Постановка звука г. Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука

07.12.2023
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

| | | | |
Трудные гласные буквы: е;ё;ю;я | ё;у;е;ы;а;о;э;я;и;ю |
Постановка согласных звуков и букв: | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Трудные согласные буквы: б;п | ж;ш | з;с | г;к | с;ц | в;ф | р;л | п;л | р;п;л | з;с;ц | ч;ж;ш;щ;ц;х |

Коррекционная работа должна быть комплексной и систематической. К вашим услугам разнообразные занимательные упражнения на развитие речи (), Речь - высшая психическая функция человека. Она обеспечивается головным мозгом, поэтому, отклонения в ее работе должны быть вовремя замечены и исправлены. Дети с тяжёлыми нарушениями речи нуждаются в систематической помощи логопеда. Лучше всего, если занятия будут проходить попутно. Например, идете в садик и учитесь говорить определенное слово. Или учите песенку. Здесь на сайте вы найдете упражнения на постановки всех звуков русского алфавита, а еще обучите ребенка читать. Чем больше активности вы будете проявлять с детишками, тем быстрее он обучится правильно говорить.

Исправление нарушений произношения звука /Х/.

Если у ребенка нарушено произношение всех твердых задне¬язычных звуков, сначала поставьте ему произношение звука/Х/, затем /К/, после этого /Г/. Если у ребенка получился раньше звук /Х/, приступаю к постановке звука /К/, а затем, опираясь на пра¬вильное произношение этого звука, к постановке звуков /Х/ и /Г/.

Постановка звука /Х/ по подражанию..

а). Звук /Х/ легко вызывается по подражанию с использованием игрового приема: «Открой широко рот и подыши на свои руки, «погрей их». При этом логопед следит, чтобы кончик языка ребенка находился внизу, а задняя часть круто поднималась вверх, но не касалась нёба. Можно, например, сначала предложить ребенку сделать «невысокую горку», а уж потом «пустить ветерок».

б). Можно предложить ребенку смешную картинку или игрушку, чтобы вызвать у него смех, посмеяться вместе с ним, после чего обратить его внимание на смех: мы смеемся «ха-ха-ха». Закрепляем звук /Х/ в сочетании с другими гласными (О, Э, Ы).

Постановка звука /Х/ с механической помощью.

Если по подражанию вызвать звук не удается, его можно ставить с механической помощью, то есть с помощью зонда двигать язык вглубь языка. Просим ребенка произносить слог «са», при правильном положении языка получится «са-са- ха-ха».

Постановка звука /Х/ от правильного /К/..

Ребенку предлагается часто и протяжно произносить звук /К/. В это время получается сочетание «кх». Необходимо обратить внимание ребенка на то, что вслед за звуком слышится звук /Х/, после чего отрываем /К/ от/Х/. Получается /Х/.

Постановка звука /Х’/ по подражанию:

Звук /Х/’ вызывается сразу в слогах. Логопед предлагает ребенку улыбнуться и неоднократно произнести слог «ХИ», подражая смеху маленькой девочки.

Постановка звука /Х’/ с механической помощью:

Звук /Х’/ ставится от опорного звука /С/, Ребенку предлагается произносить слог «СА», логопед с помощью зонда отодвигает язык вглубь рта до тех пор, пока не послышится звукосочетание «хя»: «са-ся-хя».

Способы и эффективные приемы постановки разных звуков

Начиная работу по правке звуков, изначально нужно определить причину их неправильного произношения. Как правило, нарушения могут возникать при дислалии, дизартрии, ринолалии. Каждый диагноз имеет свои особенности. Однако какой бы вид нарушения не был диагностирован, важно знать, чем характеризуются звуки, какой должна быть артикуляция, какие упражнения лучше использовать для определенных звуков.

Особенности постановки звуков

Работу по правке звукопроизношения начинают со звуков, что наиболее доступны малышу. Задействуют все анализаторы: вибрационный, слуховой, зрительный и тактильный. На первых занятиях не стоит создавать в корне новые модели артикуляционных движений и фонем, чтобы вызвать нужный звук. Изначально работа базируется на максимальном использовании доступных ребенку моделей.

Детям, у которых диагностированы сниженная кинестезия или расстройства фонематического слуха, рекомендовано усваивать промежуточные артикуляции. Саму же артикуляцию можно улучшить, выполняя упражнения на удлинение выдоха и необходимое давление воздушного потока. Поэтому постановку звуков обычно начинают в положении лежа, разрабатывая нижне-диафрагмально дыхание. Так ребенок учится плавно вдыхать воздух носом и размеренно выдыхать его ртом.

Выполняя работу по формированию артикуляционного праксиса (способности произносить серию звуков родной речи), нужно учитывать, насколько сильна взаимосвязь мышц органов артикуляции. Полезно использовать такие приемы, которые должны опираться на зрительный контроль (выполнение упражнения ребенок должен контролировать в зеркале):

  • чтобы переместить язык во рту немножко глубже, выдвигают уголки рта вперед механическим путем (например, пальцами);
  • чтобы передвинуть язык вперед, уголки рта отодвигают в стороны.

Корректируя произношение звуков, которые ребенок искажает, не стоит называть их – это вызовет неправильное их произношение.

Постановку звуков производят такими методами:

  1. По подражанию: например, предложите ребенку порычать, как тигр (р-р-р) или издать звук дрели (дррр).
  2. По опорным звукам: например, изучаем звуки в таком порядке - В-З-Ж, М-Б, Н-Д, С-Ш-З-Ж, Ф-В, Ф-С-Ш.
  3. От гимнастики языка по звуку, однако использовать правильную дикцию - Т, Д, Н. Если звуки ребенок произносит межзубно, то следует научить проговаривать их правильно, а затем ставить дефектные звуки.
  4. Механическим методом (с использованием шпателя, пальцев, сосок, зондов).

Если проводится работа над корректированием звукопроизношения, нельзя забывать о таких особенностях:

  1. Параллельная работа над правильностью дыхания и артикуляции обязательна.
  2. Ребенок должен осознанно контролировать собственное произношение на слух.
  3. Изучаемые звуки нужно обозначать специальными знаками-символами.
  4. Для старших дошкольников вводят буквенное обозначение звуков, что способствует дальнейшему обучению грамоте.
  5. Автоматизация звуков и их применение в разных условиях – в слогах, словах и словосочетаниях, предложениях.
  6. Предупреждение дисграфий.

С теорией немного разобрались, приступим к практике.

Ставим звуки [Л], [Л’]

Для постановки звуков [Л], [Л’] используют упражнения «Иголочка», «Маляр», «Индюшата», «Ступеньки», «Ковшик», «Охотник».

Если в речи ребенка звук [Л] отсутствует, его ставят в 2 этапа:

  1. Межзубная постановка звука, когда ребенку предлагают сказать сочетание звуков «ыа». Произнося звук «ы», выговаривать его нужно кратко, напрягая артикуляционный аппарат. Далее произношение переносят, протиснув язык между стиснутыми зубами. Повторять упражнение, пока не установится четкость звука – нужно установить положение челюсти, в котором получилось воспроизвести звук.
  2. Зазубная постановка звука – язык переводят в положение за зубами, крепко прижимают его к альвеолам, произносят «лы-лы-лы».

Важно выработать правильное направление струи воздуха. Если у ребенка определяется несколько звуков межзубным произношением, стоит развить моторику кончика языка. Помогать при этом можно любым удобным механическим способом.

Если ребенок звук [Л] заменяет звуком [Й], ему предлагают на среднюю часть боковой стороны языка, открыв рот, положить трубочку круглой формы, а кончик языка нужно убрать за верхние резцы. Главная трудность заключается в том, что ребенок продолжает слышать звук, который он воспроизводил ранее. Поэтому важно подключать слуховое внимание малыша к звуку, что он произносит во время его постановки.

Ставим звуки [Р], [Р’]

Самый частый вопрос, встречающийся в практике: «Почему он(она) «не говорит звук «р», мы переживаем?» И пусть малышу всего 2 года, родители начинают переживать, не разобравшись с особенностями становления звукового ряда у детей.

Получить правильный звук «Р» - трудоемкий процесс. Как показывает практика, вызвать его при помощи подражания практически невозможно. Обычно, появлению его в речи, предшествует долгая подготовка артикуляционных органов, выработка нужных движений языка, учению различать верные и неверные звуки.

Наиболее подходящий комплекс упражнений – «Быстрая змейка», «Дятел», «Балалайка», «Индюшата», «Барабанщик», «Ковшик», «Иголочка». Есть и другие, не менее эффективные упражнения:

«Малярная кисть»

«Гармошка»

Нужно улыбнуться и открыть ротик, язык прижать к небу, словно готовимся произнести протяжный звук «нь». Удерживая язык в поставленном положении, открываем рот широко по максимуму, затем закрываем его. Повтор упражнения - 15-20 раз.

«Комарик»

Открыть ротик, кончик языка убрать за передние зубы и пытаться произносить звук «з». Затем убрать язык обратно, упереться им в верхнее небо у линии роста передних зубов. Снова произнести звук «з».

Подобные упражнения отлично развивают артикуляцию, растягивают уздечку, укрепляют мышцы лица. Но чтобы поставить звук [Р], используют еще и специальные упражнения:

  1. Ребенок должен открыть ротик, кончик языка прижать к основанию передних зубов у неба, при этом предложите ему быстро произносить звук «д-д-д». Спустя несколько секунд попросите малыша сильно дунуть на кончик языка, не останавливаясь выговаривать звук «д». Это упражнение поможет ребенку ощутить нужную вибрацию и запомнить ее.
  2. Ребенок широко открывает рот и выговаривает звук «ж-ж-ж», продвигая язычок ближе к линии роста верхних зубов. Спустя пару секунд специальный шпатель введите под язычок ребенка и ритмично водите его в стороны, создавая вибрацию. Ребенок при этом должен с силой дуть на произносимый звук, чувствуя вибрацию и колебания, которые получаются.
  3. Попросите, чтобы ребенок произнес звук «з-з-за», отодвигая язык назад по максимуму. Подобно второму упражнению, введите шпатель под язык и поводите им вправо-влево. При правильном выполнении тренировки в итоге вы услышите четкий звук «Р».
  4. Аналогично упражнению №3, попросите малыша произнести звуки «з-зи», не закрывая рот. Проделайте шпателем аналогичные движения. Это упражнение позволит поставить звук «р», но более мягкий.

Если у малыша не получается удержать язык вверху, а сам звук получается глухим, попросите его удлинить звук – дрнь-дрнь (например, заведи автомобиль).

Ставим звуки [Ш], [Ж], [Ч]

Постановка звука «Ш»

Чтобы поставить артикуляционные органы ребенка в правильное положение, при котором он сможет выговаривать звук «Ш», можно воспользоваться механическим приемом. Для этого просим ребенка произнести длинный звук «С» или слог «СА». В это время нужно аккуратно с помощью шпателя или ложки приподнять кончик язычка за верхний ряд зубов на альвеолы. Благодаря таким манипуляциям ребенок сможет выговорить звук «Ш». Но на этом упражнение заканчивать рано: важно обратить внимание ребенка на произношение им этого звука. Задача взрослого – помочь понять малышу и запомнить такое положение артикуляционных органов.

Когда у ребенка получилось выговаривать звук «Ш», начинают его автоматизацию. Для этого отрабатывают звук, сочетая его с гласными: ША-ШУ-ШИ-ШЕ-АША-ИШИ-УШУ-ОШО и пр. Затем отрабатывают звук в словах, в первую очередь используя те, где звук «Ш» стоит в начале, и только потом те, в которых он занимает место в середине или конце.

Далее отработка звука происходит в предложениях. Для этого могут использоваться скороговорки или четверостишья, в большинстве слов которых присутствует звук «Ш». На последнем этапе постановки звука можно предложить ребенку самостоятельно составить рассказ по опорным словам.

Для становления звука «Ш» используют следующие приемы:

  1. Постановка по подражанию. Попросите ребенка поднять язык к верхней губе, с силой, но равномерно, пусть он выдыхает воздух, контролируя тыльной стороной ладони поток воздуха. Как только почувствуется теплый воздух, предложите перевести язычок за верхние зубки, прикоснувшись к небу. Ротик должен быть приоткрытым, губки слегка вытянуты, зубы находится на расстоянии пары миллиметров. Предложите малышу выдохнуть струю воздуха – получится звук «Ш».
  2. Постановка на базу звука «Т». Попросите малыша произнести звук «Т» с периодичностью в 2 сек. Затем попросите сделать так, чтобы его язычок стучал не по зубкам, а по альвеолам. Постепенно звонкий «Т» превратится в более шипящий звук. Далее попросите ребенка округлить губки и вытянуть их вперед, а язычок поднять вверх к небу (к передней части). Боковые части языка нужно прижать к коренным зубам. Теперь, проговаривая звук «Т», ребенок сможет плавно перейти к произношению звука «Ш».
  3. На основе звука «С». Предложите убрать язычок за нижние зубки и произнести звук «С». Одновременно шпателем поднимите язычок кверху, пусть ребенок продолжает выговаривать звук «С». Пальцами руки слегка надавите на щечки, чтобы губки выдвинулись вперед. Должно послышаться шипение. Для закрепления результата попросите малыша произнести слоги «СА», «СИ», «СО», «СЫ», «СУ», «АС» и т.д.

На занятиях не забывайте использовать упражнения, способствующие общему укреплению и развитию артикуляционного аппарата.

Постановка звука «Ж»

Звук «Ж» ставят по аналогии постановки звука «Ш». Единственное отличие – в этом случае добавляем голосовое звучание. Артикуляция при постановке должна быть следующей:

  • губки округляются, слегка выдвигаются вперед;
  • зубки сближены, но не сомкнуты;
  • широкий кончик языка приближают к верхнему небу или альвеолам, образовав между ними щель; серединку языка опустить, прижав при этом к боковым зубам его края; заднюю часть языка поднять и оттянуть назад;
  • по середине языка должна проходить теплая струя воздуха, ощутить которую можно ладонью;
  • мягкое небо поднимают, прижимая к глотке, к ее задней стенке, закрывая проход в носоглотку, струя воздуха выходит через рот;
  • голосовые складки нужно напрячь и издать голос.

В качестве упражнений можно использовать игры на подражание («Скажи, как говорит пчела», «…как летит самолет», «…как жужжит жук» и т.д.), скороговорки, определение звука в словах и прочие.

Постановка звука «Ч»

При произношении звука «Ч» ребенку предлагают слегка округлить губки, сделав трубочку, и выдвинуть их немного вперед. Зубки смыкать не нужно, но они должны близко располагаться друг к другу. Спинка и кончик языка должны соединиться с альвеолами или верхними зубками, образуя щель. При попытке проговорить звук «Ч», ребенок должен ощущать короткую струю воздуха, проходящую по середине языка. Мягкое небо при этом остается приподнятым и прижатым к задней части глотки. Голосовые связки напрягаться не должны.

Звук «Ч» ставят на основе «ТЬ» и «Щ». Поэтому логопеды используют 2 метода постановки «Ч»:

  1. Попросите малыша часто и быстро произнести звук «ТЬ» (кончик язычка должна касаться основания верхних зубов). Затем малыш должен понемногу отводить язык назад, касаясь им верхних альвеол. В процессе губы должны растягиваться в улыбке.
  2. Попросите ребенка сначала неторопливо, а затем быстро проговорить звуки «ТЬ» и «ШЬ», чтоб в итоге вышло ТЬШЬ. Следите, чтобы в процессе произношения у ребенка присутствовала широкая улыбка.

Автоматизацию звука выполняют в игровой форме, интересной для ребенка. Обязательно учитывайте возраст малыша, подбирая занятия и упражнения. Не пренебрегайте ярким наглядным материалом.

Ставим звуки [К], [Г], [Х]

Звук «К» ставят механическим способом, используя шпатель. Артикуляция выглядит следующим образом:

  • губы должны принять положение следующего гласного звука;
  • зубы не смыкать нельзя;
  • кончик языка нужно опустить и прикоснуться им к резцам нижнего зубного ряда;
  • боковые части язычка примыкаются к верхним боковым зубкам;
  • задняя часть языка должна образовывать с небом смычку;
  • мягкое небо в это время приподнимается, перекрывая проход к носоглотке;
  • голосовые связки напрягать не нужно, они разомкнуты;
  • во время выдоха образующаяся струя воздуха должна взрывать смычку, из-за чего возникает характерный звук.

Первый вариант постановки – от звука «Т». Используется, если звук «Т» ребенок проговаривает четко, чисто, без лишних призвуков.

Предложите малышу воспроизвести звук «ТА». Одновременно нажимайте шпателем на переднюю часть спинки язычка, вследствие чего послышится звук «ТЯ». Далее нужно продвинуть шпатель немного дальше вглубь, что спровоцирует произношение звука «КЯ». Еще более глубокий нажим на язычок дает четкое произношение звука «КА». Использование механического метода прекращают тогда, когда ребенок запоминает расположение артикуляционных органов для произношения изучаемого звука.

Звук «К» можно ставить на вдохе. Такое упражнение напоминает имитацию храпа – беззвучную либо шепотную. Предложите ребенку похрапеть в свое удовольствие. После упражнения можно услышать звук, напоминающий «К». Предложите ребенку произнести «КА» на вдохе и выдохе. После этого проведите автоматизацию звука традиционно: «КА-КО-КУ-КИ-КЕ-КЁ».

Артикуляция звука «Г» аналогична артикуляции звука «К». Однако в этом процессе участвует голос – голосовые связки во время упражнений должны смыкаться и вибрировать.

Звук «Г» можно поставить от «Ы». Для этого предложите ребенку запрокинуть голову назад и на сильном выдохе произнести «ЫЫЫЫ», выставляя одновременно нижнюю челюсть вперед, поднимая ее и опуская. По аналогии постановки звука «К» от «ТА» можно ставить звук «Г» от «ДА».

Артикуляция звука «Х» отличается от «К» тем, что задняя часть спинки язычка должна образовывать с небом не смычку, а щель по средней линии. Звук «Х» можно ставить так: предложите ребенку приоткрыть ротик на ширину двух пальцев и подуть на ладони теплым воздухом. Если звук не получается, можно попробовать запрокидывать в процессе голову вверх. Звук «Х» можно ставить от «С» и «Ш». Используют механический способ: когда ребенок проговаривает эти звуки, шпателем нужно отодвигать язычок вглубь рта.

Ставим звук [Й]

Чаще всего звук «Й» получается поставить методом подражания, дополняя упражнения показом правильной артикуляции и тактильным ощущением экспираторной струи при протяжном произнесении «ЙЙЙЙ».

Ставят звук от произнесения звуков «АИА» или «ИА». Выдох нужно усиливать, когда произносится звук «И», и без перерыва нужно проговаривать краткое «А». Иногда эффективна постановка звука «Й» в словах, где он находится на первом месте.

От слога «ЗЯ» звук ставят механическим методом: ребенок проговаривает слог, а взрослый, используя шпатель, надавливает на переднюю часть спинки язычка, постепенно отодвигая его назад, пока не получится нужный звук.

Ставим звук [Ц]

Артикуляция следующая:

  • губы находятся в нейтральном положении;
  • зубы приближены на 1-2 мм;
  • кончик язычка опущен, прикасается к нижним резцам; изначально спинка языка сильно выгнута, образуя с резцами смычку, затем ее передняя часть быстро переходит в положение звука «С», образуя желобок посередине;
  • струя воздуха должна быть сильной, неравномерной.

Постановку звука «Ц» выполняют, если ребенок четко выговаривает звуки «С» и «Т». Малыша просят быстро проговаривать «ТС», вследствие чего возникает нужный звук.

Используют 3 способа постановки звука «Ц»:

  1. Прием подражания, используя игровые приемы («Паровоз, останавливаясь, говорит – тссс-ц-ц», «Мышка спит, не шумите – тсс-ц-ц!»).
  2. Прием опорных звуков (в данном случае это «Т» и «С»).
  3. Прием особенностей артикуляционного уклада. Предложите ребенку открыть ротик, упереться кончиком языка в резцы нижнего ряда зубов, приподнять язычок и вытянуть его так, чтоб передняя его часть прижалась к небу. В этом положении язык своей спинкой должен касаться верхних резцов. Не включая голос, предложите малышу произносить звук «Т», отрывая кончик языка напором струи воздуха от передних зубов нижнего ряда. Губы должны быть напряжены, располагаться в положении улыбки. Такое упражнение помогает запомнить положение органов артикуляции, когда произносится звук «Ц».

Постановка звука [С]

Артикуляция «С» такая:

  • губы нужно растянуть в слабой улыбке;
  • зубы приблизить, но не смыкать;
  • прислонить кончик языка к передним зубкам нижнего ряда, выгнуть язык, уперев его бока в коренные зубы;
  • создать сильную и узкую воздушную струю.

Перед началом постановки звука, следует убедиться в готовности артикуляционного аппарата ребенка произносить свистящие звуки. Для подготовки используют комплекс специальных логопедических упражнений на совершенствование артикуляционного аппарата.

Звук «С» ставят несколькими способами:

  1. По подражанию. Сидя с ребенком перед зеркалом, покажите, как нужно произносить звук «С».
  2. По подражанию с игровыми моментами. Для этого способа используют наглядность и яркие предметы, с помощью которых можно имитировать звук «С». Например, шарик сдувается – «СССС».
  3. По опорным звукам. Чтобы научиться произносить звук «С», ребенок должен уметь выговаривать звуки «И» и «Ф», которые являются для него опорными.
  4. Механическая постановка. Шпателем логопед устанавливает язычок ребенка в нужное положение, просит плавно, но достаточно сильно выдуть воздух.

Главное – дать ребенку возможность запомнить положение артикуляционных органов при воспроизведении звука «С», только потом его можно автоматизировать в слогах, словах и предложениях.

Ставим звук [З]

Артикуляция при воспроизведении звука «З» похожа на «С», только звук «З» более звонкий, поэтому при его проговаривании нужно задействовать голос. Звук «З» ставят после успешной автоматизации «С».

Постановка «З» аналогична работе со звуком «С», только нужно следить, чтобы ребенок подключал голос, ощущал вибрацию связок. Очень важно суметь донести ребенку, что эти звуки отличаются своим звучанием. Для этого предложите малышу положить ручку на горло и произнести поочередно оба звука. По вибрации ребенок поймет эту разницу. Когда звук «З» будет слышен отчетливо, предлагайте ребенку проговаривать его громче и четче. После этого проведите автоматизацию звука посредством упражнений на проговаривание слогов, слов, предложений.

Как правильно осуществить постановку звуков у ребенка: общие рекомендации

Усилия ребенка должны быть естественными – это очень важно в постановке звуков. Последовательность постановки определяют по физиологическому ходу формирования произношения звуков. Изменения и коррективы в эту последовательность вносить можно, если учитываются индивидуальные особенности ребенка и есть уверенность в их эффективности.

Стандартная последовательность работы над звуками выглядит так:

  1. Сначала ставят свистящие «С» и «СЬ», «Ц», «З» и «ЗЬ».
  2. Ставят «Ш» - шипящий звук.
  3. Сонор «Л».
  4. Разбирают «Ж» - шипящий.
  5. Соноры «Р» и «РЬ».
  6. Заканчивают постановкой шипящих «Ч» и «Щ».

Оптимальным возрастом для коррекции звукопроизношения считается 4-5 лет, для звука «Р» - 6-летний возраст. Работу обычно начинают над шипящими звуками, так как они не требуют четкого фокусирования струи воздуха.

Чтобы поставить твердые звуки, для слога используют гласную «А» (для «Л» - «Ы»), для мягких – «И». Автоматизацию звука, который удалось исправить, начинают с произношения прямых и обратных слогов, только затем со стечения согласных.

В целом работу над постановкой звуков должен проводить логопед. Он же определит, есть ли у ребенка отклонения в звукопроизношении, какие методы использовать для постановки звуков, как часто заниматься, он составит схему занятий, в которые включит различные, самые действенные в этом случае, приемы. Помните, что самодеятельность в исправлении нарушений звукопроизношения у детей может навредить. Только логопед знает, как правильно и эффективно организовать работу.

В норме становление правильного произношения звука К происходит к двум годам (М.Ф. Фомичева).

При произношении звука К губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Кончик языка опущен и касается нижних резцов. передняя и средняя часть спинки языка опущены, задняя часть смыкается с нёбом. Боковые края языка прижаты к задним зубам. Мягкое нёбоподнято и закрывает проход в полость носа. Голосовые связки разомкнуты. Выдыхаемая струя взрывает смычку между языком и нёбом, в результате образуется характерный шум.

При артикуляции Г добавляется участие голосовых складок. ослабляется сила выдоха и напряжение органов артикуляции по сравнению с К.

При артикуляции звука Х в отличие от К задняя часть спинки языка полностью смыкается с нёбом: по средней линии языка создаётся щель, проходя через которую выдыхаемый воздух производит шум.

При произнесении мягких КЬ, ГЬ, ХЬ язык продвигается вперёд и производит смычку с нёбом (а для ХЬ - щель). Средняя часть спинки языка приближается к твёрдому нёбу. Передняя часть опущена. Кончик языка находится несколько ближе к нижним зубам, но не касается их. Губы несколько растягиваются и открывают зубы.

Постановка звука [к]

По подражанию: ребенку предлагается выгнуть язык «горкой», прижать к небу и, не опуская, сдуть ватный шарик с тыльной стороны руки, поднесенной ко рту => [к]. Если по подражанию не удается, то механически

механическим способом при помощи пальца или шпателя, исходя из звука [т]. Ребенку предлагают произносить слог та. В момент произнесения педагог нажимает пальцем на переднюю часть спинки языка, благодаря чему получается слог тя. Затем педагог продвигает палец несколько глубже, в результате чего получается слог кя. Наконец, третий этап — еще более глубокий нажим на язык — дает твердый звук — ка.

Постановка звука от "покашливания"

1. Ребёнок должен "покашливать" вслед за педагогом. Широко открыть рот, чтобы ребёнок видел, где расположен язык взрослого, и, выдохнув воздух, имитировать лёгкое покашливание (такое, какое бывает. когда саднит горло), с ощутимым призвуком [к] ([кхэ]). "Покашливать" нужно тихо с минимальным выдохом, тогда между звуками [к] и [э] не будет выраженного звука [х], а будет слышаться лёгкое придыхание. Повторяя за вами упражнение, ребёнок должен "покашливать" себе в ладонь.

​2. Показать ребёнку, как "покашливать" шёпотом - "покашливать" едва слышно, почти без выдоха, устранив из своего произношения срединный призвук [х]. Ребёнок должен повторять за педагогом. Выполнять упражнение надо после полного выдоха.

3. Если получится правильный звук [к], то есть ребёнок, фактически произнесёт слог [кэ] , закрепив его, переходим к слогам с другими гласными звуками. Можно дать такую инструкцию: "Теперь будем покашливать так: [ка-ка-ка]"

4. В конце произнести звук изолированно, ребёнок повторяет звук за педагогом.

Постановка звука [г]

Постановка звука [Г’] по подражанию. Ребенку предлагается положить ручку на горлышко и,«включив» голос, произносить звук [К]

Постановка звука [Г] с механической помощью. Ребенку предлагается произносить «да -да -да», язык при этом логопед отодвигает шпателем назад до тех пор, пока не послышаться звукосочетания: «да - да - га».

Постановка звука [х]

Постановка звука [Х] по подражанию.

а). - Звук [Х] легко вызывается по подражанию с использованием игрового приема: «Открой широко рот и подыши на свои руки, «погрей их». При этом логопед следит, чтобы кончик языка ребенка находился внизу, а задняя часть круто поднималась вверх, но не касалась нёба. Можно, например, сначала предложить ребенку сделать «невысокую горку», а уж потом «пустить ветерок».

Предложите представить ребёнку, что он оказался на сильном морозе. Что бывает с ручками на морозе? Они мёрзнут. Руки необходимо согреть. Поднесите ладони ко рту и подуйте на них тёплым воздухом (тёплая воздушная струя). При этом слышится звук [х].

б). Можно предложить ребенку смешную картинку или игрушку, чтобы вызвать у него смех, посмеяться вместе с ним, после чего обратить его внимание на смех: мы смеемся «ха-ха-ха». Закрепляем звук [Х] в сочетании с другими гласными (О, Э, Ы).

Постановка звука [Х] с механической помощью. Если по подражанию вызвать звук не удается, его можно ставить с механической помощью, то есть с помощью зонда двигать язык вглубь языка. Просим ребенка произносить слог «са», при правильном положении языка получится «са-са- ха-ха».

Постановка звука [Х] от правильного [К]. Ребенку предлагается часто и протяжно произносить звук [К]. В это время получается сочетание «кх». Необходимо обратить внимание ребенка на то, что вслед за звуком слышится звук [Х], после чего отрываем [К] от [Х]. Получается [Х].

Артикуляционная гимнастика для заднеязычных звуков К, Кь; Г, Гь; Х, Хь; Й

1. Покусать язык.

Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.

2. «Наказать непослушный язык»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и «пошлепать» его губами, произнося «пя-пя-пя». (Чередовать упражнения №1 и №2)

3. «Лопаточка»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

4. «Горка»

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.

5. «Горку построим — горку разрушим»

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы, затем расслабить его. Попеременно выполнять эти движения.

6. «Ветерок дует с горки»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)
Факультет коррекционной педагогики
Кафедра педагогики и психологии

Контрольная работа

По дисциплине Логопедические технологии

Тема: «Постановка звуков [Г] и [Г’]»

Выполнил:
студентка группы 542/42
Касилина С.Ю.
Проверил:
Голодинская.

Челябинск 2013
План:

2. Нарушение произношения [ Г ] и [ Г’]
3. Подготовка к постановке звуков [ Г ] и [ Г’ ]
4. Основные способы постановки звуков [ Г ] и [ Г’ ]
5. Речевой материал.

Нарушение заднеязычных звуков [к], [г], [х] и парных мягких [к"], [г"], [х"] встречается достаточно редко. Они составляют у детей 5-7 лет 1% от дефектов произношения других групп звуков и характерны для сложных речевых нарушений, например, выявляются при значительном снижении слуха, алалии, ринолалии, дизартрии. В норме дети овладевают правильным произношением заднеязычных звуков от 2 до 3 лет.

    Описание правильной артикуляции звуков [Г] и [Г’]

Артикуляция звука [ Г ]
    губы раскрыты, занимают нейтральное положение;
    зубы разомкнуты;
    кончик языка лежит у нижних зубов, не касаясь их;
    передняя и средняя часть спинки языка опущены;
    задняя часть поднята и упирается в мягкое небо (на стыке твердого и мягкого неба);
    боковые края языка слегка касаются задней части твердого неба;
    мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;
    голосовые связки при произношении звука [Г] сомкнуты и вибрируют, образуя голос, воздушная струя слабее, чем при звуке [К].
    воздушная струя выходит через ротовую полость, взрывая смычку между задней частью спинки языка и мягким небом, выдох сильный.
Характеристика звука [Г]
    согласный
    ротовой
    взрывной
    заднеязычный
    (задненебный) звонкий
    твердый
Артикуляция звука [Г"]
Сходна с артикуляцией твердого [Г] и мягкого [К"].
В отличие от твердого [Г ]:
    углы губ оттягиваются назад;
    губы прижимаются к резцам;
    кончик языка приближается к нижним резцам;
    средняя часть спинки языка поднимается и касается средней части твердого неба.
В отличие от мягкого [К"] голосовые связки сомкнуты, напряжены и вибрируют, образуя голос.

Характеристика звука [Г’]
    согласный
    ротовой
    взрывной
    среднеязычный
    (средненебный) звонкий
    мягкий

2. Нарушение произношения [ Г ] и [ Г’].

Предрасполагающие факторы:

    высокое и узкое твердое и мягкое небо,
    нарушение фонематического слуха,
    слабость отдельных мышц языка,
    нарушение иннервации мышц языка,
    незначительное снижение физического слуха.
В произношении отмечаются:
Гаммацизм - фонетические ошибки - отсутствие, искажение звука произношение с продвинутой или более глубокой артикуляцией, произношение глоточных звуков, аспирация (придыхание).
Истинный гаммацизм бывает нескольких видов. В одних случаях вместо [г] слышится гортанный щелчок; в других - звук [г] представляет собой озвонченный [х]; в третьих - в результате сильного сближения и вибрации голосовых складок звук [г] приобретает фарингальный, звонкий фрикативный призвук.
Преграда в ротовой полости образуется выгибанием к нёбу задней части спинки языка. К неправильному произношению этих звуков ведет полное отсутствие этого выгибания или недостаточное выгибание.

Искажения звука [г"] - боковое произношение.

Обычно искажаются только мягкие варианты заднеязычных звуков, т. е. к" г", х’. Их произношение становится боковым. При этом воздушная струя изменяет направление и выходит вбок, что создает хлюпающий призвук, и речь становится нечеткой, а иногда даже непонятной. Например: «Кхлим дал Гхлене кхлегхли» (Ким дал Гене кегли). Такое произношение звуков к", г", х’ часто сочетается с боковым произношением свистящих, шипящих, а также звуков т", д’, н".
Причина - недостаточная работа мышц одной половины языка: она неплотно прижимается к коренным зубам и пропускает воздух вбок.

Парагаммацизм - фонематические ошибки - смешение и неразличение, замена звуков.
Недостатки произношения звука [г] или [г’] проявляются в заменах его звуком [д] или [д’]- парагаммацизм («гиря» - диря, «рога» - рода и т.д.).
Речь ребенка звучит так: «Дуси дромто додочут» (Гуси громко гогочут). Взрослые и дети без труда замечают такое дефектное произношение. Можно легко увидеть и неправильную артикуляцию. Попросив ребенка произнести, например, слово «гамак», логопед увидит, как у него в начале и в конце слова кончик языка поднимается и прижимается к нёбу за верхними зубами (в норме кончик языка должен находиться внизу, а подниматься должна задняя часть языка). Этот недостаток может сказаться и на письменной речи (происходит замена букв г - на д), если не будет своевременно проведена работа по исправлению и дифференциации этих звуков.

3. Подготовка к постановке звуков [ Г ] и [ Г’ ]:
1. Развитие слухового внимания и памяти в неречевых и речевых играх.
2. Развитие фонематического слуха в упражнениях с бездефектными звуками.
3. Подготовительные артикуляционные упражнения:
«Кто сильнее?»: соревнование между языком ребенка и пальцем логопеда, нажимающим на кончик языка и отодвигающим язык в глубь рта (рот раскрыт, губы в улыбке).
«Горка» 1: выгибание (подъем) задней части спинки языка, прижимание ее к мягкому небу, кончик языка несколько оттянут от нижних зубов (рот раскрыт, губы в улыбке).
«Горка» 2: то же со сдуванием ватного шарика.
«Горка»3: то же со шпателем или зондом. Дышать носом с широко раскрытым ртом.
Артикуляционная гимнастика для заднеязычных звуков
К, Кь; Г, Гь; Х, Хь; Й

    Покусать язык.
Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.
    «Наказать непослушный язык»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и «пошлепать» его губами, произнося «пя-пя-пя». (Чередовать упражнения №1 и №2)
    «Лопаточка»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.
    «Горка»
Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.
    «Горку построим - горку разрушим»
Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы, затем расслабить его. Попеременно выполнять эти движения.
    «Ветерок дует с горки»
Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

4. Основные способы постановки звуков [ Г ] и [ Г’ ]
Постановка звука [ Г ].
Переходить к работе над звуком [ г ] можно к моменту закрепления звука
[ к ] в предложениях.
Постановка звука. Обычно звук [г] ставится по подражанию с использованием тактильных ощущений. Так, логопед тихо произносит звук [к] (к-к-к), затем громко звук [г] (г-г-г). Объясняет ребенку: «Когда я говорю [к] тихо, голос молчит, стенки «домика» не дрожат; когда я говорю [г] громко, голос так звонко поет, что даже стенки «домика» дрожат. Давай проверим, как звонко поет наш голос». Одну руку ребенок прикладывает тыльной стороной к своей шее спереди, вторую - к шее логопеда, который многократно произносит то звук [к] , то звук [г]. При произнесении [г] ребенок ощущает вибрацию голосовых связок. Далее те же звуки логопед и ребенок проговаривают вместе, последний контролирует рукой наличие голоса и у себя, и у взрослого.
Если вызвать звук [г] по подражанию не удается, его ставят с механической помощью. Опорный звук, используемый при постановке [г] - это [д]. При постановке звука [г] ребенка побуждают произнести слоги «да – да - да», нажимая шпателем на переднюю часть спинки языка и удерживая ее за нижними резцами, в результате чего получается «гя».
Далее произнесение слога «да» сочетается с более глубоким нажимом на язык - получается «гя».
Твердый звук [г] в сочетании с гласным [а] получается при еще более глубоком продвижении передней части спинки языка шпателем.
Таким образом, схема постановки звука [г] выглядит так: да – дя – гя – га.

Автоматизация звука [ Г ].
Подражая гоготанию гусей, ребенок закрепляет полученный слог га, потом - гы.
Затем логопед рисует в его тетради картинки, в названиях которых звук
[г] стоит в начале и в середине слова. На конце слова звук [г] оглушается и произносится как [г] или [х], поэтому слова, заканчивающиеся на [г], для автоматизации этого звука не используются.
Затем логопед придумывает вместе с ребенком и записывает предложения с отработанными словами. Например: Галя гонит гусей на луга, а гуси гогочут: га-га-га. Янга читала газету в вагоне. Гуля прогоняла голубей с газона. Гога купил в магазине гантели и штангу.
Для закрепления звука [г] в стихах, рассказах логопед подбирает соответствующий материал.

Постановка звука [ Г’ ].
При исправлении этого вида произношения на подготовительном этапе логопед дает упражнения на укрепление мышц языка, для равномерной работы обеих его половинок.
Потом ставятся звуки с, з, с", з", ш, ж, ч, щ, т", д’, н’ и закрепляется их правильное произношение.
И только после этого можно переходить к постановке к", г", х".
Постановка звуков. Для получения правильного [г"] логопед просит ребенка произнести звук [г], а затем через паузу - звук [и]: «г - и». Повторяя вместе с ребенком эти звуки, педагог уменьшает паузы между ними и постепенно добивается их слитного произнесения: «ги». Если ребенок хорошо произносит звук [г’], можно получить слоги «ги», «ге». («Маленькие гусята гогочут: ги-ги-ги (ге-ге-ге). Скажи и ты так».) Логопед следит, чтобы у ребенка губы растягивались в улыбке,- это способствует продвижению языка вперед, т. е. выработке артикуляции, необходимой для звука [г’].
Если таким способом получить звук [г"] не удается, его ставят с механической помощью, от звука [д], как и твердый звук, только язык при этом отодвигают назад до тех пор, пока не послышатся звукосочетания
«да – дя – гя».
Автоматизация звука [г"].
Автоматизацию звука [г’] начинают со слов, где он стоит первым, например: гири, гильза, гитара, Гена, герань, георгин, гриб, гренки.
Затем вводят слова со звуком [г’] в середине, например: ноги, сапоги, утюги, флаги, деньги, брызги, пироги, бегемот и др.
С этими словами составляются предложения: Гена надел на ноги сапоги. Гера громко играет на гитаре. Гена видел в зоопарке бегемота и пингвина. Затем логопед подбирает детям потешки, стихи, рассказы с данным звуком.

5. Речевой материал.
Автоматизация звука [Г]:
Включает прямые слоги, слова с прямыми слогами, обратные слоги и слова с ними, слоги и слова со стечением согласных и др.

Какой первый звук в словах: ГРОМ, ГВОЗДЬ, ГЛОБУС, ГВОЗДИКА?
Какой это звук - твердый или мягкий?
Произносите звук [Г], а я буду договаривать остальные звуки слова.

ГА ГО ГУ ГЫ ГЭ ГЯ ГЁ ГИ ГЕ ГЮ
ЯГ АГ ОГ УГ ЫГ ЭГ ЯГ ЁГ ЮГ ИГ
Игра "Договори слово"
ВЛА...(ГА) БУМА...(ГА)
ШПА...(ГА) ВАТА. ...(ГА)
ЮН...(ГА) ОТВА...(ГА)
КНИ...(ГА) ТЕЛЕ. ...(ГА)
ШТАН...(ГА) ДОРО. ...(ГА)
ФЛЯ...(ГА) ПИРО. ...(ГА)
ВЬЮ...(ГА) РАДУ. ...(ГА)
КУРА.. ...(ГА)
НО...(ГА) БРОДЯ. ...(ГА)
ПУР...(ГА) ПОДРУ. ...(ГА)
ДУ...(ГА) КОЛЬЧУ. ...(ГА)
СЛУ...(ГА) БЕДНЯ. ...(ГА)
СЕРЬ...(ГА) ДВОРНЯ. ...(ГА)
ФОЛЬ...(ГА) БЕЛУ. ...(ГА)
ТАЙ...(ГА) ШЕРЕН. ...(ГА)

Игра "Договори слово"
Ребенок произносит слог, а логопед договаривает слово. Затем ребенок проговаривает все слово.
ГА - ГА...(ЗЕТА) ГА... (ЛЕТА) ГА...(ДАЛКА) ГА...(МАК) ГА...(ЗЕЛЬ) ГА...(ЗОН) ГА... (РАЖ) ГА...(ЛУШКИ) ГА...(ЛЛОН) ГА...(ЛОП)
ГО - ГО...(ЛУБЬ) ГО...(ДИК) ГО...(РЫ) ГО...(РОД) ГО...(ЛОД) ГО...(ЛОС)

Закрепление правильного произношения звука [г] в звукоподражаниях.
«Гоп, гоп»,- говорит наездник, погоняя лошадку.
«И-го-го»,- кричит лошадка и скачет.

Мячик прыгает через камешки: гоп-гоп-гоп.

Мы на пруд сейчас пойдём.
Плавать вместе там начнём.
Буду я гусёнка звать: - Га-га-га!
Чтоб не смел он уплывать: - Га-га-га!
Вот лошадка на лугу:
И-го-го, и-го-го!
Курочка - несушка:
Ко-ко-ко, ко-ко-ко!
Голуби под крышей:
Гуль-гуль-гуль!
Ну а рыбка в море -
Ни гу-гу!

Наш щенок, пушистый Бобик,
Лает весело с утра
Гав да гав!
Вставать пора!

Вот гусыня идёт
И гусяток ведёт.
Все идут вразвалочку, чинно,
По дорожке вдоль пруда.
Детки с мамой идут,
Разговорчики ведут.
Мама громко:
-ГА-ГА-ГА,
А гусята ей в ответ:
- га-га-га и спору нет,
Наша мама всех милей,
Ласковей и веселей!

Чистоговорки с прямыми слогами.
Га-га-га, га-га-га: у кого болит нога?
Га-га-га, га-га-га: не болит уже нога.
Га-га-га, га-га-га: вязнет в сене нога.
Гу-гу-гу, гу-гу-гу: я помочь тебе могу.
Гу-гу-гу, гу-гу-гу: сидит синичка на снегу.
Гу-гу-гу, гу-гу-гу: гусь гуляет на лугу.
Го-го-го, го-го-го: конь смеётся: «И-го-го!»

Закрепление правильного произношения звука [г] в словах.
Слова с прямыми слогами.
ГА: газ, газета, газон, галка, галдеть, гагара, гать, гамак, гавань, гармошка, гам, гаммы, гамак, гармонь, гараж, галстук, гадюка, гадание, гайка, газели,
ГО: голод, город, гость, гордый, горло, горлинка, горы, горец, гончий, гонг, гобой, говорить, горилла, говядина, годовщина, гол, гость, год, гоп, гомон, горка, горько, город, гончие, голубь, горы, горох, горн, голова, гости, голос, голод, гонки, и т.д.
ГУ: гусь, гусыня, губы, гулять, гули, гусли, гурьба, гуща, губка, гудеть, гудок, гумно, гуси, густо, гусеница, гулянье, гуляш, и т.д.

    Слоги со стечением согласных:
Гла - гло - глу - глы гна - гно - гну - гны гра - гро - гру - гры
Агл - огл - угл - игл гва - гво - гву - гвы гдя - где - гдю – гди

Слова со стечением согласных в начале слова:
ГН: гнать, гнуть, гнев, гнёт, гнездо, гном, гнить, гнедой, гневный, гнёздышко.
ГР: грач, груша, громко, грива, грибы, град, груз, гром, грязь, группа, грызун, грачиное.
ГВ: гвоздь, гвардия, гвоздика, гвардеец, Гвидон.
ГЛ: глух, глаз, глина, глыба, глобус, Глаша, глушь, глава, гладко, глубоко, гладить, глядеть, глухарь, глазунья, гладиолус, глотать.


согласование количественных числительных и существительных –
игра «1-2-5».
Упражнения с разрезной азбукой - игра «Отгадай слова из данных букв»:

ОМГН - (гном)
ААННГ - (наган)
ГНОА - (нога)
ГБМААУ - (бумага)
ААГМК - (гамак)
ГПДООА - (погода)
ОАГПК - (гопак)
ОГД - (год, дог)
ВНГОА - (вагон)
ИАКНГ - (книга)
ЬООГН - (огонь)
ДАГОЯ - (ягода)
ГНУО - (угон)
КГЙАА - (гайка)
ГНЮА - (юнга)
ДАГОК - (когда)
БГАУ - (губа)
ИИВНГПН - (пингвин)
ГДУА - (дуга)
УОГБЛЬ - (голубь)
гнуть дугу
догонять бегунов
обогнать гнома
обогнать бегуна
отогнать гадюку
бегать на выгон
пугать пингвинов
отогнать вагоны
подогнать телегу
погонять нагайкой
готовить говядину
пугать нагайкой
отгадать книгу
пугать наганом
бегать в тайгу за ягодами
пугать попугаев
угадывать погоду
угодить Агафону
гудеть на гобое
готовить вагон
догонять пингвинов
гоготать в гавани

Работа с фразой:
    договаривание предложений словами на Г:
Рыбаки поймали (окунь, лещ, минога, навага).
Гога играет на фортепиано (этюд, песня, гаммы).
Всю ночь в тайге бушевала (метель, вьюга).
Агафон закручивает (винт, гайка).
Вдали слышатся удары (колокол, бубен, гонг).
Игорь открывает дверь гаража (колено, рука, нога).
На берегу моря бушует (вода, огонь).
Из комнаты слышен детский (смех, гомон).
Дети весело танцуют (веснянка, кадриль, гопак).
Папа повесил на двух дубах (качели, гамак).
Гале подарили украшение из (бирюза, агат, рубин).
В клетке живут два веселых (щегол, попугай).
Ганя читает интересную (сказка, книга, повесть).
У Инги болит (ухо, зуб, нога).
Инга и Ганя - (соседи, одногодки).
    преобразование деформированной фразы:
пингвин у пингвиненок - У пингвина пингвиненок.
тайга нет в попугаев -
кнут Агафья гнать гуси -
ягоды Агафон по идет тайга в -
гудок в гудит гавань -
Ганя говядина котлеты из готовить -
Инга бумага ногтем сгибать -
Игорь тупик вагоны отгонять в -
Ганя год один -
Инга годик два -
Агата книга покупать новая -
компот мама готовить ягодный -
пингвин пингвинята гнать вода в -
гномы дети пугать -
Инга Ганг идти гулять на -
Гога в отдыхать гамак -
гавань в дети бегать –

Стихотворные тексты со звуком [Г]:
Гусь купил себе гармошку,
Но дырявую немножко.
Хорошо гармошка пела,
По-гусиному шипела. (Г. Виеру)

Га-га-га! - гогочет гусь.
- Я семьёй своей горжусь!
На гусят и на гусыню
Всё гляжу, не нагляжусь! (Н. Коётарев)

Снегири сидят в снегу:
Сядут в снег – и ни гу-гу.
Зря сычи их стерегут
На заснеженном лугу. (А. Пудваль)

Грач качался в гамаке,
Гуси – в волнах на реке.
Мимо голуби летели
И на веточку присели.
Веточка качается-
Неплохо получается. (А. Пудваль)

Я бегу, бегу, бегу, отдыхая на бегу.
Год бегу, два бегу - догнать годы не могу.

Я и Гога, мы вдвоем в тайгу по ягоды идем.

Мама, ноги у меня
Бегут, будто два коня.

Га-га-га, га – га – га
Дайте Гане пирога,
Дайте Гане пирога,
Пирога из творога.

Гу-гу-гу - сидит гном на берегу,
Сидит тихо - ни гу-гу.

В небе гром, гроза,
Закрывай глаза.
Грома нет, трава блестит,
В небе радуга горит.

Скороговорки со звуком [Г] достаточно сложны:
В гнезде – гагара, у гагары птенцов пара.
Ганна съела галушку, Герман – горбушку.
Шлёпают гуськом гусак за гусаком.
Свысока смотрит гусак на гусака.
Ой, выщиплет бока гусак у гусака.

Говорила им горилла, приговаривала,
Говорила, говорила, приговаривала.

Галка села на забор,
Грач завел с ней разговор.

Гонец с галер сгорел.

Собрала Маргарита маргаритки на горе,
Потеряла Маргарита маргаритки во дворе.

Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки:
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

Летела гагара над амбаром,
А в амбаре сидела другая гагара
Итого гагар – пара.

Тексты.
Гуси
Ганя маленькая. Ганю испугали гуси. Гуси гоготали: «Га-га-га-га». Не бойся Ганя. Гони гусей. Ганя гонит гусей. Гуси отошли от Гани. Ганя довольна.
Лиса и гусята
Галя гонит гусей и гусят на поляну. Галя пасет гусей и гусят. Гусята и утята наелись и улеглись спать. А лиса тут как тут. Галя, береги гусей и гусят! Лиса видит гусей и гусят. А гуси не видят лису. Лиса хватает одного гусенка и несет его своим лисятам. Лисята наелись и стали веселы и довольны.

Автоматизация звука [Г"]
Проводится только в прямых слогах, словах и фразах с ними (обратные слоги с мягким звуком [Г"] не употребляются в фонетической системе русского языка).
Прямые слоги:

ги-ги - ги-ги-ги
Ги-ги-ги - ги-ги
ге-ге - ге-ге-ге
ге-ге-ге – Ге-ге
гя-гя - гя-гя-гя
гя-гя-гя - гя-гя
гю-гю - гю-гю-гю
гю-гю-гю - гю-гю
гя-ге-гю-ги
гю-ги-гя-ге
ге-гю-ги-гя
ги-гя-ге-гю

Закончи слово.
РИН…(ГИ) СЛО …(ГИ) ФЛА…(ГИ) ВИЗ …(ГИ)
ШЛАНГ …(ГИ) МОЗ…(ГИ) СТЯГ …(ГИ) КРУ…(ГИ)
РАНГ …(ГИ) ДОЛ…(ГИ)
Слова:
ГИ: гид, гиена, гимн, гип, гири, гимнаст, гипноз, гитара, гигант, гибкий, гиббон, гид, гикать, гиканье, гинея, гибнуть, гидра, гильза, гимнастика
гид, гиена, гимн, гип, гири, гимнаст, гипноз, гитара, гигант, гибкий, гиббон, гид, гикать, гиканье, гинея, гибнуть, гидра, гильза, гимнастика
ГЕ: гений, Гена, герб, Гера, герань, гербарий, гематоген, Гея, ген, генетик, гейм, гепатит, гетман, генерал, герой, геркулес, гетры, Герман,
В середине слова:
Помогать, снега, рога, книга, радуга, нога, яга, нега, телега, магазин, попугаи, бумага, наган, гроза, вьюга, угадать, тайга, радуга, Инга, юнга
огород, бегом, вагон, загон, огонь, бугор, ноготь, иголка, кругом, загорать, разговор, гогот, погода, много, выгон, коготь, Егор, одногодки,
лягушка, могут, огурец, прогулка
загнать, загнуть, согнуть, вогнуть, огненный, тигр, бугры, игра,
ноги, бульдоги, пироги, книги, дороги, сапоги, жги, долги, деньги, торги, шаги, враги, слоги, загиб, пегий, ангина, джигит, энергия, сгинуть, вдребезги,
боги, богиня, бумаги, нагибать, подгибать, утюги, маги, погибать, овраги,
трагедия, легенда, бегемот
С двумя звуками:
гигиена, гигант, георгины, гегемон, геологи, география, географ
Лексические и грамматические упражнения с ранее отработанными словами:
а) согласование количественных числительных и существительных - игра «1-2-5»;
б) прямой и обратный счет 1 -10;
ПРИМЕЧАНИЕ. Упражнения 5 б, в выполняются только при отсутствии дефектов в произнош ении шипящих, свистящих звуков и соноров.

Упражнения с разрезной азбукой в отгадывании слов:

ЕИГНА - (гиена)
ИОГН - (ноги)
МНГИ - (гимн)
ИЮУТТ - (утюги)
ДГИ - (гид)
ИАМГ - (маги)
ААИННГ - (ангина)
ЬЕИДНГ - (деньги)
ГБИО - (боги)
БМГИАУ - (бумаги)

Словосочетания (проговаривание, выборочное спряжение):

Работа с фразой:

    договаривание словами на [Г"] (мягкий):
Мама дает Гене (гематоген, хлеб, ягоды).
Гиббоны скачут с дерева на дерево с громким (вой, гиканье).
Оркестр играет (песня, гимн, марш).
Мама работает (учитель, гид, врач).
Для победы Инге надо выиграть третий (тайм, гейм).
Мама купила Гане и Инге игрушечные (печка, кастрюля, утюги).
У богини Геи были сыновья (гиганты, гномы, карлики).
    Преобразование деформированной фразы:
океан минога нет в -
гетман битва погибать в -
океан навага много в -
Инга бегемот от убегать -
киты океан гибнуть в -
гепатит гиббон у -
Гена калина нагибать гибкая -
гигант ангина у -
Гена гейм пятый в победит -
Гена бумаги подгибать -
гигант ноги подгибать -
бегемот тайге погибнуть в -
Скороговорки.
Ги-ги-ги - Гена, на хоккей беги,
Ге-ге-ге - Гена бегает в тайге,
Ге-ге-ге - Гиена бегает в тайге,
Ге-ге-ге - и Гога бегает в тайге,
Ге-ге-ге - дети бегают в тайге.
Ги-ги-ги - Гена Инге помоги.
У гиббона гепатит - потерял он аппетит.
Маме купим утюги,
Диме, Гене - две дуги,
А для Инги - книги,
Папку и бумаги.
Бегемот, бегемот,
Погибает бегемот –
У него болит живот.

Замены звуков [Г] – [Д]
Подготовительный этап.
Кроме упражнений, помогающих выработать подъем задней части языка к нёбу, следует проводить работу по дифференциации на слух звуков [к], [г], [х] и их заменителей.
Для этого используются картинки-символы.
Для дифференциации звуков [г] - [д] можно подобрать такие картинки: гусь вытянул шею, раскрыл клюв (он кричит: г-г-г), барабан с палочками (барабанная дробь: д-д-д). Логопед говорит: «Сейчас я буду называть эти звуки, а ты - показывать соответствующие картинки».
После того как ребенок научится различать на слух звуки [г] и [д], можно приступать к постановке заднеязычных звуков.
Зканчивается работа этапом дифференциации поставленного звука и звука-заменителя: г - д. При этом педагог обращает внимание ребенка на различия не только в звучании, но и в артикуляции (какая часть языка работает - кончик или «хвостик»).
Дифференциация этих пар звуков проводится в словах, слогах, предложениях, стихотворениях и рассказах. Работу можно будет считать законченной лишь тогда, когда ребенок будет постоянно правильно употреблять эти звуки в самостоятельной речи.

6. Игры и упражнения на закрепление звука в самостоятельной речи.

Игры для закрепления звуков К, Г, X

    «Цапля и лягушки».
Дети - лягушки - прыгают в болоте и говорят:
Мы зеленые лягушки,
Мы веселые квакушки,
Громко квакаем с утра:
Ква-ква-ква, ква-ква-ква.
Появляется «цапля» и говорит:
По болоту я шагаю,
И лягушек я хватаю.
Целиком я их глотаю -
Хап, хап, хап.
«Цапля» увидела «лягушек» и говорит:
Вот они лягушки,
Зеленые квакушки,
Берегитесь, я иду -
Я вас всех переловлю.
«Цапля» ловит «лягушку», пойманный становится «цаплей»,.
    «Гуси, пастух и лиса».
Пастух:
Гуси, гуси, вы откуда?
Гуси:
Га-га-га, га-га-га.
Все мы с юга,
Все мы с юга.
Пастух:
Гуси, гуси, вы куда?
Гуси:
Га-га-га, га-га-га,
Мы летим на луга.
Пастух:
К нам сюда, на луга,
На зеленые луга?
Гуси:
Га-га-га, га-га-га.
Лиса:
Мигом гуся утащу
И лисятам отнесу.
«Лиса» ловит «гусей». Пойманные становятся помощниками «лисы».
    Дети и гуси.
- Гуси, гуси!
- Га-га-га.
- Пить хотите?
- Да-да-да.
- Гуси, гуси, вот вода.
- Га-га-га, га-га-га.

Список литературы.

1. Генинг М. Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи. Пособие для воспитателей детских садов. 4-е издание. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1980.

2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекция произношения звуков Г,Гь,К,Кь,Х,Хь - ГНОМ и Д, 2011 г., 48 стр.

3. Новоторцева Н.В. Тетрадь по развитию речи по развитию речи на звуки [г][г"][х][х"] (Логопедическая тетрадь). Пособие для воспитателей детских садов, логопедов родителей. / Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров.; – 3-е издание. –– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг - 2003. – 82 с. – (Вместе учимся, играем. Практическое приложение.)

4. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Воло-совец. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.

5. Российская Е.Н., Гаранина Л.А.Произносительная сторона речи: Практический курс. -- М.: АРКТИ, 2003. - 104 с. (Библиотека практикующего логопеда)

6. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». –– М.: Просвещение, 1989, - 239 с.: ил

Приложение.

    Артикуляция звуков К, Г

Долго сидел Язычок без дела. Решил он пошалить, покувыркаться. Он опустил хвостик вниз, выгнул свою спинку и стал спинкой тихо, без голоса, стучать в потолок своего домика: «к-к-к». (Как стучал Язычок?) Потом Язычок включил голос и стал звонко-звонко, с голосом стучать своей спинкой в потолок: «г-г-г». (Как стучал Язычок?)
Затем Язычок широко открыл домик и запел тихо, без голоса: «Ка-Ка-Катя». Он включил голос и звонко-звонко запел: «Га-Га-Галя».
- Оказывается, можно петь песни не только хвостиком, но и спинкой,- подумал Язычок. И Язычок стал придумывать стишки на эти песенки.
Давайте и мы с вами разучим эти песенки.

Слова и картинки на звук К и КЬ

Мак, лук, косы, утка, сумка, собака, колесо, репка, кошка, коньки, кит, кепка.
Задание.
1. Назвать картинки.
2. Составить предложения на картинки и слова.
3. Составить предложения со словами «куплю»: «Я куплю сумку» и т. д.

Слова и картинки на звук Г и ГЬ

Голуби, горы, гуси, гамак, вагон, губы, ноги, гири.
Задание.
1. Назвать картинки.
2. Составить предложения на картинки и слова.

    Шутки-чистоговорки на звуки К-Г

ка, ка, ка - белая мука
га, га, га - зеленые луга
ку, ку, ку - белка на суку
гу, гу, гу - гуси на лугу
ки, ки, ки - вот идут быки
ги, ги, ги - ты домой беги
ек, ак, ак - в саду растет мак
ук, ук, ук - сова села на сук

Вариант для старшей и подготовительной групп
ку, ку, гу - Капа на лугу
ку, гу, ку - купили мы муку
ки, ги, ки - вот идут быки
ги, ки, ги - на лужок беги

    Дифференциация звуков К-Г в словах

Для всех групп
- Послушайте внимательно и запомните:
К нам приехали гости. Собаке дали кости.
А теперь я начну говорить, а вы закончите.
К нам приехали... (дети заканчивают - гости).
Собаке дали... (дети заканчивают - кости).
    Так же прорабатываются предложения:
Скоро будет Новый год. На заборе сидит кот.
Зимой во дворе ледяная гора. У березы белея кора.
Лото - интересная игра. На столе вкусная икра.
У Гал
и т.д.................

Постановка звука [г], развитие артикуляционной моторики, диафрагмальнореберного типа дыхания, форсированного выдоха, фонематического слуха.

Организационный момент

Ребенку предлагаются предметные картинки и квадрат. Он должен выбрать картинки квадратной формы.

Развитие фонематического слуха

Проводится игра «Угадай слово». Ребенку предлагаются четыре картинки (василек, обруч, дом, арбуз) и карточка с четырьмя пустыми клетками. По первым звукам слов, изображенных на картинках, ребенок должен составить новое слово, поместив буквы в пустые клетки.

Развитие артикуляционной моторики

Артикуляционная гимнастика

1. Для нижней челюсти: открывать рот с сопротивлением, произвольно двигать нижнюю челюсть вправо влево.

2. Для губ и щек: втягивать щеки в ротовую полость между зубами; растянуть губы при сжатых челюстях одновременно в стороны, вверх и вниз, обнажая зубы затем их расслабить; попеременно произносить [и] - [у], [и] - [о] (с голосом).

3. Для языка: выполнить упражнения «Качели», «Почистим зубки», «Кормим птенчика», «Горка», «Катушечка».

4. Для мягкого нёба: произносить гласные звуки на твердой и мягкой атаке.

Упражнения на дыхание

1. Выполнить комплекс парадоксальной дыхательной гимнастики по Стрельниковой.

2. На одном выдохе четко, ритмично произносить цепочки слогов:

«птка - птко - птку - пткы- пткэ»; «тпка- тпко - тпку- тпкы- тпкэ».

Постановка звука [г]

1. По подражанию.

Обратить внимание ребенка на то, что артикуляция звуков [к] и [г] отличается вибрацией голосовых складок (я этого руку ребенка положить на гортань логопеда).

2. Механическим способом.

Произносить слог [да], шпателем нажать на кончик языка и отодвинуть его в глубь ротовой полости.

Итог занятия

Отмечаются достижения ребенка.

Последние материалы сайта