Программы элективных курсов и курсов по выбору. Правила составления программ элективных курсов

12.01.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Реестр элективных курсов Согласно письму Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от г «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»: Элективные курсы являются неотъемлемыми компонентами вариативной системы образовательного процесса на ступенях основного и среднего (полного) общего образования, обеспечивающими успешное профильное и профессиональное самоопределение обучающихся. Общеобразовательное учреждение принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов. Использование программ элективных учебных курсов в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения предполагает обязательное проведение следующих процедур: обсуждение и согласование на школьных методических объединениях; внутреннее рецензирование; рассмотрение (согласование) на методическом или педагогическом совете школы; утверждение директором школы; внешнее рецензирование, если программа авторская. Дополнительную информацию можно получить: Программы элективных курсов по географии для профильного обучения: 1) География. Программы элективных курсов классы. Сборник программ. Профильное обучение. Автор-составитель В.П. Дронов. - М.: Дрофа,) География. Программы элективных курсов классы. Сборник программ. Профильное обучение. Автор-составитель Н.Ф. Винокурова. - М.: Дрофа, Программы элективных курсов по географии для предпрофильной подготовки: 1) География. Программы элективных курсов. 9 класс. Сборник программ. Профильное обучение. Автор-составитель С.Е. Дюкова.- М.: Дрофа, В 5 6 классах за счет часов компонента учебного плана общеобразовательного учреждения возможно проведение учебного курса «Наглядная геометрия» таких авторов как: 1. Панчищина В. А., Гельфман Э. Г., Ксенева В. Н. и др.математика. Наглядная геометрия. 5 6 классы. М.:Просвещение, 2014,176 с.: ил. Пер. Выбор учебников Математика. Сборник рабочих программ. 5 6 классы/ Сост. Т. А. Бурмистрова. М.:Просвещение, 2014, 80 с. Обл. 2. Ходот Т. Г., Ходот А. Ю., Велиховская В. Л.Математика. Наглядная геометрия. 5 класс. М.: Просвещение, 2014, 112 с.: ил. Обл. Ходот Т. Г., Ходот А. Ю., Дмитриева О. А.Математика. Наглядная геометрия. Книга для учителя. 5 6 классы. М.: Просвещение, 2014, 128 с.: ил. Обл. Ходот Т. Г., Ходот А. Ю. Математика. Наглядная геометрия. 6 класс. М.: Просвещение, 2014, 144 с.: ил. Обл. Математика. Сборник рабочих программ. 5 6 классы /Сост. Т. А. Бурмистрова. М.: Просвещение, 2014, 80 с. Обл. 3. Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В. Наглядная геометрия. М.: МЦНМО, Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В. Наглядная геометрия. Рабочие тетради 1 4. М.: МЦНМО,

2 Программу по курсу можно скачать с авторского сайта Смирнова В.А Шарыгин И. Ф., Ерганжиева Л. Н. Математика. Наглядная геометрия. 5 6 классы. М.:Дрофа Геометрия. 5 9 классы. Рабочая программа к линии учебников И. Ф. Шарыгина. // Математика. 5 9 классы: сборник рабочих программ / сост. О. В. Муравина М.:Дрофа Ерганжиева Л.Н., Муравина О.В. Математика. Наглядная геометрия. 5 6 классы. Методическое пособие Материалы можно скачать бесплатно с сайта издательства Дрофа Изобразительное искусство Примерный перечень элективных курсов для учащихся 9-11 классов: 1. Кривицкая, Л.А. Основы рисунка /Л.А. Кривицкая, Т.Г. Новоселова Т.Г., Г.А. Софронов, И.В. Казакова. Под ред. Т.В. Челышевой. Профильное обучение в школе. Художественно-эстетический профиль: учебно-методическое пособие.- М.: АПКиПРО, С Кривицкая, Л.А. Основы живописи /Л.А. Кривицкая, Т.Г. Новоселова, Н.Г. Кириллова. Основы живописи. Под ред. Т.В. Челышевой. Профильное обучение в школе. Художественно-эстетический профиль: учебно-методическое пособие.- М.: АПКиПРО, С Кузнецова, О.А. Художественные техники /О.А. Кузнецова. Под ред. Т.В. Челышевой. Профильное обучение в школе. Художественно-эстетический профиль: учебно-методическое пособие.- М.: АПКиПРО, С Мун Л.Н. Синтез искусств.- Профильная школа С Секирова Т.А. Искусство понимания исторической живописи / Т.А. Секирова. - Профильная школа С Челышева, Т.В. Искусство и мы (художественно-педагогическое направление) / В. Челышева. Предпрофильная подготовка девятиклассников. Образовательная область «Искусство»: Учебно-методическое пособие. М.: АПК и ПРО, С Челышева Т.В. Введение в историю русского искусства. Учебно-методическое пособие / Т.В. Челышева. - М.: АПК и ПРО, С Челышева, Т.В. Мир дизайна (специальное художественное направление) / В. Челышева. Учебно-методическое пособие. М.: АПК и ПРО, С Челышева, Т.В. Основы экранной культуры (специальное художественное направление) / В. Челышева. Учебно-методическое пособие. М.: АПК и ПРО, С Шилько, Л.Ю. Дизайн. Профессия дизайнер / Л.Ю. Шилько. Под ред. Т.Н. Шилько, Л.Ю. Изобразительное искусство. Профессия художник / Л.Ю. Шилько. Под ред. Т.Н. Ботиной, И. В. Кашминой, О.В. Пескун. Музыка в школе с. 41. История, обществознание По-прежнему, можно использовать программы элективных курсов, выпущенные ранее, например, такие как: 1. Юдовская А.Я. Становление гражданского общества. Исторические истоки класс. М.: Дрофа, ; 2. Селиванов И.Н. Локальные конфликты в XX веке: геополитика, дипломатия, войны. Учебное пособие. М.: Дрофа, 2010; 3. Иоффе А.Н., Крицкая Н.Ф., Мостяева Л.В. Я гражданин России. 5-7 кл. Учебное пособие. М.: Просвещение, 2009; 4. Архипов А.П. Азбука страхования кл.- М.: Вита-Пресс, 2008; 5. Балакина А.П. Налоги России кл.- М.: Вита- Пресс; 6. Гудырин С.Н. Основы маркетинга класс. - М.: Вита-Пресс, 2006; 7. Симоненко В.Д. Основы предпринимательства кл.- М.: Вита- Пресс, 2006; 8. Симоненко В.Д. Основы потребительской культуры кл.- М.: Вита- Пресс;

3 9. Королева Г.Э. Экономика. Проектирование учебного курса10-11 кл. Учебное пособие.- М.: Вентана-Граф, 2010; 10. Федин С.В., Федина Н.В., Тесленко И.Б. Основы менеджмента кл.- М.: Вита-Пресс, 2007; 11. Чернов С.В. Азбука трудоустройства кл. - М.: Вита- Пресс. Актуальным остается преподавание элективных курсов по избирательному праву (Инструктивно-методическое письмо «О преподавании обществоведческих дисциплин в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в учебном году») на основании постановления Избирательной комиссии Белгородской области, коллегии департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 24 сентября 2008 года 47/285/03-08 «О задачах по дальнейшему совершенствованию работы по повышению правовой культуры молодых и будущих избирателей, формированию и организации деятельности студенческого и школьного самоуправления в профессиональных и общеобразовательных учебных заведениях области»; в рамках исполнения мероприятий департамента образования, культуры и молодежной политики области по реализации Стратегии «Формирование регионального солидарного общества» на годы в условиях формирования системы распространения правовых знаний», а также на основании приказа департамента образования Белгородской области от 11 апреля 2013 года 756 «О создании рабочей группы»: «Введение в избирательное право» для 9 класса и «Основы избирательного права» для классов. К программам разработаны учебно-методические материалы в электронном виде, которые составляют полный УМК: (См. раздел «Виртуальный методический кабинет. История. Обществознание. Право»). В настоящее время имеется достаточное количество разработанных элективных курсов по физике, которые учитель может использовать в учебном процессе. Например: Выговский Л.А., Меденцев А.А. Физика. Электродинамика. Элективный курс. 7-9 классы. М.: Просвещение с. Физика. 8 9 классы: сборник программ элективных курсов / сост. В.А. Попова. Волгоград: Учитель, с. Кабардина С.И. Измерения физических величин. Элективный курс: Методическое пособие / С.И. Кабардина, Н.И. Шеффер. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, с. Программы элективных курсов. Физика классы. Профильное обучение / сост. В.А. Коровин. М.: Дрофа, с. Зорин Н.И. Элективный курс «Методы решения физических задач»: клас-сы. М.: ВАКО, с. Сорокин А.В. Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование. Элективный курс: Учебное пособие / А.В. Сорокин и др. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, с. Физика классы: сборник элективных курсов / сост. В.А. Попова. Волго-град: Учитель, с. Левитан Е.П. Астрономия. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учрежде-ний. М.: Просвещение, с. На сайте БелИРО в разделе «Виртуальный методический кабинет. Физика» пред-ставлены программы курсов по выбору и элективных курсов, рекомендуемых для реали-зации на региональном уровне: 1) Эксперименты и занимательные опыты по физике (9 класс, 17 часов в 1-м или во 2-м полугодии) 2) Способы решения задач по механике (9 кл., 17 ч в 1-м или во 2-м полугодии) 3) Методы решения задач по физике (10-11 кл., 1 час в неделю в каждом классе). ЛИТЕРАТУРА Элективные курсы могут иметь различный объем: от до и более часов. Рекомендуемый объем часов2. Образовательная организация должна обеспечить обучающимся возможность выбора элективных курсов. Сегодня особую актуальность приобретают элективные курсы,

4 направленные на расширение и углубление предмета «Литература», социальную адаптацию и профессиональное самоопределение учеников образовательных организаций3: 1. Агеносов В.В. Программа элективного курса «Литература русского зарубежья»: / В.В. Агеносов // Программы элективных курсов. Литература класс. Профильное обучение. М. : Дрофа, Егоров, О.Г. Экранизация литературных произведений: элект.курс для предпроф.классов / О.Г. Егоров // Шк. технология Емельянова Т.В. Особенности современной русской художественной литературы: [элективный курс для уч-ся 11 кл. (24 часа)] / Т.В.Емельянова // Проф.школа Карнаух Н.Л. Программа элективного курса «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы»: / Н.Л. Карнаух // Программы элективных курсов. Литература класс. Профильное обучение. М. : Дрофа, Кротова Ю. Материалы для подготовки программы элективного курса «Современная русская литература» / Ю. Кротова // Практика административной работы в школе Кузина И.В. Программа элективного курса для одаренных детей «Художественная публицистика XIX-XX веков» / И.В. Кузина // Одаренный ребенок Кучина, Т. Современный отечественный литературный процесс: элективный курс для уч-ся 11 класса старшей профильной школы / Т. Кучина // Школьное планирование С; Программы элективных курсов. Литература класс. Профильное обучение. М. : Дрофа, Ланин Б.А. Современная русская литература: программа кл. / Б.А. Ланин. М.: Вентана-Граф, Леденев, А. Сопоставительное изучение русской и англо-американской литератур ХХ века: элективный курс для уч-ся 11 кл. школ гимназического профиля (с углубленным изучением литературы и английского языка) / А. Леденев, Т. Леденев // Шк. планирование Обернихина Г.А. Русская литература в творчестве художников-иллюстраторов / Г.А. Обернихина // Предпрофильная подготовка учащихся основной школы: учебные программа элективных курсов по социально-гуманитарным предметам для системы повышения квалификации. М.: АПК и ПРО, Обернихина Г.А. Литература для детей в е годы / Г.А. Обернихина // Предпрофильная подготовка учащихся основной школы: учебные программа элективных курсов по социально-гуманитарным предметам для системы повышения квалификации. М.: АПК и ПРО, Обернихина Г.А. Блок к программа «Экология водных ресурсов» (русский язык и литература) / Г.А. Обернихина // Предпрофильная подготовка учащихся основной школы: учебные программа элективных курсов по социально-гуманитарным предметам для системы повышения квалификации. М.: АПК и ПРО, Обернихина Г.А. Экранизация русской классики / Г.А. Обернихина // Предпрофильная подготовка учащихся основной школы: учебные программа элективных курсов по социальногуманитарным предметам для системы повышения квалификации. М.: АПК и ПРО, Программа элективного курса «Азбука журналистики» для класса // Завучу на заметку: Рекомендации по использованию учебников. Программы элективных курсов. М.: Вентана-Граф, С Программа элективного курса «Слово образ смысл: филологический анализ литературного произведения»: / В.Ф. Чертов, Е.М. Виноградова, Е.А. Яблоков, А.М. Антипова // Программы элективных курсов. Литература класс. Профильное обучение. М. : Дрофа, Савченко К.В. Золотой век. Поэты пушкинской поры: программа элективного курса / К.В. Савченко // Проф.школа Трунцева, Т.Н. Портретные характеристики литературных героев в системе идейнохудожественного анализа произведения: [программа элективного курса классов; 18 часов] / Т.Н. Трунцева // Проф.школа

5 18. Яковлев В.В. «Мой ровесник на страницах современной русской литературы»: программа факультативного курса (курса по выбору) по литературе для уч-ся 8-9 кл. / Н.И. Яковлев // Образование в совр. школе При выборе программ элективных курсов решающим фактором становится наличие учебных пособий для обучающихся. Программы элективных курсов. 1. И.Латыпов. Физическая культура. Профильное обучение классы. Программы элективных курсов. Сборник 1. Дрофа, «Программа общеобразовательных учреждений. Физическая культура. Основная школа (5-9 классы). Средняя (полная) школа (10-11 классы). Профильный уровень» (А. П. Матвеев, - М.; Просвещение) Элективные курсы, рекомендованные для использования в учебном процессе: 1. Программа элективного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» «Технологии укрепления и сбережения здоровья» 8-9 кл. Предпрофильное обучение: сборник 1. М.: Дрофа, Программа элективного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» «Стрелковая подготовка в курсе «ОБЖ» кл.: Метод.реком/ Н.ГОДА Харьков.-М.: Дрофа, Программы элективных курсов. Основы безопасности жизнедеятельности. 8-9 классы: Предпрофильное обучение. Сборник 1 / Винник А.Л. - М.: Дрофа, Основы безопасности жизнедеятельности. Программа для общеобразовательных учреждений классы. Профильный уровень. Смирнов А. Т., Миронов С.К. -М.: Дрофа, 2009.


2018 2019 учебный год Раздел 2. Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой по заявленным к лицензированию образовательным программам ШО 1 п/ п Уровень, ступень образования,

УМК, реализуемые в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе 79 г.о.тольятти в 2014-2015 учебном году Содержание образовательного процесса: Реализуемые образовательные

УМК средней школы Русский язык. Программа авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. «Общеобразовательная программа «Русский язык 5-9 класс», М.» 5 5 базовый Русский язык. 5 кл.

5 класс: в 2-х ч., М.; «Просвещение», 2013 г. Литература В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин «Литература» в 2-х ч., М.; «Просвещение», 2013 г. Английский язык И.Н. Верещагина, О.В. Афанасьева «Английский

УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ Сведения об укомплектовании библиотеки печатными образовательными ресурсами и ЭОР п/п Уровень, ступень образования, вид образовательной программы, наименование предмета, дисциплины

МБОУ Средняя общеобразовательная школа Химки Приняты Педагогическим Советом Протокол от 0 августа 07. Утверждены приказом директора школы от 0.09.07 РЕАЛИЗУЕМЫЕ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «СОШ 96» г. Кемерово Т.А. Абрамова 2018 г. Программно-методическое обеспечение образовательной программы МБОУ «СОШ 96» на 2018-2019 учебный год 10-ы (БУП-2004) Программно-методическое

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 36» Аннотации к рабочим программам 5-9 классов, реализуемым в 2016-2017 учебном году. класс предмет Кол-во Кол-во

Образовательные программы основной школы (II уровень обучения): Предметы в соответствии с учебным планом, класс(ы) Русский язык Русский язык Русский язык 7 «А», 7 «Б», 7 «В» Русский язык 8 «А», 8«Б», 8

Приложение 2 к учебному плану на 2018-2019 учебный год п/ п Учебно-методический комплект для обучающихся 5-9 классов МАОУ «СОШ г. Зеленоградска» на 2018-2019 учебный год Предмет Класс УМК (программа) УМК

Перечень учебников на 2018-2019 учебный год утвержден приказом 154 от 17.05.2018 г. составлен в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03. 253 «Об утверждении

Аннотации к рабочим программам ФК ГОС основного общего образования. по русскому языку: рабочих программ рабочих программ) изучение русского языка в 8-х классах предусмотрено 3 учебных часа в изучение русского

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия 2 г. Черняховска Калининградской области ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ, реализуемые в МАОУ Гимназии 2 г.черняховска Калининградской области

31.08.2016 г. Форма утверждена Приказом Министерства образования и науки РФ от 3 сентября 2009 г. 323 Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой по заявленным образовательным

ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ учебной литературой по ГБОУ Школа 1363 Школьное отделение «Гимназия 1597» 5-11 классы ЮВАО муниципалитет «Выхино-Жулебино» на 2016-2017 учебный год УМК «Школа России» 5 «АГ», 5 «БГ», 5 «ВГ»

Программно-методическое обеспечение учебного плана для среднего общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения СОШ 2 на 2016-2017 учебный год предмет: русский язык 10 профильный

Перечень учебных программ, реализуемых в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении г. Владимира «Основная общеобразовательная школа-интернат 30» Программно методическое обеспечение 1-4 классов

Сведения об учебно-методическом обеспечении образовательного процесса п/п Название предмета в соответствии с учебным планом 1. Русский язык Иностранный язык (английский) Алгебра Информатика и 6. Технология

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия 2 г. Черняховска Калининградской области» Утверждаю Директор МАОУ «Гимназия 2 г. Черняховска» А.Д. Ясюченя Приказ от 23.05.2017 г. 92/5-ОД

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный план Лицея инновационного образования, реализующего образовательную программу среднего (полного) общего образования, составлен в соответствии с: Федеральным законом Российской

Приложение 1 к учебному плану на 2014-15 учебный год ГБОУ гимназия 1595 ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА на 2014-2015 учебный год МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА соответствует

«УТВЕРЖДАЮ» 2018г. Директор школы И.Д. Адамчук ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Реализуемые образовательные программы в 2015-2016 учебном году: а) образовательные программы начальной школы (I ступень образования): Основные Предмет в соответствии с учебным планом 1 класс Азбука Литературное

Приложение к приказу 155 от 10.09.2018г. «Об утверждении годового календарного учебного графика, учебного плана, плана работы школы, списка учебников на 2018-2019 учебный год» Список учебников и УМК на

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия 2 г. Черняховска Калининградской области» Утверждаю Директор МАОУ «Гимназия 2 г. Черняховска» А.Д. Ясюченя Приказ от 23.05.2018 г. 90/7-ОД

8Б класс Предмет Русский язык Литература Иностранный язык (английский язык) Японский язык (второй язык) Класс, литера Уровень изучения углубленный Количество часов 5 Программа Русский язык. 5-9 классы.

УМК, реализуемые в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе 79 г.о.тольятти в 2013-2014 учебном году Содержание образовательного процесса: Реализуемые образовательные

УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 38» ГОРОДА КАЛУГИ Среднее общее образование. (ФК ГОС) (Базовый уровень) Предметы в соответствии с учебным планом Русский язык Литература

Утверждаю: Наименование учебника Класс Автор Издательство Год издания 2018-2019 учебный год: за счет образовательной СУБВЕНЦИИ на сумму252 691 руб за счет внебюджетных средств на сумму 219 560 руб. Приобретение

Русский язык 5-9 классы. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы для

Г. Щекино муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Об утверждении списка учебников на 2018-2019 учебный год «Лицей 1» г. Щекино ПРИКАЗ 55а. Согласно п. 3 ст.28 закона РФ «Об образовании в

10б 36 Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык.10-11 ы. М.: ООО «Русское слово учебник», 2012. 11а 11б Литература 9 102 Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык.10-11 ы. М.: ООО «Русское слово учебник»,

П/п Наименование предмета Перечень учебной литературы по предметам согласно учебным планам общего образования 2018-2019 учебный год основное образование Номер ФПУ Учебная литература 8 класс Укомплекто

УМК по физико-математическому профилю (2016-2017 уч. год) Класс Название учебника в федеральном перечне 7 Баранов М.Т, Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. 1.2.1.1.4.3 Русский язык. 7 класс. М.: Просвещение

Реализуемые образовательные программы ГБОУ СОШ с.майское (основные и дополнительные): Предметы в соответствии с учебным планом Основные с указанием уровня. Учебники Иванов С.В., Кузнецова М.И., Евдокимова

Список учебников, используемый в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа 13» г. Бердска Новосибирской области в 2015-2016 учебном году Учебные предметы

Образовательные программы основной школы (2 ступень обучения) Предметы в соответствии с учебным планом Основные Программы с указанием уровня Автор Русский язык 5 класс Авторы программы М.Т. Баранов, Т.А.

1. Начальная школа: Обеспеченность УМК учебниками Комплекты 1 кл. 2 кл. 3 кл. 4 кл. 1. Школа России 1 3 2 4 2. Начальная школа 21 века 3 1 1 - Приложение 1. Автор Название Издательство Кол-во 1 класс 1.

СОГЛАСОВАН Главный специалист отдела общего образования Управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации города Владивостока / О.П.Грицюк ПРИНЯТ Педсовет МБОШИ «лицейинтернат

Учебно - методический комплекс основного общего образования Предмет Классы Учебник Программа Кол-во Бум. Элект. Химия 8-е - Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник. Рекомендован МО РФ М.: Дрофа, 2017. -

Список учебников к использованию в образовательном процессе МОУ «Киришская средняя общеобразовательная школа 6» в 2013-2014 учебном году Приложение 1 к приказу 155 от 04.09.2013г. Название учебника, автора

Программно-методическое обеспечение 1-4 классы ФГОС Буп 2004 программа программа Название Издательство Год издания Название Издательство Год издания программы программы Авторская Авторская программа «Школа

2 Русский язык Русский язык. Канакина В.П., Просвещение 2018 Горецкий В.Г. 2 Математика Математика. Моро М.И. Просвещение 2018 2 Окружающий мир Окружающий мир. Плешаков А.А. Просвещение 2018 2 Иностранный

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.кончанско-суворовское» Сведения о реализации образовательных программ, (начальное общее образование, основное

Перечень учебников школы 4 2017-2018 учебный год Автор и заглавие Издательство Год издания Класс Начальная школа «Планета знаний» ФГОС Андрианов Букварь Астрель 2016 1 30 Андрианова Т.М. Русский язык.

2 Английский язык Английский язык в 2 Афанасьева О.В., Михеева И.В, Москва «Дрофа» 2015, 3 Математика Математика. В двух Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Просвещение 2016 3 Русский язык, Русский

Перечень используемых учебных изданий для реализации общеобразовательной программы начального общего образования в 2018-2019 учебном году 1 2 3 1 Начальное общее образование Список учебников, рекомендованных

Принято на заседании педагогического совета МБУ «Школа 46» Протокол 8 от 27.04. 208 г. Перечень учебной литературы на 208 209 учебный год. В соответствии с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных

В) образовательные программы средней школы (III уровень обучения): Русский язык 10 «А», 10 «Б» 11 «А» Литература 10 «А», 10 «Б» Литература 11 «А», 11 «Б» Алгебра и начала анализа 10 «А»,10 «Б» Алгебра

Перечень учебников на 2018-2019 учебный год утвержден: Протокол 2 от 26.02.2018г. составлен в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 253 «Об утверждении

Реализуемые образовательные программы и используемые учебники образовательные программы основной школы (II ступень образования): Предметы в соответствии с учебным планом 5 класс Русский язык Основные Программы

Принято на заседании Педагогического совета МБУ «Школа 46» Протокол 8 от 27.04.208 Перечень учебной литературы на 208 209 учебный год. В соответствии с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных к

П/п Приложение 1 к приказу от 23.06.2017 _117-а Перечень учебников, допущенных к использованию в образовательной деятельности в гимназических классах МБОУ «Школа 35» в 2017 2018 учебном году Начальное

6 Биология В.В. Пасечник Программа среднего(полного) общего образования по биологии 10-11 классы, М., Дрофа 2009г Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология (базовый уровень). 10-11кл. М.:

1 Раздел 3. СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Русский язык и литература п\п Наименование предмета Классы 1. Русский язык 10абв 11абвг Программа (название, автор, издательство, место и год издания) Программа

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 18 с углубленным изучением математики Василеостровского района Санкт-Петербурга Список учебников, учебных пособий,

Предметы класс Приложение 1 к приказу от 20 г. «Об утверждении перечня учебников на 2016-17 учебный год» 1 Обучение грамоте 1 Л.Е. Журова, М.И. Евдокимова «Букварь», 2 ч, Москва, Вента Граф, М.М. Безруких,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пригородная средняя общеобразовательная школа» ПРИНЯТО педагогическим советом школы с участием родительской общественности протокол 1 от 30.08. 2018

Рабочие программы основного общего образования Русский язык 5 9 (с 01.09.2015) Рабочая программа по русскому языку составлена на основе примерной общеобразовательной программы по русскому языку для 5-9

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса на -2019 учебный год МАОУ «Гимназия 25 г.благовещенска» Начальное основное образование п/п Наименовани е предмета Издательство Автор/ авторский

Предмет Класс Кол-во часов Программно-методическое обеспечение учебного плана среднего общего образования МБОУ «Борисовская СОШ 2» 2015-2016 учебный год Среднее общее образование Русский язык 10, 11 Базовая

Пояснительная записка к учебному плану. Учебный план является нормативным документом, определяющим распределение годового учебного времени, отводимого на освоение федерального, регионального компонентов

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Предметно-языковая школа «Дуплекс» г. Перми Программно-методическое обеспечение образовательного процесса г. Пермь 2015 г. Русский язык Класс Программа

Среднее (полное) общее образование Обязательные для в старшей школе общеобразовательные учебные предметы: Русский язык, Литература, Иностранный язык, Математика, История, Обществознание, Естествознание

«Принят» на Педагогическом совете протокол 54 от «30» августа 2017г «Согласовано» Председатель Управляющего совета Смирнов С.А. «30» августа 2017г «Утверждаю» Директор ГБОУ ЦО 1679 В.Н. Просвиркин «30»

Предмет Классы Русский язык 11а,11б Литература Русский язык 10в, 11в Английский язык Французский язык Название учебной программы русскому языку (базовый литературе (базовый русскому языку (профильный английскому

Аннотация к рабочим программам среднего общего образования 2016-2017 учебный год РУССКИЙ ЯЗЫК 10-11 КЛАССЫ 10 А класс Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень).

Учебники, заявленные на 2017 2018 учебный год. 5 класс Уважаемые учащиеся и родители! Не забывайте участвовать в областной акции «Подари учебник школе», чтобы пополнить обменный фонд учебников библиотеки.

Русский язык 9 Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. и др; Русский язык. 9 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 9-е издание, испр. М.:

Характеристика реализуемой образовательной программы. СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Среднее (полное) общее образование Наименование предмета (в соответствии с учебным планом) Программа 3 (наименование, автор,

Приложение 2 Программно - методическое сопровождение образовательного процесса муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы 63 города Тюмени на 2016-2017

Учебный план основного общего образования МОУ «СОШ 84» (6 классы) Предметные области Учебные предметы/классы Количество часов в неделю 6а 6б 6в 6г Обязательная часть Филология Русский язык 6 6 6 6 Литература

Сведения об обеспеченности образовательного процесса ЧУ ОО школы «Личность» учебной литературой в 2017-2018 учебном году КЛАСС ДИСЦИПЛИНА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ УМК Русский язык М: Просвещение, 2014г. М: Просвещение,

Создание программ к элективным курсам - принципы и практика

(на примере УМК "Деловой английский для школы"/ "Business English for Schools ")

В 2002 году Министерством образования РФ была принята "Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования" (утверж­дена приказом Министерства образования РФ № 2783 от 18.07.2002). В соответствии с Концепцией перед школами открылась возможность в большей степени учитывать потребности учащихся, эффективнее готовить их к будущей профессии или продолжению обучения в вузах. Вместе с тем перед учителями школ возникла проблема разработки элективных курсов для учащихся. В данной статье рассмотрим практические аспекты разработки и оформления про­граммы для элективного курса, вопросы ее экспертизы и утверждения.

Прежде всего следует уточнить что именно понима­ется под элективным курсом. В Концепции приводится следующее определение: "Элективные курсы - обя­зательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана... Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. По элективным кур­сам единый государственный экзамен не проводится. При этом примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразова­тельных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50:30:20".

Элективные курсы имеют сле­дующие достоинства: они позволяют ориентировать обучение на реальный интерес школьников, позволяют поддерживать высокий уровень языковой подготовки, дают администрации школы свободу в планировании нагрузки (как правило, элективные курсы преподаются во второй половине дня), дают возможность учителю повысить свою квалификацию и расширить поле ра­боты, а также позволяют ученикам сделать выбор из множества направлений для углубленного изучения. В рамках преподавания английского языка элективные курсы могут использоваться для интенсивного развития коммуникативной компетенции, для предпрофильной подготовки, а также для углубленного изучения пред мета с целью лучше подготовиться к сдаче экзамена. Следует понимать разницу между курсами по выбору, которые входят в предпрофильную подготовку (то есть могут вводиться в 9-м классе) и могут быть кратко­срочными, и элективными курсами, которые являются частью профильного обучения и отличаются большей длительностью (до 72 часов). Итак, элективный курс преподается в 10-11 -х классах средней школы, входит в профильное обучение и его объем может составлять до 72 учебных часов. Таким образом, курс длитель­ностью 70-72 часа при отведенном на него одном учебном часе в неделю может преподаваться в 10-х и 11 -х классах, а при выделенных на него двух часах в неделю может быть пройден за один учебный год. Современные учебные пособия для элективных курсов, такие, как "Деловой английский для школы" / "Busi ­ness English for Schools " и "Английский для естествен­но-математического профиля" / "English for Science ", рассчитаны именно на 70 часов аудиторных занятий, и еще два часа могут использоваться для оценки учебных достижений школьников в рамках элективного курса. Однако наличие качественного, современного учеб­но-методического комплекта для элективного курса не снимает проблему разработки учебной программы.

Вне зависимости от того, планируется ли преподавать данный курс как модульный или линейный, учебная программа курса должна включать следующие компоненты:

    титульный лист;

    пояснительную записку;

    содержание курса - тематический план;

    библиографию.

Титульный лист содержит: наименование обра­зовательного учреждения, сведения о том, где, когда и кем утверждена программа, название элективного курса, класс, на который рассчитана программа, ФИО и должность автора программы, название города (на­селенного пункта) и год разработки программы. Сле­дует отметить, что расположение элементов титульного листа часто определяется инструктивно-методическим письмом управления образования в каждом конкрет­ном регионе.

В ряде городов и регионов, например в Санкт-Пе­тербурге, на титульном листе рекомендуется указывать ФИО экспертов, проводивших экспертизу программы курса.

Пояснительная записка должна включать:

    аннотацию, обоснование необходимости курса;

    пояснение места и роли курса в учебном процессе (с пояснением того, какие умения и навыки развива­ются, какие межпредметные связи включает данный курс);

    цель курса;

    задачи курса;

    планируемый результат;

    виды и формы контроля.

Необходимость предлагаемого курса может быть обоснована потребностями учащихся, выявленными в ходе анкетирования или другого исследования. Целью курса, как уже было отмечено выше, может быть раз­витие отдельных компонентов коммуникативной ком­петенции или их совокупности, углубленное изучение предмета для подготовки к экзамену или поддержка обучения профилирующему предмету. Задачи курса вытекают из его целей - это конкретные шаги, которые требуется предпринять для достижения цели курса.

Планируемый результат - это перечисление того, что школьники будут уметь в результате прохождения курса. Например, если одной из задач курса являлось обучать писать деловые письма, то в результате прохож­дения курса школьники научатся писать деловые письма в соответствии с требованиями делового этикета.

Отметим, что в соответствии с Концепцией возмож­но использование разнообразных видов контроля, а именно самоконтроля, языкового портфолио, проекта, выполнения практического задания и т. д.

Методические рекомендации содержат описа­ние методических принципов, положенных в основу курса, а также могут перечислять основные приемы и педагогические технологии, рекомендованные для использования в рамках данного курса.

Содержание курса - тематический план - включает перечень тем с их реферативным описанием, количес­тво часов, отводимого на каждую из тем, с указанием количества практических и теоретических часов, а также формы подведения итогов по темам, если они преду­смотрены программой и структурой курса.

В разделе "Библиография" перечисляются все УМК, учебные пособия, аудиоматериалы и интернет-ресурсы, которые будут использованы в рамках данного элективного курса.

Приведем пример оформления титульного листа:

_____________________________________________________________________________

Утверждаю

Директор школы:

Т.А. Чистякова

Программа элективного курса

«Формирование ИКТ-компетентности»

Габидуллина Татьяна Николаевна

Пояснительная записка

Элективный курс является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Он способствует углублению знаний учащихся, развитию логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, данный курс по информатике имеет большое воспитательное значение, так как его цель не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.

Основная функция элективного курса по информатике – выявление средствами предмета информатики нравственности личности, ее профессиональных интересов. Содержание данного курса не дублирует базовый курс. Это курс, расширяющий базовый курс информатики, дающий возможность познакомиться учащимся с интересными нестандартными вопросами. Изучение основ программирования связано с развитием целого ряда таких умений и навыков, которые носят обще интеллектуальный характер и формирование которых – одна из приоритетных задач современной школы. Изучение программирования развивает мышление школьников, способствует формированию у них многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования для развития мышления школьников, формирования многих обще учебных, обще интеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно. Изучая программирование на Паскале, учащиеся прочнее усваивают основы алгоритмизации, приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста. Он расширяет базовый курс по информатике и информационным технологиям, является практико- и предметно-ориентированным и дает учащимся возможность познакомиться с интересными, нестандартными вопросами информатики, проверить способности к информатике. Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания. Вместе с тем, они тесно примыкают к основному курсу. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших знаний и умений в области информатики, предусмотренных школьной программой, поможет оценить свои возможности по информатике и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

Программа рассчитана на один год обучения. Образование осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся – 1 час в неделю, всего – 35 часов за год.

При составлении учебной программы элективного курса учитывались социально-психологические характеристики и возрастные особенности каждого ученика и коллектива класса в ходе сопровождения социально-психологической службы школы.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Личностные образовательные результаты

готовность и способность к выполнению норм, требований, прав и обязанностей ученика;

умение вести диалог, работать в команде, оказывать посильную помощь одноклассникам при разработке и создании проектов;

готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во время внеурочных занятий;

готовность к выбору профильного образования, связанного с профессией программиста или частично связанной с ней;

развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение алгоритмических структур и команд среды программирования;

получение навыков прогнозирования своей деятельности в ходе создания проектов;

воспитание бережного отношения к техническим средствам обучения: компьютер, микрофон, наушники, проектор.

Метапредметные образовательные результаты

создание и преобразование моделей и схем для решения задач;

осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач на компьютере в зависимости от конкретных условий;

построение логического рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей;

овладение составляющими проектной деятельности, включая умения видеть проблему, формулировать тему и цель проекта, составлять план своей деятельности, осуществлять действия по реализации плана, результат своей деятельности соотносить с целью, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, доказывать, защищать свои идеи, оценивать результаты своей работы;

умение работать с разными источниками информации: находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научной литературе, в словарях и справочниках, интернете), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; создавать Лого-проекты;

способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках при решении алгоритмических задач;

умение оформлять свои мыли письменно; слушать и понимать; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

умение правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);

осуществление информационного подключения к локальной сети и глобальной сети Интернет;

умение входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;

∙ соблюдение требований техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.

формирование собственного информационного пространства: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники;

моделирование с использованием средств программирования;

проектирование и организация своей индивидуальной и групповой деятельности, организация своего времени с использованием ИКТ.

Предметные образовательные результаты:

понимание терминов «исполнитель», «система команд»;

понимание термина «алгоритм»; знание основных свойств алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминированность, возможность возникновения отказа при выполнении команды);

составление неветвящихся (линейные) алгоритмов управления исполнителями и запись их на языке программирования;

понимание (формально выполнять) алгоритмов, описанных с использованием конструкций повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов;

создание алгоритмов для решения несложных задач, используя конструкции повторения (циклы) и вспомогательные алгоритмы;

создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в среде программированияЦели и задачи курса

    Формирование у учащихся интереса к профессиям, связанным с программированием.

    Формирование алгоритмической культуры учащихся.

    Развитие алгоритмического мышления учащихся.

    Освоение учащимися всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Паскаль.

    Формирование у учащихся навыков грамотной разработки программы.

    Углубление у школьников знаний, умений и навыков решения задач по программированию и алгоритмизации.

Планируемые результаты:

По окончании обучения учащиеся должны:

    знать понятие алгоритма, его свойств, способов записи;

    знать основные базовые алгоритмические конструкции: следование, ветвление и цикл;

    иметь представление о исполнителях Муравей, Робот, Чертежник, Черепаха;

    уметь работать в различных средах исполнителей;

    иметь представление о языках программирования, в частности о языке программирования Паскаль;

    уметь работать в среде программирования ABC Pascal;

    использовать основные базовые алгоритмические конструкции при программировании на языке Паскаль;

    уметь писать программы на языке Паскаль, используя основные базовые алгоритмические конструкции и стандартные алгоритмы.

Алгоритмизация (5 часов)

Понятие алгоритма и исполнителя. Система команд исполнителя. Формы записи алгоритмов. Выполнение алгоритмов для исполнителя. Графическое изображение алгоритма. Блок-схемы алгоритмов. Понятие линейного алгоритма. Условие. Разветвленные алгоритмы. Графическое изображение разветвленного алгоритма. Цикл. Способы записи цикла. Исполнители Муравей, Робот, Чертежник, Черепаха.

Программирование (30 часов)

Языки программирования, язык программирования Паскаль. Среда программирования ABC Pascal, элементы интерфейса ABC Pascal.

Данные. Типы данных. Константы. Переменные, присваивание значений. Арифметические выражения, правила записи на языке Паскаль, основные арифметические действия и их запись на языке Паскаль. Формат результата. Процедуры ввода и вывода и их простейшая форма.

Структура программы на языке Паскаль, линейный алгоритм. Программирование линейных алгоритмов.

Ветвление. Полное и неполное ветвление. Условный оператор, оператор выбора.

Циклы, цикл с предусловием, цикл с постусловием, цикл с параметром, итерационные циклы. Организация циклов с помощью блока «ветвление».

Графика на языке Паскаль. Способы решения алгоритмических задач. Программирование алгоритмических задач. Массивы данных. Обработка массива. Строковые переменные. Обработка данных, вводимых в виде символьных строк. Подпрограммы: процедуры и функции, локальные и глобальные переменные.

Исправление ошибок в простой программе с условными операторами. Обработка массива.

Календарно-тематический план

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности учителя

Характеристики основных видов деятельности обучающихся

Примечание

Введение. Инструктаж по ТБ

Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас.

Проводит инструктаж по ТБ. Объясняет алгоритм, его свойства, примеры алгоритмов. Формальный исполнитель. Система команд исполнителя.

Знать понятие алгоритма как фундаментального понятия информатики, определение

алгоритма, его свойства. Уметь приводить примеры алгоритмов. Знать назначение исполнителя. Иметь представление об исполнителях, системе команд конкретного исполнителя, о формальном исполнении алгоритма.

Формы записи алгоритмов.

Объясняет формы записи алгоритмов. Графическое изображение алгоритма. Блок-схемы

Знать формы и способы записи алгоритмов, понятие блок-схемы, обозначения блоков. Уметь записывать алгоритм известными способами.

Линейные алгоритмы. Разработка линейных алгоритмов.

Объясняет понятие линейного алгоритма. Исполнитель Муравей.

Иметь представление о линейных алгоритмах. Знать правила записи линейного алгоритма; обозначения блоков. Уметь составлять линейные алгоритмы для исполнителя Муравей и записывать их различными способами. Уметь пошагово выполнять линейные алгоритмы.

Алгоритмы с ветвлениями.

Учит строить разветвленные алгоритмы. Графическое изображение разветвленного алгоритма. Исполнитель Робот.

Иметь представление о разветвляющихся алгоритмах. Уметь строить разветвляющий алгоритм для исполнителя Робот.

Циклические алгоритмы.

Учит способам записи цикла. Исполнитель Чертежник и Черепаха.

Иметь представление о циклических алгоритмах. Уметь строить циклические алгоритм для исполнителей Робот, Чертежник, Черепаха.

Решение задач.

Объясняет основные базовые алгоритмические конструкторы. Исполнители Робот, Чертежник, Черепаха.

Уметь решать задачи с помощью исполнителей Робот, Чертежник, Черепаха с использованием базовых алгоритмических конструкций.

Знакомство со средой исполнителя Scratch.

Знакомит с интерфейсом и возможностями среды исполнителя Scratch.

Иметь представление о возможностях среды исполнителя Scratch. Уметь решать простейшие задачи в Scratch.

Решение задач в Scratch.

Рассказывает возможности среды Scratch. Основные алгоритмические конструкции в среде Scratch.

Уметь решать задачи с различными базовыми конструкциями в Scratch.

Величины. Алгоритмы с величинами.

Рассказывает алгоритмы с величинами. Знакомит со средой КуМИР.Учит решению задач в среде КуМИР.

Иметь представление о величинах. Уметь составлять алгоритмы с величинами и записывать их на алгоритмическом языке в среде КуМИР.

Алгоритмы с величинами.

Учит разрабатывать алгоритмы с величинами в среде КуМИР.

Уметь составлять алгоритмы с величинами в среде КуМИР, используя различные базовые алгоритмические конструкции.

Среда разработчика ABC Pascal. Элементы интерфейса.

Знакомит со Средой программирования ABC Pascal, элементами интерфейса ABC Pascal.

Иметь представление о среде программирования ABC Pascal. Уметь запускать программу ABC Pascal.

Создание, компиляция, исполнение и отладка программ.

Формирует представление о программе на языке Паскаль, компиляции, исполнении, отладке программы.

Иметь представление о структуре программы на языке Паскаль. Уметь создавать программу в среде ABC Pascal, проводить компиляцию и отладку.

Синтаксис и семантика языка ABC Pascal l.

Объясняет синтаксис языка Паскаль, семантика языка Паскаль. Типичные ошибки. Сообщения об ошибках.

Иметь представление о синтаксисе и семантики языка Паскаль. Знать типичные ошибки при составлении программы и уметь их исправлять.

Данные. Типы данных. Константы.

Рассказывает простые и составные типы данных в языке Паскаль. Переменные и константы.

Знать основные типы данных (простые и составные). Иметь представление о переменных и константах. Уметь записывать их на языке Паскаль.

Числовой тип данных.

Объясняет числовые типы данных, целые и вещественные типы данных.

Знать основные типы числовых данных в языке Паскаль. Уметь применять их при составлении программ.

Построение арифметических выражений.

Ставит задачи на арифметические выражения, правила записи на языке Паскаль, основные арифметические действия и их запись на языке Паскаль. Формат результата.

Знать правила записи основных арифметических действии и выражений на языке Паскаль. Уметь применять их в среде ABC Pascal l.

Оператор присваивания.

Формирует знания об операторе присваивания, его записи на языке Паскаль.

Иметь представление об операторе присваивания. Уметь выполнять оператор присваивания.

Процедура вывода и ее простейшая форма.

Иметь представление о процедуре вывода и ее простейшей форме. Уметь применять её при программировании в среде ABC Pascal l.

Процедура ввода и ее формат. Простейший ввод.

Ставит задачу на Ввод и вывод данных на языке Паскаль, простейшие формы процедуры вывода.

Иметь представление о процедуре ввода и ее простейшей форме. Уметь применять её при программировании в среде ABC Pascal l.

Вывод информации на экран в текстовом режиме.

Объясняет текстовый режим. Вывод информации на экране в текстовом режиме.

Иметь представление о процедуре вывода информации на экране в текстовом режима. Уметь применять её при программировании в среде ABC Pascal l.

Расчеты по линейному алгоритму.

Знакомит со структурой программы на языке Паскаль, линейном алгоритме.

Знать структуру программы на языке Паскаль. Уметь составлять блок-схему линейного алгоритма.

Программирование линейных алгоритмов.

Объясняет структуру программы на языке Паскаль, линейные алгоритмы.

Знать структуру программы на языке Паскаль. Уметь составлять блок-схему линейного алгоритма; программировать линейный алгоритм на языке Паскаль.

Графический режим.

Объясняет графический режим, модуль Graph.

Иметь представление о графическом режиме в среде ABC Pascal l. Уметь подключать в программе модуль Graph.

Примитивы в графическом режиме.

Иметь представление о графическом режиме в среде ABC Pascal l. Уметь подключать в программе модуль Graph. Уметь рисовать основные графические примитивы в среде ABC Pascal l.

Рисование с помощью примитивов.

Объясняет графический режим, модуль Graph, основные графические примитивы.

Уметь создавать рисунки с помощью основных графических примитивов в среде ABC Pascal l.

Данные логического типа и логические выражения.

Рассказывает логический тип данных, логические выражения.

Иметь представление о логическом типе данных. Уметь составлять логические выражения.

Организация программ разветвляющейся структуры. Условный оператор

Формирует представление о операторе ветвление, условном операторе, полном и неполном ветвление.

Иметь представление об условном операторе. Уметь составлять блок-схему условного оператора и программировать на языке Паскаль.

Составной оператор. Многообразие способов записи ветвления.

Объяснить что такое оператор выбора.

Иметь представление об операторе выбора. Уметь составлять блок-схему оператора выбора и программировать на языке Паскаль.

Программирование циклов с предусловием и постусловием.

Рассказать об бщей записи цикла, тело цикла, выход из цикла

Знать понятие цикла с предусловием и постусловием. Уметь описывать их на языке Паскаль.

Программирование циклов с параметром.

Рассказать что такое общая запись цикла с параметром, тело цикла, счетчик, выход из цикла

Знать понятие цикла с параметром. Уметь составлять блок- схемы основных алго­ритмических структур и описывать их на языке Паскаль.

Иметь навыки созда­ния программы для реше­ния учебных задач.

Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива.

Иметь представление о понятии регулярного типа данных. Уметь описывать одномерные массивы на языке программирования и выводить их элементы на экран. Иметь навыки создания программ для решения учебных задач.

Вычисление суммы элементов массива.

Формирует представление: регулярные типы данных, одномерные массивы, работа с элементами массива.

Иметь представление об одномерных массивах. Уметь описывать одномерные массивы на языке программирования, выводить их элементы на экран; вычислять сумму элементов массива.

Творческая работа «Составление алгоритмов для исполнителей».

Ставит задачу на составление Алгоритма, исполнителя алгоритма, СКИ, основных базовых алгоритмических конструкции.

Составлять задачи для различных исполнителей на использование различных алгоритмических конструкций. Разрабатывать алгоритм для решения поставленной задачи.

Творческая работа «Составление программ на языке Паскаль».

Ставит задачу по созданию Программы, основные базовые алгоритмические конструкции на языке Паскаль, простые и составные типы данных.

Составлять задачи на использование различных алгоритмических конструкций на языке Паскаль. Разрабатывать алгоритм для решения поставленной задачи.

Итогово-обобщающий урок

Проверяет качество усвоения учебного материала за год

Проверить качество усвоения учебного материала за год.


Список литературы:

    Валов А.М. Алгоритмы и исполнители в учебном курсе информатике. НиПКиПРО, 2014г.

    Николаева Т.В. Информатика 7 класс. Методическое пособие для учителя. Кострома, 2005.

    Крылов С.С., Лещинер В.Р., Якушкин П.А. ЕГЭ-2009. Информатика. Универсальные материалы для подготовки учащихся / под ред. В.Р. Лещинера / ФИПИ. - М: Интеллект-центр, 2009.

    Культин Н.Б. Программирование в TurboPascal 7.0 и Delphi. СПб.: БХВ – Санкт-Петербург, 1998.

    Алгоритмы и исполнители К.Поляков, 1992-2008

    Модернизация отечественного школьного образования привела к появлению новой формы обучения. Элективный курс, который появился на основной и старшей ступени обучения, является обязательным. Его школьник выбирает согласно своим интересам и творческим возможностям.

    Историческая справка

    В 2002 году в РФ принята Концепция профильного образования на старшей ступени (10-11 класс), одобренная Министерством образования РФ. Именно в этот период и появились элективные курсы по отдельным учебным предметам, а также межпредметные курсы.

    Нормативная база

    Какие документы применяются в профильном обучении в российских школах? Факультативы, элективы создаются с учетом следующих документов:

    • Федерального базисного учебного плана (2004 год).
    • Концепции модернизации отечественного образования.
    • Распоряжения Правительства РФ от 2001 года.

    В России была создана специальная информационно-правовая база по элективным курсам. Она состоит из следующих документов:

    • информационное письмо об организации элективных курсов в профильном обучении.
    • приложение к письму МО РФ о введении специальной предпрофильной подготовки школьников.
    • рекомендации по созданию обучения на основе индивидуальных учебных планов школьников.

    Структура обучения

    Модель организации профильного обучения на старшей ступени имеет определенную структуру. Старшеклассникам предлагается курс по выбору, в рамках которого осуществляется комбинирование различных предметов школьной программы. Создаваемая при этом гибкая система профильного образования включает такие типы учебных дисциплин:

    • элективные;
    • профильные;
    • общеобразовательные базовые.

    Особенности элективов

    Что такое электив в школе? Это курсы, которые обладают широким спектром задач и функций:

    • обеспечивают глубокий уровень усвоения профильных предметов (разделов);
    • способствуют знакомству со смежными учебными предметами («Биохимия», «Физическая химия», «Компьютерная графика»);
    • гарантируют повышенный уровень освоения базовых учебных дисциплин (например, по русскому языку элективы 10-11 классах направлены на подготовку к успешной сдаче ЕГЭ);
    • помогают подросткам осваивать способы решения разных практических задач, успешно адаптироваться в социальной среде;
    • создают непрерывную профориентационную работу;
    • помогают удовлетворять познавательный интерес школьников к определенным предметам;
    • являются способом продвижения выпускников на рынке труда (элективы по делопроизводству, бухгалтерскому учету).

    Какое еще значение имеют элективы? Английский язык, являющийся в настоящее время международным, ребята могут осваивать не только в рамках традиционных уроков, но и на элективах.

    В настоящее время работодатели нуждаются в сотрудниках, которые могут брать на себя ответственность за совершение определенных поступков. Чтобы в полной мере выполнять социальный заказ, в школах организуются дополнительные занятия, имеющие разную направленность.

    Что такое электив? Это курс по одной либо нескольким дисциплинам, посещение которого является для ученика отличным способом развития интеллектуальных и творческих способностей.

    Рассуждая над тем, что такое электив, отметим, что он помогает учителям внедрять в образовательный и воспитательный процесс ФГОС нового поколения.

    Ключевая идея профильного образования заключается в увеличении роста возможностей учеников. Предпрофильное обучение было введено на второй образовательной ступени – в 9 классах. Что такое электив по профориентации?

    Чем элективы отличаются от факультативов? Главная особенность первых в том, что они являются обязательными, а вот факультативы не относятся к таковым. Несмотря на то что ребенок сам может выбрать элективный курс, избежать посещения хотя бы одного не получится. А вот заниматься на факультативах можно по желанию.

    Это курс, в рамках которого ребятам предлагают не только разнообразные тестирования, но и предлагается информация об особенностях профессий, востребованности разных специалистов на рынке труда.


    Требования к курсам

    Как должна быть оформлена программа электива по русскому языку, математике, химии, биологии? Этот вопрос волнует многих педагогов, работающих на основной и старшей ступени обучения.

    Курсы по выбору должны соответствовать определенным требованиям. Основные из них:

    • содержание курсов должно соответствовать требованиям ФГОС, включать материал, который выходит за рамки обычной школьной программы;
    • ребенок должен иметь право его выбора;
    • курсы предлагаются из расчета 10-12 часов, чтобы за год дети могли освоить несколько программ.

    Разновидности курсов

    Выяснив, что такое электив, перейдем к их подразделению. Педагоги разрабатывают два варианта:

    • предметно-ориентированные;
    • межпредметные.

    Пример электива «За рамками учебниками химии»

    Решение задач является важным аспектом, который позволяет качественно и глубоко усваивать учебный материал по химии. Предлагаемый курс позволяет модернизировать умения и навыки школьников в области расчетных задач, знакомит с разными алгоритмами, способствует практическому применению полученных знаний.

    Умение решать химические задачи – критерий творческого отношения к этой учебной дисциплине. При сдаче ЕГЭ по химии обучающиеся должны продемонстрировать не только знания, но и нестандартное мышление, логику. В рамках курса осуществляются практикумы, позволяющие школьникам проявлять инициативу и развивать самостоятельность.

    Важным аспектом является применение расчетных задач, имеющих связь с медициной, биологией, экологией, физикой. Курс вооружает школьников основными алгоритмами решения нестандартных и стандартных заданий. Он ориентирует подростков на естественнонаучный профиль, рассчитан на 68 часов.

    Основная его суть состоит в подведении ребят к осознанию связи между химическим образованием и жизнью в социуме. Формируется активная жизненная позиция, закладываются идеи применения теоретических навыков в повседневной жизни. По своей типологии данный элективный курс является межпредметным.


    Предназначение электива

    В курсе четко прослеживается единство материального мира, что способствует формированию гармонически развитой личности.

    При выполнении индивидуальных и групповых заданий, в ходе дискуссий, учащиеся получают общеучебные умения и навыки, совершенствуют свое логическое мышление.

    Данный курс знакомит старшеклассников со следующими профессиями: эколог, врач, биолог, химик-аналитик и т. д.

    Цели курса:

    • создание благоприятных условий для творческой самореализации и формирования познавательного интереса;
    • анализ готовности школьников к усвоению материала повышенного уровня сложности по химии;
    • формирование полноценных расчетных навыков, а также умения подбирать рациональный способ решения предлагаемой задачи;
    • профессиональная ориентация.

    Ожидаемые результаты

    Учащиеся должны знать:

    • способы решения разных типов задач;
    • формулы, необходимые для поиска ответа на вопрос;
    • основные и альтернативные способы решения химических заданий;
    • физико-химические величины.
    • самостоятельно подбирать рациональный вариант решения;
    • оформлять задачу в соответствии с требованиями.
    1. Знакомство с элективным курсом (1 ч).
    2. Разбор алгоритмов решения химических задач на неорганические реакции (4 ч).
    3. Выполнение упражнений по составлению сокращенных структурных формул углеводородов состава С7–С10 разветвленного строения, а также их изомеров (4 ч).
    4. Задачи с применением терминов «мольная доля», «объемное содержание», «молярная концентрация растворов» (3 ч).
    5. Рассмотрение заданий на определение молекулярных формул различных веществ по известным массам реагентов или продуктов сгорания (5 ч).
    6. Задания олимпиадного характера по темам: «Алканы» (2 ч).
    7. Анализ расчетных заданий по теме «Циклоалканы» (5 ч).
    8. Специфика рассмотрения заданий на выявление молекулярных формул органических соединений определенного гомологического ряда на базе химических реакций с их непосредственным участием (на базе гомологов этилена) (2 ч).
    9. Задачи олимпиадного уровня по темам: «Алкадиены» (2 ч) и «Алкины» (2 ч).
    10. Упражнения по темам: «Бензол» (2 ч), «Арены» (1 ч).
    11. Зачетная работа по рассмотренным алгоритмам (1 ч).
    12. Комбинированные задания по разделу «Углеводороды и их соединения» (3 ч).
    13. Составление химических реакций методом электронного баланса с участием различных классов органических веществ (3 ч).
    14. Задания олимпиадного уровня по тематикам: «Предельные одноатомные спирты» (2 ч); «Многоатомные предельные спирты – этиленгликоль и глицерин» (1 ч); «Фенолы и ароматические спирты» (1 ч).
    15. Комбинированные задачи на спирты (3 ч).
    16. Задачи профильного уровня по темам: «Карбонильные соединения: альдегиды и кетоны» (1 ч), «Предельные одноосновные карбоновые кислоты» (2 ч); «Непредельные и ароматические карбоновые кислоты» (1 ч).
    17. Задачи на генетическую взаимосвязь карбоновых кислот с другими органическими соединениями (3 ч).
    18. Задачи разного уровня сложности по разделам: «Сложные эфиры» (2 ч), «Жиры» (2 ч), «Углеводы – это сахара» (2 ч).
    19. Составление генетической взаимосвязи между разными классами органических веществ, осуществление готовых схем (3 ч).
    20. Комбинированные задания по тематикам: «Углеводороды» и «Кислородсодержащие и вещества» (3 ч).
    21. Зачет по пройденному материалу (2 ч).

    Заключение

    После внедрения на начальную и основную ступени образования стандартов нового поколения, в школах начали вводить предпрофильное и профильное обучение. В девятом классе помимо элективов по профориентации, ребятам предлагается еще несколько предметных курсов, выбор которых позволит им подготовиться к итоговой государственной аттестации, продумать будущий выбор профессии.

    Педагоги все чаще стараются разрабатывать межпредметные элективы, содержание которых связано сразу с несколькими предметными областями. Посещение занятий позволяет ребятам выбрать ту научную область, которая им наиболее интересна, углублять в ней свои теоретические и практические знания.

Последние материалы сайта