|
|
|
|
|
Трудные гласные буквы:
е;ё;ю;я |
ё;у;е;ы;а;о;э;я;и;ю |
Постановка согласных звуков и букв:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Трудные согласные буквы:
б;п |
ж;ш |
з;с |
г;к |
с;ц |
в;ф |
р;л |
п;л |
р;п;л |
з;с;ц |
ч;ж;ш;щ;ц;х |
Коррекционная работа должна быть комплексной и систематической. К вашим услугам разнообразные занимательные упражнения на развитие речи (), Речь - высшая психическая функция человека. Она обеспечивается головным мозгом, поэтому, отклонения в ее работе должны быть вовремя замечены и исправлены. Дети с тяжёлыми нарушениями речи нуждаются в систематической помощи логопеда. Лучше всего, если занятия будут проходить попутно. Например, идете в садик и учитесь говорить определенное слово. Или учите песенку. Здесь на сайте вы найдете упражнения на постановки всех звуков русского алфавита, а еще обучите ребенка читать. Чем больше активности вы будете проявлять с детишками, тем быстрее он обучится правильно говорить.
Если у ребенка нарушено произношение всех твердых задне¬язычных звуков, сначала поставьте ему произношение звука/Х/, затем /К/, после этого /Г/. Если у ребенка получился раньше звук /Х/, приступаю к постановке звука /К/, а затем, опираясь на пра¬вильное произношение этого звука, к постановке звуков /Х/ и /Г/.
а). Звук /Х/ легко вызывается по подражанию с использованием игрового приема: «Открой широко рот и подыши на свои руки, «погрей их». При этом логопед следит, чтобы кончик языка ребенка находился внизу, а задняя часть круто поднималась вверх, но не касалась нёба. Можно, например, сначала предложить ребенку сделать «невысокую горку», а уж потом «пустить ветерок».
б). Можно предложить ребенку смешную картинку или игрушку, чтобы вызвать у него смех, посмеяться вместе с ним, после чего обратить его внимание на смех: мы смеемся «ха-ха-ха». Закрепляем звук /Х/ в сочетании с другими гласными (О, Э, Ы).
Постановка звука /Х/ с механической помощью.
Если по подражанию вызвать звук не удается, его можно ставить с механической помощью, то есть с помощью зонда двигать язык вглубь языка. Просим ребенка произносить слог «са», при правильном положении языка получится «са-са- ха-ха».
Ребенку предлагается часто и протяжно произносить звук /К/. В это время получается сочетание «кх». Необходимо обратить внимание ребенка на то, что вслед за звуком слышится звук /Х/, после чего отрываем /К/ от/Х/. Получается /Х/.
Звук /Х/’ вызывается сразу в слогах. Логопед предлагает ребенку улыбнуться и неоднократно произнести слог «ХИ», подражая смеху маленькой девочки.
Звук /Х’/ ставится от опорного звука /С/, Ребенку предлагается произносить слог «СА», логопед с помощью зонда отодвигает язык вглубь рта до тех пор, пока не послышится звукосочетание «хя»: «са-ся-хя».
Способы и эффективные приемы постановки разных звуков
Начиная работу по правке звуков, изначально нужно определить причину их неправильного произношения. Как правило, нарушения могут возникать при дислалии, дизартрии, ринолалии. Каждый диагноз имеет свои особенности. Однако какой бы вид нарушения не был диагностирован, важно знать, чем характеризуются звуки, какой должна быть артикуляция, какие упражнения лучше использовать для определенных звуков.
Работу по правке звукопроизношения начинают со звуков, что наиболее доступны малышу. Задействуют все анализаторы: вибрационный, слуховой, зрительный и тактильный. На первых занятиях не стоит создавать в корне новые модели артикуляционных движений и фонем, чтобы вызвать нужный звук. Изначально работа базируется на максимальном использовании доступных ребенку моделей.
Детям, у которых диагностированы сниженная кинестезия или расстройства фонематического слуха, рекомендовано усваивать промежуточные артикуляции. Саму же артикуляцию можно улучшить, выполняя упражнения на удлинение выдоха и необходимое давление воздушного потока. Поэтому постановку звуков обычно начинают в положении лежа, разрабатывая нижне-диафрагмально дыхание. Так ребенок учится плавно вдыхать воздух носом и размеренно выдыхать его ртом.
Выполняя работу по формированию артикуляционного праксиса (способности произносить серию звуков родной речи), нужно учитывать, насколько сильна взаимосвязь мышц органов артикуляции. Полезно использовать такие приемы, которые должны опираться на зрительный контроль (выполнение упражнения ребенок должен контролировать в зеркале):
Корректируя произношение звуков, которые ребенок искажает, не стоит называть их – это вызовет неправильное их произношение.
Постановку звуков производят такими методами:
Если проводится работа над корректированием звукопроизношения, нельзя забывать о таких особенностях:
С теорией немного разобрались, приступим к практике.
Для постановки звуков [Л], [Л’] используют упражнения «Иголочка», «Маляр», «Индюшата», «Ступеньки», «Ковшик», «Охотник».
Если в речи ребенка звук [Л] отсутствует, его ставят в 2 этапа:
Важно выработать правильное направление струи воздуха. Если у ребенка определяется несколько звуков межзубным произношением, стоит развить моторику кончика языка. Помогать при этом можно любым удобным механическим способом.
Если ребенок звук [Л] заменяет звуком [Й], ему предлагают на среднюю часть боковой стороны языка, открыв рот, положить трубочку круглой формы, а кончик языка нужно убрать за верхние резцы. Главная трудность заключается в том, что ребенок продолжает слышать звук, который он воспроизводил ранее. Поэтому важно подключать слуховое внимание малыша к звуку, что он произносит во время его постановки.
Самый частый вопрос, встречающийся в практике: «Почему он(она) «не говорит звук «р», мы переживаем?» И пусть малышу всего 2 года, родители начинают переживать, не разобравшись с особенностями становления звукового ряда у детей.
Получить правильный звук «Р» - трудоемкий процесс. Как показывает практика, вызвать его при помощи подражания практически невозможно. Обычно, появлению его в речи, предшествует долгая подготовка артикуляционных органов, выработка нужных движений языка, учению различать верные и неверные звуки.
Наиболее подходящий комплекс упражнений – «Быстрая змейка», «Дятел», «Балалайка», «Индюшата», «Барабанщик», «Ковшик», «Иголочка». Есть и другие, не менее эффективные упражнения:
Нужно улыбнуться и открыть ротик, язык прижать к небу, словно готовимся произнести протяжный звук «нь». Удерживая язык в поставленном положении, открываем рот широко по максимуму, затем закрываем его. Повтор упражнения - 15-20 раз.
Открыть ротик, кончик языка убрать за передние зубы и пытаться произносить звук «з». Затем убрать язык обратно, упереться им в верхнее небо у линии роста передних зубов. Снова произнести звук «з».
Подобные упражнения отлично развивают артикуляцию, растягивают уздечку, укрепляют мышцы лица. Но чтобы поставить звук [Р], используют еще и специальные упражнения:
Если у малыша не получается удержать язык вверху, а сам звук получается глухим, попросите его удлинить звук – дрнь-дрнь (например, заведи автомобиль).
Чтобы поставить артикуляционные органы ребенка в правильное положение, при котором он сможет выговаривать звук «Ш», можно воспользоваться механическим приемом. Для этого просим ребенка произнести длинный звук «С» или слог «СА». В это время нужно аккуратно с помощью шпателя или ложки приподнять кончик язычка за верхний ряд зубов на альвеолы. Благодаря таким манипуляциям ребенок сможет выговорить звук «Ш». Но на этом упражнение заканчивать рано: важно обратить внимание ребенка на произношение им этого звука. Задача взрослого – помочь понять малышу и запомнить такое положение артикуляционных органов.
Когда у ребенка получилось выговаривать звук «Ш», начинают его автоматизацию. Для этого отрабатывают звук, сочетая его с гласными: ША-ШУ-ШИ-ШЕ-АША-ИШИ-УШУ-ОШО и пр. Затем отрабатывают звук в словах, в первую очередь используя те, где звук «Ш» стоит в начале, и только потом те, в которых он занимает место в середине или конце.
Далее отработка звука происходит в предложениях. Для этого могут использоваться скороговорки или четверостишья, в большинстве слов которых присутствует звук «Ш». На последнем этапе постановки звука можно предложить ребенку самостоятельно составить рассказ по опорным словам.
Для становления звука «Ш» используют следующие приемы:
На занятиях не забывайте использовать упражнения, способствующие общему укреплению и развитию артикуляционного аппарата.
Звук «Ж» ставят по аналогии постановки звука «Ш». Единственное отличие – в этом случае добавляем голосовое звучание. Артикуляция при постановке должна быть следующей:
В качестве упражнений можно использовать игры на подражание («Скажи, как говорит пчела», «…как летит самолет», «…как жужжит жук» и т.д.), скороговорки, определение звука в словах и прочие.
При произношении звука «Ч» ребенку предлагают слегка округлить губки, сделав трубочку, и выдвинуть их немного вперед. Зубки смыкать не нужно, но они должны близко располагаться друг к другу. Спинка и кончик языка должны соединиться с альвеолами или верхними зубками, образуя щель. При попытке проговорить звук «Ч», ребенок должен ощущать короткую струю воздуха, проходящую по середине языка. Мягкое небо при этом остается приподнятым и прижатым к задней части глотки. Голосовые связки напрягаться не должны.
Звук «Ч» ставят на основе «ТЬ» и «Щ». Поэтому логопеды используют 2 метода постановки «Ч»:
Автоматизацию звука выполняют в игровой форме, интересной для ребенка. Обязательно учитывайте возраст малыша, подбирая занятия и упражнения. Не пренебрегайте ярким наглядным материалом.
Звук «К» ставят механическим способом, используя шпатель. Артикуляция выглядит следующим образом:
Первый вариант постановки – от звука «Т». Используется, если звук «Т» ребенок проговаривает четко, чисто, без лишних призвуков.
Предложите малышу воспроизвести звук «ТА». Одновременно нажимайте шпателем на переднюю часть спинки язычка, вследствие чего послышится звук «ТЯ». Далее нужно продвинуть шпатель немного дальше вглубь, что спровоцирует произношение звука «КЯ». Еще более глубокий нажим на язычок дает четкое произношение звука «КА». Использование механического метода прекращают тогда, когда ребенок запоминает расположение артикуляционных органов для произношения изучаемого звука.
Звук «К» можно ставить на вдохе. Такое упражнение напоминает имитацию храпа – беззвучную либо шепотную. Предложите ребенку похрапеть в свое удовольствие. После упражнения можно услышать звук, напоминающий «К». Предложите ребенку произнести «КА» на вдохе и выдохе. После этого проведите автоматизацию звука традиционно: «КА-КО-КУ-КИ-КЕ-КЁ».
Артикуляция звука «Г» аналогична артикуляции звука «К». Однако в этом процессе участвует голос – голосовые связки во время упражнений должны смыкаться и вибрировать.
Звук «Г» можно поставить от «Ы». Для этого предложите ребенку запрокинуть голову назад и на сильном выдохе произнести «ЫЫЫЫ», выставляя одновременно нижнюю челюсть вперед, поднимая ее и опуская. По аналогии постановки звука «К» от «ТА» можно ставить звук «Г» от «ДА».
Артикуляция звука «Х» отличается от «К» тем, что задняя часть спинки язычка должна образовывать с небом не смычку, а щель по средней линии. Звук «Х» можно ставить так: предложите ребенку приоткрыть ротик на ширину двух пальцев и подуть на ладони теплым воздухом. Если звук не получается, можно попробовать запрокидывать в процессе голову вверх. Звук «Х» можно ставить от «С» и «Ш». Используют механический способ: когда ребенок проговаривает эти звуки, шпателем нужно отодвигать язычок вглубь рта.
Чаще всего звук «Й» получается поставить методом подражания, дополняя упражнения показом правильной артикуляции и тактильным ощущением экспираторной струи при протяжном произнесении «ЙЙЙЙ».
Ставят звук от произнесения звуков «АИА» или «ИА». Выдох нужно усиливать, когда произносится звук «И», и без перерыва нужно проговаривать краткое «А». Иногда эффективна постановка звука «Й» в словах, где он находится на первом месте.
От слога «ЗЯ» звук ставят механическим методом: ребенок проговаривает слог, а взрослый, используя шпатель, надавливает на переднюю часть спинки язычка, постепенно отодвигая его назад, пока не получится нужный звук.
Артикуляция следующая:
Постановку звука «Ц» выполняют, если ребенок четко выговаривает звуки «С» и «Т». Малыша просят быстро проговаривать «ТС», вследствие чего возникает нужный звук.
Используют 3 способа постановки звука «Ц»:
Артикуляция «С» такая:
Перед началом постановки звука, следует убедиться в готовности артикуляционного аппарата ребенка произносить свистящие звуки. Для подготовки используют комплекс специальных логопедических упражнений на совершенствование артикуляционного аппарата.
Звук «С» ставят несколькими способами:
Главное – дать ребенку возможность запомнить положение артикуляционных органов при воспроизведении звука «С», только потом его можно автоматизировать в слогах, словах и предложениях.
Артикуляция при воспроизведении звука «З» похожа на «С», только звук «З» более звонкий, поэтому при его проговаривании нужно задействовать голос. Звук «З» ставят после успешной автоматизации «С».
Постановка «З» аналогична работе со звуком «С», только нужно следить, чтобы ребенок подключал голос, ощущал вибрацию связок. Очень важно суметь донести ребенку, что эти звуки отличаются своим звучанием. Для этого предложите малышу положить ручку на горло и произнести поочередно оба звука. По вибрации ребенок поймет эту разницу. Когда звук «З» будет слышен отчетливо, предлагайте ребенку проговаривать его громче и четче. После этого проведите автоматизацию звука посредством упражнений на проговаривание слогов, слов, предложений.
Усилия ребенка должны быть естественными – это очень важно в постановке звуков. Последовательность постановки определяют по физиологическому ходу формирования произношения звуков. Изменения и коррективы в эту последовательность вносить можно, если учитываются индивидуальные особенности ребенка и есть уверенность в их эффективности.
Стандартная последовательность работы над звуками выглядит так:
Оптимальным возрастом для коррекции звукопроизношения считается 4-5 лет, для звука «Р» - 6-летний возраст. Работу обычно начинают над шипящими звуками, так как они не требуют четкого фокусирования струи воздуха.
Чтобы поставить твердые звуки, для слога используют гласную «А» (для «Л» - «Ы»), для мягких – «И». Автоматизацию звука, который удалось исправить, начинают с произношения прямых и обратных слогов, только затем со стечения согласных.
В целом работу над постановкой звуков должен проводить логопед. Он же определит, есть ли у ребенка отклонения в звукопроизношении, какие методы использовать для постановки звуков, как часто заниматься, он составит схему занятий, в которые включит различные, самые действенные в этом случае, приемы. Помните, что самодеятельность в исправлении нарушений звукопроизношения у детей может навредить. Только логопед знает, как правильно и эффективно организовать работу.
В норме становление правильного произношения звука К происходит к двум годам (М.Ф. Фомичева).
При произношении звука К губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Кончик языка опущен и касается нижних резцов. передняя и средняя часть спинки языка опущены, задняя часть смыкается с нёбом. Боковые края языка прижаты к задним зубам. Мягкое нёбоподнято и закрывает проход в полость носа. Голосовые связки разомкнуты. Выдыхаемая струя взрывает смычку между языком и нёбом, в результате образуется характерный шум.
При артикуляции Г добавляется участие голосовых складок. ослабляется сила выдоха и напряжение органов артикуляции по сравнению с К.
При артикуляции звука Х в отличие от К задняя часть спинки языка полностью смыкается с нёбом: по средней линии языка создаётся щель, проходя через которую выдыхаемый воздух производит шум.
При произнесении мягких КЬ, ГЬ, ХЬ язык продвигается вперёд и производит смычку с нёбом (а для ХЬ - щель). Средняя часть спинки языка приближается к твёрдому нёбу. Передняя часть опущена. Кончик языка находится несколько ближе к нижним зубам, но не касается их. Губы несколько растягиваются и открывают зубы.
Постановка звука [к]
По подражанию: ребенку предлагается выгнуть язык «горкой», прижать к небу и, не опуская, сдуть ватный шарик с тыльной стороны руки, поднесенной ко рту => [к]. Если по подражанию не удается, то механически
механическим способом при помощи пальца или шпателя, исходя из звука [т]. Ребенку предлагают произносить слог та. В момент произнесения педагог нажимает пальцем на переднюю часть спинки языка, благодаря чему получается слог тя. Затем педагог продвигает палец несколько глубже, в результате чего получается слог кя. Наконец, третий этап — еще более глубокий нажим на язык — дает твердый звук — ка.
Постановка звука от "покашливания"
1. Ребёнок должен "покашливать" вслед за педагогом. Широко открыть рот, чтобы ребёнок видел, где расположен язык взрослого, и, выдохнув воздух, имитировать лёгкое покашливание (такое, какое бывает. когда саднит горло), с ощутимым призвуком [к] ([кхэ]). "Покашливать" нужно тихо с минимальным выдохом, тогда между звуками [к] и [э] не будет выраженного звука [х], а будет слышаться лёгкое придыхание. Повторяя за вами упражнение, ребёнок должен "покашливать" себе в ладонь.
2. Показать ребёнку, как "покашливать" шёпотом - "покашливать" едва слышно, почти без выдоха, устранив из своего произношения срединный призвук [х]. Ребёнок должен повторять за педагогом. Выполнять упражнение надо после полного выдоха.
3. Если получится правильный звук [к], то есть ребёнок, фактически произнесёт слог [кэ] , закрепив его, переходим к слогам с другими гласными звуками. Можно дать такую инструкцию: "Теперь будем покашливать так: [ка-ка-ка]"
4. В конце произнести звук изолированно, ребёнок повторяет звук за педагогом.
Постановка звука [г]
Постановка звука [Г’] по подражанию. Ребенку предлагается положить ручку на горлышко и,«включив» голос, произносить звук [К]
Постановка звука [Г] с механической помощью. Ребенку предлагается произносить «да -да -да», язык при этом логопед отодвигает шпателем назад до тех пор, пока не послышаться звукосочетания: «да - да - га».
Постановка звука [х]
Постановка звука [Х] по подражанию.
а). - Звук [Х] легко вызывается по подражанию с использованием игрового приема: «Открой широко рот и подыши на свои руки, «погрей их». При этом логопед следит, чтобы кончик языка ребенка находился внизу, а задняя часть круто поднималась вверх, но не касалась нёба. Можно, например, сначала предложить ребенку сделать «невысокую горку», а уж потом «пустить ветерок».
Предложите представить ребёнку, что он оказался на сильном морозе. Что бывает с ручками на морозе? Они мёрзнут. Руки необходимо согреть. Поднесите ладони ко рту и подуйте на них тёплым воздухом (тёплая воздушная струя). При этом слышится звук [х].
б). Можно предложить ребенку смешную картинку или игрушку, чтобы вызвать у него смех, посмеяться вместе с ним, после чего обратить его внимание на смех: мы смеемся «ха-ха-ха». Закрепляем звук [Х] в сочетании с другими гласными (О, Э, Ы).
Постановка звука [Х] с механической помощью. Если по подражанию вызвать звук не удается, его можно ставить с механической помощью, то есть с помощью зонда двигать язык вглубь языка. Просим ребенка произносить слог «са», при правильном положении языка получится «са-са- ха-ха».
Постановка звука [Х] от правильного [К]. Ребенку предлагается часто и протяжно произносить звук [К]. В это время получается сочетание «кх». Необходимо обратить внимание ребенка на то, что вслед за звуком слышится звук [Х], после чего отрываем [К] от [Х]. Получается [Х].
Артикуляционная гимнастика для заднеязычных звуков К, Кь; Г, Гь; Х, Хь; Й
1. Покусать язык.
Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.
2. «Наказать непослушный язык»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и «пошлепать» его губами, произнося «пя-пя-пя». (Чередовать упражнения №1 и №2)
3. «Лопаточка»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.
4. «Горка»
Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.
5. «Горку построим — горку разрушим»
Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы, затем расслабить его. Попеременно выполнять эти движения.
6. «Ветерок дует с горки»
Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.
Контрольная работа
По дисциплине Логопедические технологии
Тема: «Постановка звуков [Г] и [Г’]»
Выполнил:
студентка группы 542/42
Касилина С.Ю.
Проверил:
Голодинская.
Челябинск 2013
План:
Нарушение заднеязычных звуков [к], [г], [х] и парных мягких [к"], [г"], [х"] встречается достаточно редко. Они составляют у детей 5-7 лет 1% от дефектов произношения других групп звуков и характерны для сложных речевых нарушений, например, выявляются при значительном снижении слуха, алалии, ринолалии, дизартрии. В норме дети овладевают правильным произношением заднеязычных звуков от 2 до 3 лет.
2. Нарушение произношения [ Г ] и [ Г’].
Предрасполагающие факторы:
Парагаммацизм - фонематические ошибки
- смешение и неразличение, замена
звуков.
Недостатки произношения
звука [г] или [г’] проявляются в заменах его звуком
[д] или [д’]- парагаммацизм («гиря» - диря,
«рога» - рода и т.д.).
Речь ребенка звучит
так: «Дуси дромто додочут» (Гуси громко гогочут). Взрослые
и дети без труда замечают такое дефектное
произношение. Можно легко увидеть и неправильную
артикуляцию. Попросив ребенка произнести,
например, слово «гамак», логопед увидит,
как у него в начале и в конце слова кончик
языка поднимается и прижимается к нёбу
за верхними зубами (в норме кончик языка
должен находиться внизу, а подниматься
должна задняя часть языка). Этот недостаток
может сказаться и на письменной речи
(происходит замена букв г - на д), если
не будет своевременно проведена работа
по исправлению и дифференциации этих
звуков.
3. Подготовка к постановке
звуков [ Г ] и [ Г’ ]:
1. Развитие слухового внимания
и памяти в неречевых и речевых играх.
2. Развитие фонематического слуха в упражнениях
с бездефектными звуками.
3. Подготовительные артикуляционные
упражнения:
«Кто сильнее?»: соревнование между языком ребенка и
пальцем логопеда, нажимающим на кончик языка и отодвигающим язык в глубь рта (рот раскрыт, губы в улыбке).
«Горка» 1: выгибание (подъем) задней части спинки
языка, прижимание ее к мягкому небу, кончик
языка несколько оттянут от нижних зубов
(рот раскрыт, губы в улыбке).
«Горка»
2: то же со сдуванием ватного шарика.
«Горка»3: то же со шпателем или зондом. Дышать носом с широко раскрытым ртом.
Артикуляционная
гимнастика для заднеязычных звуков
К, Кь; Г, Гь; Х, Хь; Й
4. Основные способы постановки
звуков [ Г ] и [ Г’ ]
Постановка
звука [ Г ].
Переходить к работе над звуком [ г ]
можно к моменту закрепления звука
[ к ] в предложениях.
Постановка звука. Обычно звук [г] ставится по подражанию с использованием
тактильных ощущений. Так, логопед тихо
произносит звук [к] (к-к-к), затем громко
звук [г] (г-г-г). Объясняет ребенку: «Когда
я говорю [к] тихо, голос молчит, стенки
«домика» не дрожат; когда я говорю [г]
громко, голос так звонко поет, что даже
стенки «домика» дрожат. Давай проверим,
как звонко поет наш голос». Одну руку
ребенок прикладывает тыльной стороной
к своей шее спереди, вторую - к шее логопеда,
который многократно произносит то звук
[к] , то звук [г]. При произнесении [г] ребенок
ощущает вибрацию голосовых связок. Далее
те же звуки логопед и ребенок проговаривают
вместе, последний контролирует рукой
наличие голоса и у себя, и у взрослого.
Если вызвать звук
[г] по подражанию не удается, его ставят
с механической помощью.
Опорный звук, используемый при постановке
[г] - это [д]. При постановке звука [г] ребенка
побуждают произнести слоги «да – да -
да», нажимая шпателем на переднюю часть
спинки языка и удерживая ее за нижними
резцами, в результате чего получается
«гя».
Далее произнесение слога
«да» сочетается с более глубоким нажимом
на язык - получается «гя».
Твердый звук [г] в сочетании с гласным [а] получается
при еще более глубоком продвижении передней
части спинки языка шпателем.
Таким образом, схема
постановки звука [г] выглядит так: да – дя – гя – га.
Автоматизация
звука [ Г ].
Подражая гоготанию
гусей, ребенок закрепляет полученный
слог га, потом - гы.
Затем логопед рисует в его тетради картинки, в названиях
которых звук
[г] стоит в начале и в середине слова.
На конце слова звук [г] оглушается
и произносится как [г] или [х], поэтому
слова, заканчивающиеся на [г], для автоматизации
этого звука не используются.
Затем логопед придумывает
вместе с ребенком и записывает предложения
с отработанными словами. Например:
Галя гонит гусей на луга, а гуси
гогочут: га-га-га. Янга читала газету в
вагоне. Гуля прогоняла голубей с
газона. Гога купил в магазине гантели и штангу.
Для закрепления звука [г]
в стихах, рассказах логопед подбирает
соответствующий материал.
Постановка звука [ Г’ ].
При исправлении этого вида произношения
на подготовительном этапе
логопед дает упражнения на укрепление
мышц языка, для равномерной работы обеих
его половинок.
Потом ставятся звуки с, з, с", з", ш,
ж, ч, щ, т", д’, н’ и закрепляется их
правильное произношение.
И только после этого можно переходить
к постановке к", г", х".
Постановка
звуков. Для получения правильного [г"] логопед
просит ребенка произнести звук [г], а затем
через паузу - звук [и]: «г - и». Повторяя
вместе с ребенком эти звуки, педагог уменьшает
паузы между ними и постепенно добивается
их слитного произнесения: «ги». Если ребенок
хорошо произносит звук [г’], можно получить
слоги «ги», «ге». («Маленькие гусята гогочут:
ги-ги-ги (ге-ге-ге). Скажи и ты так».) Логопед
следит, чтобы у ребенка губы растягивались
в улыбке,- это способствует продвижению
языка вперед, т. е. выработке артикуляции,
необходимой для звука [г’].
Если таким способом получить звук [г"]
не удается, его ставят с механической помощью,
от звука [д], как и твердый звук, только
язык при этом отодвигают назад до тех
пор, пока не послышатся звукосочетания
«да – дя – гя».
Автоматизация
звука [г"].
Автоматизацию звука [г’] начинают со слов, где
он стоит первым, например: гири, гильза,
гитара, Гена, герань, георгин, гриб, гренки.
Затем вводят слова со
звуком [г’] в середине, например:
ноги, сапоги, утюги, флаги, деньги, брызги,
пироги, бегемот и др.
С этими словами составляются
предложения: Гена надел на ноги сапоги.
Гера громко играет на гитаре. Гена видел
в зоопарке бегемота и пингвина.
Затем логопед подбирает детям потешки, стихи,
рассказы с данным звуком.
5. Речевой материал.
Автоматизация звука [Г]:
Включает прямые слоги,
слова с прямыми слогами, обратные
слоги и слова с ними, слоги
и слова со стечением согласных
и др.
Какой первый звук в словах:
ГРОМ, ГВОЗДЬ, ГЛОБУС, ГВОЗДИКА?
Какой это звук - твердый или мягкий?
Произносите звук
[Г], а я буду договаривать остальные
звуки слова.
ГА ГО ГУ ГЫ ГЭ ГЯ ГЁ ГИ ГЕ ГЮ
ЯГ АГ ОГ УГ ЫГ ЭГ ЯГ ЁГ ЮГ ИГ
Игра "Договори
слово"
ВЛА...(ГА) БУМА...(ГА)
ШПА...(ГА) ВАТА. ...(ГА)
ЮН...(ГА) ОТВА...(ГА)
КНИ...(ГА) ТЕЛЕ. ...(ГА)
ШТАН...(ГА) ДОРО. ...(ГА)
ФЛЯ...(ГА) ПИРО. ...(ГА)
ВЬЮ...(ГА) РАДУ. ...(ГА)
КУРА.. ...(ГА)
НО...(ГА) БРОДЯ. ...(ГА)
ПУР...(ГА) ПОДРУ. ...(ГА)
ДУ...(ГА) КОЛЬЧУ. ...(ГА)
СЛУ...(ГА) БЕДНЯ. ...(ГА)
СЕРЬ...(ГА) ДВОРНЯ. ...(ГА)
ФОЛЬ...(ГА) БЕЛУ. ...(ГА)
ТАЙ...(ГА) ШЕРЕН. ...(ГА)
Игра "Договори
слово"
Ребенок произносит слог, а логопед договаривает
слово. Затем ребенок проговаривает все
слово.
ГА - ГА...(ЗЕТА)
ГА... (ЛЕТА) ГА...(ДАЛКА)
ГА...(МАК) ГА...(ЗЕЛЬ)
ГА...(ЗОН) ГА... (РАЖ) ГА...(ЛУШКИ)
ГА...(ЛЛОН) ГА...(ЛОП)
ГО - ГО...(ЛУБЬ)
ГО...(ДИК)
ГО...(РЫ) ГО...(РОД)
ГО...(ЛОД) ГО...(ЛОС)
Закрепление правильного
произношения звука [г] в звукоподражаниях.
«Гоп, гоп»,- говорит наездник,
погоняя лошадку.
«И-го-го»,- кричит лошадка и скачет.
Мячик прыгает через камешки: гоп-гоп-гоп.
Мы на пруд сейчас пойдём.
Плавать вместе там начнём.
Буду я гусёнка звать: - Га-га-га!
Чтоб не смел он уплывать: - Га-га-га!
Вот лошадка на лугу:
И-го-го, и-го-го!
Курочка - несушка:
Ко-ко-ко, ко-ко-ко!
Голуби под крышей:
Гуль-гуль-гуль!
Ну а рыбка в море -
Ни гу-гу!
Наш щенок, пушистый Бобик,
Лает весело с утра
Гав да гав!
Вставать пора!
Вот гусыня идёт
И гусяток ведёт.
Все идут вразвалочку, чинно,
По дорожке вдоль пруда.
Детки с мамой идут,
Разговорчики ведут.
Мама громко:
-ГА-ГА-ГА,
А гусята ей в ответ:
- га-га-га и спору нет,
Наша мама всех милей,
Ласковей и веселей!
Чистоговорки
с прямыми слогами.
Га-га-га, га-га-га: у кого
болит нога?
Га-га-га, га-га-га: не болит уже нога.
Га-га-га, га-га-га: вязнет
в сене нога.
Гу-гу-гу, гу-гу-гу: я помочь
тебе могу.
Гу-гу-гу, гу-гу-гу: сидит
синичка на снегу.
Гу-гу-гу, гу-гу-гу: гусь гуляет на лугу.
Го-го-го, го-го-го: конь смеётся:
«И-го-го!»
Закрепление правильного
произношения звука [г] в словах.
Слова с прямыми
слогами.
ГА: газ, газета, газон, галка, галдеть, гагара,
гать, гамак, гавань, гармошка, гам, гаммы,
гамак, гармонь, гараж, галстук, гадюка,
гадание, гайка, газели,
ГО: голод, город, гость, гордый, горло, горлинка,
горы, горец, гончий, гонг, гобой, говорить,
горилла, говядина, годовщина, гол, гость,
год, гоп, гомон, горка, горько, город, гончие,
голубь, горы, горох, горн, голова, гости,
голос, голод, гонки, и т.д.
ГУ: гусь, гусыня, губы, гулять, гули, гусли,
гурьба, гуща, губка, гудеть, гудок,
гумно, гуси, густо, гусеница, гулянье,
гуляш, и т.д.
Слова со стечением
согласных в начале слова:
ГН: гнать, гнуть, гнев,
гнёт, гнездо, гном, гнить, гнедой, гневный,
гнёздышко.
ГР: грач, груша, громко,
грива, грибы, град, груз, гром, грязь, группа,
грызун, грачиное.
ГВ: гвоздь, гвардия, гвоздика,
гвардеец, Гвидон.
ГЛ: глух, глаз, глина, глыба,
глобус, Глаша, глушь, глава, гладко, глубоко,
гладить, глядеть, глухарь, глазунья, гладиолус,
глотать.
согласование количественных числительных и существительных
–
игра «1-2-5».
Упражнения
с разрезной азбукой - игра «Отгадай
слова из данных букв»:
ОМГН - (гном) |
ААННГ - (наган) |
ГНОА - (нога) |
ГБМААУ - (бумага) |
ААГМК - (гамак) |
ГПДООА - (погода) |
ОАГПК - (гопак) |
ОГД - (год, дог) |
ВНГОА - (вагон) |
ИАКНГ - (книга) |
ЬООГН - (огонь) |
ДАГОЯ - (ягода) |
ГНУО - (угон) |
КГЙАА - (гайка) |
ГНЮА - (юнга) |
ДАГОК - (когда) |
БГАУ - (губа) |
ИИВНГПН - (пингвин) |
ГДУА - (дуга) |
УОГБЛЬ - (голубь) |
гнуть дугу |
догонять бегунов |
обогнать гнома |
обогнать бегуна |
отогнать гадюку |
бегать на выгон |
пугать пингвинов |
отогнать вагоны |
подогнать телегу |
погонять нагайкой |
готовить говядину |
пугать нагайкой |
отгадать книгу |
пугать наганом |
бегать в тайгу за
ягодами |
пугать попугаев |
угадывать погоду |
угодить Агафону |
гудеть на гобое |
готовить вагон |
догонять пингвинов |
гоготать в гавани |
Стихотворные тексты со звуком [Г]:
Гусь купил себе гармошку,
Но дырявую немножко.
Хорошо гармошка пела,
По-гусиному шипела. (Г. Виеру)
Га-га-га! - гогочет
гусь.
- Я семьёй своей горжусь!
На гусят и на гусыню
Всё гляжу, не нагляжусь! (Н. Коётарев)
Снегири сидят в снегу:
Сядут в снег – и
ни гу-гу.
Зря сычи их стерегут
На заснеженном лугу. (А. Пудваль)
Грач качался в гамаке,
Гуси – в волнах
на реке.
Мимо голуби летели
И на веточку присели.
Веточка качается-
Неплохо получается. (А. Пудваль)
Я бегу, бегу, бегу, отдыхая
на бегу.
Год бегу, два бегу - догнать
годы не могу.
Я и Гога, мы вдвоем в тайгу по ягоды идем.
Мама, ноги у меня
Бегут, будто два коня.
Га-га-га, га – га – га
Дайте Гане пирога,
Дайте Гане пирога,
Пирога из творога.
Гу-гу-гу - сидит гном на берегу,
Сидит тихо - ни гу-гу.
В небе гром, гроза,
Закрывай глаза.
Грома нет, трава блестит,
В небе радуга горит.
Скороговорки со звуком [Г] достаточно
сложны:
В гнезде – гагара, у
гагары птенцов пара.
Ганна съела галушку,
Герман – горбушку.
Шлёпают гуськом гусак
за гусаком.
Свысока смотрит гусак
на гусака.
Ой, выщиплет бока гусак
у гусака.
Говорила им горилла,
приговаривала,
Говорила, говорила, приговаривала.
Галка села на забор,
Грач завел с ней
разговор.
Гонец с галер сгорел.
Собрала Маргарита маргаритки
на горе,
Потеряла Маргарита
маргаритки во дворе.
Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки:
Раз Егорка, два Егорка,
три Егорка…
Летела гагара над
амбаром,
А в амбаре сидела другая
гагара
Итого гагар – пара.
Тексты.
Гуси
Ганя маленькая. Ганю
испугали гуси. Гуси гоготали: «Га-га-га-га».
Не бойся Ганя. Гони гусей. Ганя гонит
гусей. Гуси отошли от Гани. Ганя довольна.
Лиса и гусята
Галя гонит гусей
и гусят на поляну. Галя пасет
гусей и гусят. Гусята и утята
наелись и улеглись спать. А лиса тут как тут.
Галя, береги гусей и гусят! Лиса видит
гусей и гусят. А гуси не видят лису. Лиса
хватает одного гусенка и несет его своим
лисятам. Лисята наелись и стали веселы
и довольны.
Автоматизация
звука [Г"]
Проводится только в прямых слогах, словах и фразах с ними
(обратные слоги с мягким звуком [Г"] не употребляются в фонетической системе
русского языка).
Прямые слоги:
ги-ги - ги-ги-ги |
Ги-ги-ги - ги-ги |
ге-ге - ге-ге-ге |
ге-ге-ге – Ге-ге |
гя-гя - гя-гя-гя |
гя-гя-гя - гя-гя |
гю-гю - гю-гю-гю |
гю-гю-гю - гю-гю |
гя-ге-гю-ги |
гю-ги-гя-ге |
ге-гю-ги-гя |
ги-гя-ге-гю |
Закончи слово.
РИН…(ГИ)
СЛО …(ГИ) ФЛА…(ГИ)
ВИЗ …(ГИ)
ШЛАНГ …(ГИ) МОЗ…(ГИ) СТЯГ …(ГИ)
КРУ…(ГИ)
РАНГ …(ГИ) ДОЛ…(ГИ)
Слова:
ГИ: гид, гиена, гимн, гип, гири, гимнаст, гипноз,
гитара, гигант, гибкий, гиббон, гид, гикать,
гиканье, гинея, гибнуть, гидра, гильза,
гимнастика
гид, гиена, гимн, гип, гири, гимнаст, гипноз,
гитара, гигант, гибкий, гиббон, гид, гикать,
гиканье, гинея, гибнуть, гидра, гильза,
гимнастика
ГЕ: гений, Гена, герб, Гера,
герань, гербарий, гематоген, Гея, ген,
генетик, гейм, гепатит, гетман, генерал,
герой, геркулес, гетры, Герман,
В середине слова:
Помогать, снега, рога, книга, радуга,
нога, яга, нега, телега, магазин, попугаи,
бумага, наган, гроза, вьюга, угадать, тайга,
радуга, Инга, юнга
огород, бегом, вагон, загон, огонь, бугор,
ноготь, иголка, кругом, загорать, разговор,
гогот, погода, много, выгон, коготь, Егор,
одногодки,
лягушка, могут, огурец, прогулка
загнать, загнуть, согнуть, вогнуть, огненный,
тигр, бугры, игра,
ноги, бульдоги, пироги, книги, дороги,
сапоги, жги, долги, деньги, торги, шаги,
враги, слоги, загиб, пегий, ангина, джигит,
энергия, сгинуть, вдребезги,
боги, богиня, бумаги, нагибать, подгибать,
утюги, маги, погибать, овраги,
трагедия, легенда, бегемот
С двумя звуками:
гигиена, гигант, георгины, гегемон,
геологи, география, географ
Лексические и
грамматические упражнения с ранее
отработанными словами:
а) согласование количественных
числительных и существительных - игра
«1-2-5»;
б) прямой
и обратный счет 1 -10;
ПРИМЕЧАНИЕ. Упражнения
5 б, в выполняются только при отсутствии дефектов в произнош ении шипящих, свистящих звуков и соноров.
Упражнения с разрезной азбукой
в отгадывании слов:
ЕИГНА - (гиена) |
ИОГН - (ноги) |
МНГИ - (гимн) |
ИЮУТТ - (утюги) |
ДГИ - (гид) |
ИАМГ - (маги) |
ААИННГ - (ангина) |
ЬЕИДНГ - (деньги) |
ГБИО - (боги) |
БМГИАУ - (бумаги) |
Словосочетания
(проговаривание, выборочное спряжение):
Работа с фразой:
Замены звуков [Г] – [Д]
Подготовительный
этап.
Кроме упражнений, помогающих
выработать подъем задней части языка
к нёбу, следует проводить работу
по дифференциации на слух звуков [к], [г],
[х] и их заменителей.
Для этого используются картинки-символы.
Для дифференциации звуков
[г] - [д] можно подобрать такие
картинки: гусь вытянул шею, раскрыл
клюв (он кричит: г-г-г), барабан с
палочками (барабанная дробь: д-д-д). Логопед говорит: «Сейчас я буду называть
эти звуки, а ты - показывать соответствующие
картинки».
После того как ребенок
научится различать на слух звуки [г]
и [д], можно приступать к постановке
заднеязычных звуков.
Зканчивается работа
этапом дифференциации поставленного
звука и звука-заменителя: г - д. При этом
педагог обращает внимание ребенка на
различия не только в звучании, но и в артикуляции
(какая часть языка работает - кончик
или «хвостик»).
Дифференциация этих
пар звуков проводится в словах,
слогах, предложениях, стихотворениях
и рассказах. Работу можно будет считать законченной лишь
тогда, когда ребенок будет постоянно
правильно употреблять эти звуки в самостоятельной
речи.
Список литературы.
Приложение.
Вариант для старшей
и подготовительной групп
ку, ку, гу - Капа на лугу
ку, гу, ку - купили мы муку
ки, ги, ки - вот идут быки
ги, ки, ги - на лужок беги
Постановка звука [г], развитие артикуляционной моторики, диафрагмальнореберного типа дыхания, форсированного выдоха, фонематического слуха.
Организационный момент
Ребенку предлагаются предметные картинки и квадрат. Он должен выбрать картинки квадратной формы.
Развитие фонематического слуха
Проводится игра «Угадай слово». Ребенку предлагаются четыре картинки (василек, обруч, дом, арбуз) и карточка с четырьмя пустыми клетками. По первым звукам слов, изображенных на картинках, ребенок должен составить новое слово, поместив буквы в пустые клетки.
Развитие артикуляционной моторики
Артикуляционная гимнастика
1. Для нижней челюсти: открывать рот с сопротивлением, произвольно двигать нижнюю челюсть вправо влево.
2. Для губ и щек: втягивать щеки в ротовую полость между зубами; растянуть губы при сжатых челюстях одновременно в стороны, вверх и вниз, обнажая зубы затем их расслабить; попеременно произносить [и] - [у], [и] - [о] (с голосом).
3. Для языка: выполнить упражнения «Качели», «Почистим зубки», «Кормим птенчика», «Горка», «Катушечка».
4. Для мягкого нёба: произносить гласные звуки на твердой и мягкой атаке.
Упражнения на дыхание
1. Выполнить комплекс парадоксальной дыхательной гимнастики по Стрельниковой.
2. На одном выдохе четко, ритмично произносить цепочки слогов:
«птка - птко - птку - пткы- пткэ»; «тпка- тпко - тпку- тпкы- тпкэ».
Постановка звука [г]
1. По подражанию.
Обратить внимание ребенка на то, что артикуляция звуков [к] и [г] отличается вибрацией голосовых складок (я этого руку ребенка положить на гортань логопеда).
2. Механическим способом.
Произносить слог [да], шпателем нажать на кончик языка и отодвинуть его в глубь ротовой полости.
Итог занятия
Отмечаются достижения ребенка.
Жировики на веках глаз — как избавиться Жировик на верхнем веке лечение
Что значит показатель общего белка в крови и какова его норма?
Симптомы и признаки рака шейки матки на ранней стадии Как выглядит рак матки симптомы
Что будет с ценами на нефть, если в Северной Корее начнется война?
Пока земельный участок находится в собственности муниципального образования, он не подлежит налогообложению в связи с отсутствием плательщика земельного налога. К такому выводу пришел Тринадцатый арбитражный апелляционный суд. В арбитражный суд обратился
Новый год – один самых любимых праздников детей и взрослых, который все ждут с нетерпением, ведь в новогоднюю ночь можно загадать заветное желание, начать новую жизнь, а также заманить фортуну и счастье в дом. Только нужно знать, как привлечь удачу в Новы
Издавна считалось, что Луна влияет на людей. Неспроста младенцев укладывали спать так, чтоб на них не попадал лунный свет. По легендам, даже оборотни превращались в волков только в полнолуние. Общеизвестно воздействие Луны на водные массы Земли (вызывает
Когда и как празднуют Троицу украинцы с деда-прадеда и что этот день значит для каждого из нас. Традиции, запреты, развлечения Зеленых праздников Мы отсчитываем 50 дней от Пасхи и имеем Пятидесятницу - большой день для верующих, один из 12 крупнейших цер
Имеется несколько понятий, относящихся к приобретению человеком жизненного опыта в виде знаний, умений, навыков, способностей. Это - научение, учение, обучение. Науче́ние - приобретение знаний, умений и навыков. Термин применяется преимущественно в психо
Вот собственно нарыл в инете,читайте и просвещайтесь.Чтобы сердце было здоровее, надо больше пить. Чем больше пьешь, тем лучше работает сердце. Правда, касается это только мужчин. К такому выводу пришли исследователи из страны басков. Они выяснили, что