли, повышение доходности крестьянского хозяйства. С этой целью членов сельской общины учили передовым способам земледелия, однако крестьяне с большим недоверием относились ко всем нововведениям, что приводило чиновников в состояние недовольства, и зачастую применялись административные меры в отношении крестьянской общины.

Последствия преобразований

Одним из последствий политики решать вопросы управленческими решениями стало широкое внедрение посадки картофеля. Частые неурожаи и голод должны были уйти в прошлое. Губернские и волостные чиновники принудительным способом изымали у крестьян лучшие земли, заставляя сажать на них картофель, урожай конфисковывали и перераспределяли по собственному усмотрению, порой даже отсылали в другие населенные пункты. Таким образом власти пытались застраховаться на случай неурожаев, это явление получило название общественной запашки. Но крестьянское сообщество увидело в этом попытку введения государственной барщины, по всем казенным деревням прокатилась волна бунтов с требованием отменить общественную запашку. В этом направлении реформа Киселева потерпела крах.

Недовольство помещичьих кругов

Вообще, преобразования шли с большими пробуксовками, в первую очередь это было связано с тем, что большинство помещиков относилось к ним с большими опасениями, а некоторые и вовсе выражали недовольство политикой графа Киселева. Их опасения сводились к тому, что улучшение положения увеличит желание их крепостных перейти в разряд государственных. Но если с этим они еще худо-бедно мирились, то широкие планы Павла Дмитриевича по личному освобождению крестьян от крепостной зависимости, наделение их небольшими земельными участками и точное определение размеров оброка и барщина вызывали у них яростное недовольство. Реформа государственной деревни Киселева признавалась большей частью помещиков вредной, это вызывало опасение и в правительстве. По мнению реакционных министров начало демонтажа крепостного права могло привести к росту общественного движения по всей стране. Этого больше всего остерегался Николай I, поэтому все дальнейшие попытки разрешить крестьянский вопрос были отложены по указанию императора на отдаленную перспективу.

В целом за все правление Николая Павловича реформа Киселева была единственной значимой попыткой разрешить она во многом подготовила почву для будущей ликвидации крепостного права, и немаловажную роль в этом сыграл Павел Дмитриевич Киселев.

Последние материалы сайта