Чей флаг черный желтый белый по горизонтали. Черно-желто-белый флаг как официальный флаг российской империи

29.12.2023
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Трёхцветное чёрно-жёлто-белое полотнище было утверждено императором Александром II 11 (23) июня 1858 года в качестве Гербового народного флага. Этот государственный символ, введенный в сложную для Российской империи эпоху начала «Великих реформ» и преодоления последствий проигранной Крымской войны, стал символом подъема русского народного духа, ознаменовавшим собой новый расцвет, возрождение и величие Российской державы.

Описание флага гласило, что верхняя чёрная и средняя золотая (жёлтая) полосы символизируют Государственный герб Российской империи - чёрного орла на золотом фоне, а нижняя белая полоса - символ святого Георгия Победоносца, изображенного на Московском гербе в качестве всадника, поражающего копьём змия. При этом в Императорском указе содержится отсылка к историческому прошлому этих цветов. Так, в описании утверждается, что кокарда из чёрного и золотого цветов была основана императором Павлом I, тогда как знамёна и другие украшения из этих цветов употреблялись ещё при императрице Анне Иоанновне. Белая же или серебряная полоса соответствует кокарде Петра Великого и Екатерины II.

Император же Александр I, после взятия Парижа в 1814 году, соединил правильную гербовую кокарду с древней Петра Великого, которая соответствует белому или серебряному всаднику (Святому Георгию) в московском гербе»,

Гласит Высочайше утверждённое описание Имперского флага.

Однако историческое прошлое гербовых народных цветов имперского триколора уходит своими корнями гораздо глубже эпохи Петра Великого, Анны Иоанновны и Екатерины II. Ещё в 1497 году на грамотах Государя Всея Руси Ивана III появляется символический императорский герб Византии, изображающий чёрного двуглавого орла в золотом поле, и он соединяется с гербом Великого княжества Московского, изображающим белого всадника Святого Георгия. Стоит напомнить, что русский Государь Иван III был женат на племяннице последнего византийского императора Константина XI Софье Палеолог. И соединение императорского герба Византии с символикой Великого княжества Московского было олицетворением идеи Третьего Рима, выраженной в начале XVI столетия игуменом псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофеем: «Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не быти».

Таким образом, чёрный, золотой (жёлтый) и серебряный (белый) цвета в их сочетании стали гербовыми цветами Русского государства. Согласно Соборному уложению 1649 года и Генеральному регламенту 1720 года, подлоги гербового изображения царской печати квалифицировались как преступление против самого Государя и карались смертью.

При Петре I первый Русский Императорский штандарт был также установлен в соответствии с гербовыми цветами и представлял собой полотнище, изображающее в золотом поле чёрного двуглавого орла со святым Георгием Победоносцем в белом и на белом коне. Такой порядок сохранялся и в дальнейшем. На русских боевых знаменах и кокардах сохранялись русские гербовые цвета. Даже будки для часовых и стойки для ружей были окрашены в чёрный и жёлтый. А при императрице Екатерине Великой чёрный, жёлтый и белый цвета стали использоваться для ленты и ордена Святого Георгия - высшего знака воинского отличия.

Герб Российской империи. Фото: Aleksey Stemmer / Shutterstock.com

Период правления Александра II, когда чёрно-жёлто-белый триколор стал русским национальным и государственным флагом, ознаменовался dеликими реформами во всех областях и сферах общественной жизни: освобождением крестьян, модернизацией русской армии. Под этим флагом было завершено покорение Кавказа и осуществлялось присоединение Средней Азии, была одержана славная победа в русско-турецкой войне 1877-1878 годов, положившая начало освобождению балканских славян от османского гнёта.

Вскоре после убийства террористами Александра II и восшествия на престол его сына Александра III было издано Высочайшее повеление, в соответствии с которым в торжественных случаях предписывалось вывешивать бело-сине-красный флаг, появившийся в XVII столетии и установленный Петром Великим в качестве коммерческого. Несмотря на это, чёрно-жёлто-белый флаг оставался национальным русским символом и торжественно поднимался во время важных государственных мероприятий - например, во время встречи императоров России и Австро-Венгрии Александра III и Франца-Иосифа в Кремзире в августе 1885 года.

В 1896 году, накануне коронации императора Николая II, Высочайшим повелением было учреждено Особое совещание во главе с генерал-адъютантом Константином Посьетом, которое постановило, что

флаг бело-сине-красный имеет полное право называться российским или национальным и цвета его: белый, синий и красный именоваться государственными; флаг же чёрно-оранжево-белый не имеет к тому ни геральдических, ни исторических оснований».

Вместе с тем в российском обществе продолжалась дискуссия о том, каким должен быть главный государственный и национальный символ. В 1910 году было учреждено новое Особое совещание под председательством товарища министра юстиции А.Н.Веревкина, которому надлежало «выяснить вопрос о русских государственных цветах».

В 1912 году в русском городе Харькове православный публицист и миссионер Евстафий Воронец издал брошюру под названием «Как произошли и что означают чёрный, жёлтый и белый цвета русской государственной символизации», подвергнув острой критике комиссию Посьета, охарактеризовав её председателя как «космополита».

Более неотложные и срочные государственные дела и японская война с инородческой революцией помешали исправлению произошедшего тогда противозакония»,

Писал Воронец, выражая надежду на то, что восстановление употребления символа самобытной Русской державы скоро состоится в полной мере.

Учрежденная в феврале 1913 года в честь 300-летия Дома Романовых памятная медаль была на ленте чёрного, жёлтого и белого цветов. А в следующем, 1914 году, в соответствии с циркуляром Министерства внутренних дел Российской империи, для употребления в частном быту был введен флаг, представлявший собой бело-красное-полотнище, в левом верхнем углу которого был помещен жёлтый квадрат с чёрным двуглавым орлом и Георгием Победоносцем на белом коне. Флаг должен был означать единение Государя и народа.

Однако довести до конца дело восстановления статуса чёрно-жёлто-белого флага не удалось. Разразилась Первая Мировая война, а затем революция, обрушившая русскую монархию и великую Российскую империю. Вновь в Россию чёрно-жёлто-белое полотнище вернулось в начале 1990-х годов. Его активно использовали и продолжают использовать национал-патриотические и монархические движения. В 1993 году чёрно-жёлто-белый триколор (в народе - имперский флаг) стал, наряду с государственным флагом СССР, символом сопротивления ельцинской диктатуре. Активно использовался он и сторонниками Русской Весны на бывшей Украине.

В России на протяжении последних лет продолжаются дискуссии о признании чёрно-жёлто-белого имперского флага официальным историческим символом Российского государства с наделением его соответствующим правовым статусом. Принятие такого решения на государственном уровне, несомненно, станет актом уважительного отношения к великому прошлому нашей страны.

История российского флага насчитывает несколько веков. На протяжении столетий знамя видоизменялось, но не переставало осуществлять свои важнейшие функции - служить опознавательным знаком, а также представлять и символизировать страну и нацию в целом. Каждый гражданин должен знать, как выглядел флаг России раньше и что он представляет собой в наши дни, что олицетворяет и какой смысл он несет.

Флаг и знамя - два термина, обозначающих важнейший символ любого государства

В русском языке издавна использовались два слова, имеющие схожий семантический смысл: "знамя" и "флаг". Первый имеет славянские корни и происходит от слова "знамение" или "знак". Он указывает на своего владельца и выступает в качестве особого символа. Второй термин "флаг" пришел к нам из Голландии и в переводе обозначает "корабельное и мореходное знамя". Обычно он поднимался на специальной мачте, называемой "флагшток".

Издавна флаг выглядел как кусок ткани определенной геометрический формы, который прикреплялся к шнуру или древку. Он мог иметь разную окраску, и зачастую его цвета несли особенный смысл. Сложно переоценить роль знамени в древних сухопутных, морских битвах и средневековых сражениях, когда с его помощью велось управление воинскими отрядами. По сей день оно используется как символ как "представитель" нации.

Все страны мира имеют свое особое одноцветное или разноцветное знамя. Современный флаг Российской Федерации легко узнаваем - он представляет собой полотнище прямоугольной формы, имеющее три горизонтальные полосы белого (верхняя), синего (средняя) и красного (нижняя) цветов. Около трех веков русский народ "прошел" под триколором. А как выглядел флаг России ранее? Что он символизировал? Давайте попробуем в этом разобраться.

Стяги древних славян

Историкам немного известно о древнейших знаменах славянских народов. Предположительно, первые из них были примитивны и состояли из травы или конских хвостов, которые крепились на шестах, остриях копий или просто длинных палках. Считается, что они походили на бунчуки тюркских племен. В "Повести временных лет" упоминались знамена, обозначавшие воинские отряды, - стяги (полотна, крепившиеся к древку). Постепенно появилась и особая должность - стяговник: он должен был хранить знамя и разворачивать его во время боя. Со временем стяги не только стали служить ориентирами в сражении, но и трансформировались в особые символы власти. Князья, захватывая города, начали водружать свои знамена над ними, оповещая о своих притязаниях.

Знамена Древнерусского государства

На Руси в IX-XIII вв. были распространены стяги вытянутой треугольной формы, прапоры со скошенным клином и каймой, а также знамена с пришитыми к ним косицами, развевающимися на ветру. Нередко в битвах использовались и хоругви - особые священные знамена, на которых изображались лики святых, Богородицы или Спасителя. Древние стяги выполнялись из разной ткани и окрашивались в разные цвета. При этом наиболее часто использовались зеленый, красный, синий, белый и голубой оттенки. На Куликовом поле над русскими воинами простиралось большое на котором был изображен Нерукотворный Спас.

Царские знамена в период XVI-XVII вв.

Вплоть до XVIII столетия Россия не имела единого государственного знамени. Существовало большое количество разнообразных стягов и хоругвей. Малые и Большие царские знамена отличались особой яркостью и красотой. Как правило, они богато украшались и оформлялись религиозными сюжетами.

Примером подобных знамен является известный "Великий стяг" царя Ивана Грозного. Он представлял собой огромное разноцветное полотнище трапециевидной формы. Украшено оно было изображениями Святого Михаила, сидящего на золотом крылатом коне, и Иисуса Христа в славе. Также на полотне были искусно нарисованы золотые херувимы, серафимы и ангелы в белых одеждах. Это величайшее знамя более 150 лет сопровождало в боях и походах русскую армию: оно побывало в Крымских (1687, 1689 гг.) и Азовских (1696 г) походах, а также на войне со шведами. Фото флага царской Росси, к сожалению, не передает всей его красоты и мощи.

Подобным царским знаменам воздавались особые почести: их освещали, наравне с иконами, им поклонялись. Полковые и сотенные стяги были меньше по размеру и не так богато украшены, как царские. Часто на них вместо ликов святых изображался простой крест. С XVII в. на стяги на западный манер стали наносить светские эмблемы, например рисунки змеи, орла, льва и пр.

Как выглядел флаг России при Петре Великом

В период царствования Алексея Михайловича появились первые упоминания о едином Российском флаге. Государь, изучив знамена других стран, выбрал для своего три основных цвета - белый, синий и красный. В 1686 г. на первом торговом был поднят новый флаг царской России. По некоторым версиям, он имел прямоугольную форму. На нем был изображен синий крест, левый верхний и правый нижний углы были окрашены в белый цвет, а остальные два - в красный. Петр I, продолжая дело своего отца, видоизменил флаг, определив на нем порядок горизонтальных полос. Фото флага царской России представлено далее - он был похож на современный триколор, но имел двуглавого орла по центру.

Также Петр Великий создал флаг и для торгового флота. Он представлял собой белое полотнище с черным двуглавым орлом, с державой и золотым скипетром в лапах. С 1705 г. был официально утвержден торговый флаг России - триколор, который использовался на военных судах вплоть до 1712 г, пока не был утвержден единый кормовой Андреевский флаг - белое полотнище с голубым крестом по диагонали. После этого триколор стал использоваться лишь на коммерческих судах.

История имперского флага России. Царское знамя в 18-19 вв.

В дальнейшем российский флаг претерпевал значительные изменения. В 1742 г. было сделано новое знамя в связи с предстоящей коронацией Елизаветы I. Как выглядел флаг России теперь? На желтом полотне был изображен черный двуглавый орел, которого окружали овальные щитки с гербами.

При Александре I черно-бело-желтые цвета постепенно стали восприниматься как государственные. На знаменах русских полков изображали черного двуглавого орла на золотом фоне. В 1858 г. был разработан новый герб, а также и флаг Российской империи. Александр II утвердил из трех полос - черной сверху, желтой по центру и белой снизу - имперский флаг России. Фото демонстрирует, каким было знамя в 19 столетии.

К сожалению, новый вид флага не пришелся по душе простому народу, а воспринимался как сугубо казенный. К тому же новый стяг был очень похож на немецкий. По этой причине Александр III, известный русофил, вновь вернул бело-сине-красный триколор на пьедестал. В 1914 г., после широкого празднования 300-летия династии Романовых на российском престоле, появился симбиоз знамен. Бело-сине-красный флаг был дополнен черно-желтым императорским штандартом, который изображался в верхнем углу древка. Такое знамя просуществовало до г.

Флаги и знамена РСФСР И СССР. Сложный 20 век

Русская и Февральская революции прошли под ярко-алыми знаменами. Не только они, но и вся массовая символика была красной. Октябрьский переворот 1917 г. также осуществился под алым флагом. 10 июля того же года был принят окончательный вариант нового знамени.

Флаг РСФСР представлял собой красное полотнище. В левом верхнем углу, у древка, помещалась золотая надпись - "РСФСР". С 1918 г. использование имперского триколора было строго запрещено. Над Кремлем водрузили алое знамя.

В 1924 г. Конституция СССР утвердила новый флаг. На алом полотнище теперь изображались золотые серп и молот, над которыми помещалась пятиконечная звезда с золотой каймой. Во Второй мировой войне советское знамя стало великим символом победы русского народа над фашизмом.

Возвращение знаменитого российского триколора

После более чем семидесятилетнего перерыва был поднят российский триколор в столице, над зданием Верховного Совета. Произошло это знаменательное событие в дни августовского г. Сейчас флаг РФ поднимается не только на зданиях органов власти на территории нашей страны, но и на дипломатических представительствах за рубежом.

Кроме триколора, по сей день используется Андреевский флаг, а также которое было учреждено президентским указом в 1996 г. Оно символизирует героизм и великое мужество русского народа, проявленные в дни Великой Отечественной войны. Надеемся, наша статья оказалась полезной, и теперь вы знаете, какие флаги были в России. Любой гражданин должен знать великое историческое прошлое своего народа!

Государственная символика распавшегося в 1991 году Советского Союза хорошо известна и сегодня, возможно, в силу того, что она была довольно простой и в то же время оригинальной. Современный триколор уже не так отчетливо выделяется на фоне флагов других стран, но внутри самой России к нему уже привыкли. Между тем в дореволюционное время геральдика не была столь определенной. Долгое время, в частности, использовался так называемый имперский флаг. Отношение к нему в царской России было неоднозначным, да и сегодня этот символ вызывает споры даже среди тех, кто считает необходимым полностью отречься от всего «советского». Чтобы понять причину подобных дискуссий, необходимо вспомнить о том, что представляла собой имперская символика, и каким образом она связана с современными политическими проблемами.

Что такое флаг Российской империи

В современном мире флаг – это один из основных символов того или иного государства, наравне с гербом и гимном. При этом надо учитывать, что в предшествующие исторические эпохи геральдическая система была гораздо более запутанной. Поэтому ни у кого не должен вызывать удивления тот факт, что флаг, именуемый ныне «имперским», официально символизировал Россию довольно непродолжительное время – с 1858 по 1896 год, причем даже в этот период его использование было ограниченным. Как известно, сама империя просуществовала с 1721 по 1917 год.

Описание и значение флага

Флаг Российской империи представляет собой прямоугольное полотнище, обе стороны которого образованы тремя горизонтально расположенными полосами следующих цветов:

  1. Черный – верхняя полоса;
  2. Жёлтый (золотой) – средняя полоса;
  3. Белый (серебряный) – нижняя полоса.

Каких-либо стандартных геометрических размеров для флага не задавалось. В то же время все три полосы должны быть одинаковой высоты. Статус флага никогда не имел официального определения, поэтому его значение трактовалось по-разному. Одни авторы считали его национальным или государственным символом России, другие – своего рода обозначением «династии Романовых», что являлось, разумеется, совершенно иной трактовкой, поскольку правящая фамилия могла и смениться, как это произошло по итогам Смутного времени.

Значение цветов на флаге

Если символическое значение флага в целом было неопределенным, то официальная «расшифровка» для каждой из составляющих его полос содержится в особом указе Александра II. Этот документ был опубликован 11 июня 1858 года.

Черный цвет

Верхняя полоса флага Российской империи окрашена в черный цвет, потому что на гербе государства изображался черный двуглавый орел, унаследованный когда-то Московским царством от Византии («Второго Рима»).

Жёлтый цвет (или цвет золота)

Гербовый щит, на фоне которого размещался двуглавый орел, имел обычно жёлтую окраску. Тот же цвет имеет и вторая (средняя) полоса имперского флага.

Изначально подразумевалось, что щит сделан из золота, что указывало на могущество и богатство. Следует отметить, что в геральдике жёлтый цвет мог заменяться оранжевым, поскольку считалось, что это тоже оттенок золотого.

Белый цвет (или цвет серебра)

Окраска нижней полосы флага, как отмечалось в указе Александра II, была позаимствована с кокарды, использовавшейся во времена Петра I и Екатерины II. Кроме того, подчеркивалась связь с московским гербом, на котором изображен «серебряный всадник» - Святой Георгий.

Впоследствии иногда говорилось о том, что белый цвет символизирует чистоту и вечную жизнь. Подобные трактовки появились еще при жизни Александра II.

Историческое развитие флага

С некоторой натяжкой можно считать, что прототип флага Российской империи был введен еще её основателем - Петром I. Этот правитель оставил описание своего личного царского штандарта, в котором говорится о том, что на полотнище изображен двуглавый орел черного цвета на жёлтом фоне. Такой флаг поднимался совместно с более известным «Андреевским» на том корабле, где находился самодержец. Белый цвет на этом штандарте тоже мог присутствовать. Не исключено, что такую окраску имели «карты морей», которые держал в своих клювах и лапах орёл. Кроме того, на груди у этой птицы изображался Московский герб с «серебряным всадником».

На том варианте штандарта, который хранится в Морском музее Санкт-Петербурга, присутствуют все эти элементы.

Имеются также свидетельства о том, что в некоторых случаях использовались белые полотнища, на которых красовался двуглавый орел жёлтого цвета.

Впрочем, «корни» имперского флага уходят в куда более глубокую древность. Как известно, еще Русское (Московское) царство открыто провозглашало себя «Третьим Римом». Именно поэтому от «второго Рима», то есть Византии, был «унаследован» один из её важнейших символов - двуглавый орёл, который уже тогда изображался черным и на золотом фоне.

17 августа 1731 года, уже во времена правления императрицы Анны Иоанновны, для российских драгунских и пехотных полков были приняты шляпы из чёрного шелка с золотыми кисточками и белым бантом – то же самое сочетание цветов, что и на штандарте Петра I. Использовалось оно и впоследствии, но флаги подобной окраски, судя по всему, появились лишь в XIX веке, когда их использовали для украшения зданий в ознаменование окончательной победы над Наполеоном. Кроме того, на шляпах офицеров и обычных чиновников (они в Российской империи тоже носили мундиры) иногда имелись чёрно-жёлто-белые кокарды, которые получили наибольшее распространение в годы царствования Николая I.

С 1858 по 1883 годы чёрно-жёлто-белый флаг оставался национальным символом России, затем его положение поколебалось. Дело в том, что незадолго до коронации Александра III было издано Высочайшее повеление, в котором говорилось, что отныне украшать здания можно только бело-сине-красными полотнищами. Вместе с тем в 1887 году для военных был установлен черно-оранжево-белый флаг империи. Использовался он в дальнейшем и во время различных торжественных событий, например, в ходе встречи русского и австрийского императоров в 1885 году.

Неопределенность этой ситуации усугублялась тем, что Высочайшее повеление 1883 года было объявлено «всего лишь» министром внутренних дел, а это означало, что оно, будучи правительственным, не может отменить Именной высочайший указ 1865 года, который вводил в качестве государственных цветов чёрный, оранжевый и белый. В то же время мнение самого императора, Александра III, было хорошо известно: он вполне определенно высказывался в пользу бело-сине-красного флага. Почему он не закрепил это в именном указе, непонятно и по сей день.

Так или иначе, попытки вывешивания императорского флага в 1892 году начали пресекаться полицией, что вызвало немалый скандал, разрешить который мог только новый император - Николай II. Самодержец, однако, предпочёл отдать право на принятие окончательного решения в руки Особого совещания, председателем которого стал генерал-адъютант К.Н. Посьет. Возможно, Николай II попросту не имел точного представления о сути вопроса. В итоге произошло «повторение пройденного» - Особое совещание пришло к выводу, что национальным флагом должен стать бело-сине-красный, но эпизодическое использование черно-желто-белого полотнища продолжилось, в том числе и во время вполне официальных мероприятий.

В самом начале Первой мировой войны министерство внутренних дел попыталось совместить флаги Российской империи - в левом верхнем углу бело-сине-красного полотнища поместили жёлтый квадрат, а на его фоне был изображен черный двуглавый орёл. Николай II поначалу не утвердил этот проект, а затем наступил 1917 год - пришла эпоха совершенно иной символики.

Отношение к флагу сегодня

Возвращаясь к вопросу о том, почему флаг царской России имел весьма ограниченное использование до революции, вызывает ожесточенные споры и сегодня. При этом следует вспомнить, что ни Московское царство, ни даже Византия не были единственными претендентами на «римское наследство». Еще в 962 году в Европе возникло надгосударственное образование с «говорящим» названием - Священная Римская империя. В XII столетии гербом этого «средневекового Евросоюза» стал чёрный двуглавый орёл на фоне золотого щита. Начиная с 1400 года этот символ был помещён и на флаг Священной Римской империи.

Настоящим «сердцем» этого надгосударственного образования стала будущая Австрия, которой на протяжении долгих веков правила могущественная династия Габсбургов. Именно её символом со временем стало черно-желтое полотнище. Даже после того, как в 1806 году Священная Римская империя окончательно исчезла с карты Европы, Габсбурги сохранили за собой свои прежние цвета.

Можно, к примеру, вспомнить о том, что тупые и продажные полицейские, упоминаемые Гашеком в знаменитой книге о бравом солдате Швейке, именуются «черно-жёлтыми хищниками», несмотря на то, что флаг Австро-Венгрии тогда имел совсем иную окраску.

Таким образом, русские цари никак не могли не заметить сходства своего флага с символикой династии Габсбургов, что было нежелательно. Россию и без того многократно пытались представить как страну, которая не создаёт ничего своего, а только заимствует всё у «просвещенной Европы». Правда, на имперском флаге присутствовал еще и белый цвет, однако, было ясно, что он второстепенен. К примеру, белой полосы нет на георгиевской ленте , введённой Екатериной II, что, конечно, не случайно. Позднейшие трактовки про «цвета дыма и пламени» придуманы задним числом. Всё значительно проще – как оранжевая, так и чёрная полосы пришли из герба.

Сегодня сторонниками замены бело-сине-красного триколора на черно-желто-белый являются, прежде всего, «монархисты» и русские националисты. Они используют имперские флаги на своих собраниях и массовых акциях. Единомышленником этих людей, видимо, можно назвать депутата Государственной Думы от ЛДПР Дегтярева, который в 2018 году выступил с законодательной инициативой о введении чёрно-жёлто-белого полотнища как национального символа Российской Федерации. В обосновании законопроекта, в частности, говорилось о том, что в годы действия этого флага, в империи процветала экономика, страна не распадалась на части и даже выигрывала войны.

Разумеется, подобные аргументы крайне сомнительны, если учесть, насколько коротким по времени был тот «славный» исторический период. Кроме того, именно тогда в России началась эпоха политического террора, что никак не указывает на какую-либо стабильность.

Чёрно-жёлто-белые флаги появлялись в Донецке в 2014 году, когда на территории Украины разгорелся вооружённый конфликт. Имперская символика, как потом оказалось, использовалась людьми, входящими в Русский Общевоинский Союз. Эта организация была создана в 20-е годы прошлого века бежавшими из России белогвардейцами. Идеологическая основа РОВС весьма сомнительная, с отчетливым запахом фашизма. В конечном счёте ныне покойный лидер ДНР, Захарченко, добился выдворения всех «имперцев» с подконтрольной ему территории, однако, черно-желто-белый флаг всё же остался символом одного из подразделений ополченцев - батальона «Спарта».

Следует отметить, что экс-белогвардейцы в 30-е годы создали еще одну примечательную организацию – Русскую фашистскую партию (позднее – Российский фашистский союз). Флаг этого самого крупного из всех эмигрантских дальневосточных объединений был довольно примечателен: белое полотнище, в центре размещён жёлтый квадрат, повёрнутый на 45 градусов, а на его фоне - чёрная свастика.

Разумеется, ни Петр I, ни Александр II не подозревали о том, кто впоследствии может воспользоваться предложенными ими сочетаниями цветов. Но ведь и свастика когда-то была вполне безобидным символом, но в современной Германии её всё-таки лучше не демонстрировать.

К сожалению, репутация русского имперского штандарта сегодня тоже выглядит достаточно сомнительной. Скорее всего, перспектив на возрождение у него нет, по крайней мере, в обозримом будущем.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Если вы помните, он состоит из верхней черной полосы, средней желтой и нижней белой. Именно в таком виде он был принят в 1858 году. Но мне всегда это представлялось нелогичным – чуть позже объясню почему. Нет, не сами цвета, а их расположение. Впрочем, обо всем по порядку…

Ходит множество споров о правильности расположения цветов на флаге Российской Империи. Как правильно: черный­-желтый-­белый или белый-­желтый­-черный? К сожалению, на эту тему существует море публикаций в основном познавательного характера, где нет обоснованного объяснения, как должны правильно располагаться цвета. Есть только ссылка на высочайше утвержденный указ № 33289 от 11 июня 1858 года «О расположении гербовых цветов Империи на знаменах, флагах и других предметах, употребляемых для украшений при торжественных случаях». Но не указываются обстоятельства, при которых был принят указ, текущее государственное положение и кто был автором данного документа.

Так вот до 1858 года флаг был иной. Порядок цветов в нем был таков: начиная с верхней полосы – белой, далее желтой и черной внизу. В таком виде он существовал до момента его официального принятия. Наряду с ним существовал бело-­сине-­красный… Но бело-­желто-­черный до Александра II, а после черно-­желто­-белый флаг обществом воспринимался как имперский, правительственный, в отличие от бело-­сине-­красного флага торгового флота России. С имперским флагом в сознании народа связывались представления о величии и могуществе государства. Это и понятно, что может быть величественного в торговом флаге, в самих его цветах, которые были искусственно привязаны к Русской культуре Петром I? Конечно, нельзя отрицать всех заслуг Великого императора, но здесь он явно перегнул палку (просто­напросто скопировал цвета флага Голландии).

Сосуществование двух флагов до 70­х гг. XIX в. было не столь заметным, однако постепенно начинает возникать вопрос о «двойственности» важнейшего государственного Российского символа. По­разному эта двойственность воспринимается и Русской общественностью. Ярые защитники Русского самодержавия считали, что ни о каком флаге, кроме имперского, узаконенного императором, речь идти не может: народ и власть должны быть едины. Оппозиция царскому режиму встала под торговые бело-­сине-­красные флаги, которые стали символом антиправительственных политических движений тех лет. Именно эти цвета отстаивали т. н. «либеральные» круги, которые на весь мир кричали, что борются с деспотизмом и реакционностью царской власти, а, по сути, боролись с величием и благосостоянием своей собственной страны.

Во время этой бурной полемики от рук революционеров погиб Александр II. Его сын и преемник, Александр III 28 апреля 1883 г. придал бело-­сине-­красному флагу статус государственного, но при этом НЕ ОТМЕНИВ и имперский. В России стало два официальных государственных флага, что еще более усложнило положение. А уже с 29 апреля 1896 г. император Николай II повелел считать Национальным и Государственным флагом бело-­сине­-красный, указав также что «другие флаги допускаемы быть не должны».

Черно-­желто­-белый остался только у императорской фамилии. Императора «уговорили», поскольку якобы всем славянским народам присвоили таковые цвета – и это подчеркивает их «единство». И объясняя это еще тем, что черно-­желто-­белый флаг «не имеет геральдических исторических основ в России», чтобы считаться полотнищем, несущим русские национальные цвета. Напрашивается вопрос, а какие такие исторические основы есть у торгового флага?

Но вернемся к бело-­желто-­черному знамени. То есть, тогда, перед принятием, бело-­желто-­черный флаг просто перевернули. Прослеживается у «переворота» и автор – Бернгард Карл Кёне (о нем будет сказано в конце статьи, чтобы вполне представлять, что за человек влез «исправлять» российскую геральдику). Александр II по восшествии на престол решил, помимо всего прочего, привести в порядок государственную символику – и подвести ее под общеевропейские геральдические стандарты.

Заниматься этим должен был барон Бернгард Карл Кёне, назначенный в 1857 году начальником гербового департамента. Он (Кёне) родился в семье тайного государственного архивариуса, берлинского еврея, принявшего реформатское вероисповедание. В Россию он попал по протекции. В геральдической историографии заслужил резкую отрицательную оценку, несмотря на бурную деятельность.

Но как бы то ни было – флаг был принят и в таковом виде он просуществовал до 1910 года, когда монархисты подняли вопрос о «правильности» флага, поскольку приближалось 300-­летие Дома Романовых.

Было образовано Особое совещание для выяснения вопроса «о государственных Русских национальных цветах». Оно проработало 5 лет, и большинство участников проголосовало за возвращение имперского бело-­желто-­черного флага с «правильным» расположением цветов в качестве основного, государственного. Отчего-то и почему – непонятно, но пошли на компромисс – в результате появился симбиоз двух конкурирующих флагов.

В геральдике перевернутый флаг означает траур, это прекрасно знал Кёне, возглавляя геральдическое ведомство Империи. Гибель русских императоров подтвердила это. В морской практике перевернутый флаг означает, что судно терпит бедствие.

Понятно, что цвета и сейчас путают и вешают флаги кверху ногами сознательно и неосознанно, но что бы таковое происходило на государственном уровне и с многолетней борьбой – нужны особые усилия особых людей.

Существование бело­-желто-­черного флага подтверждают кинохроники, однако к ним относятся по­разному, ввиду черно­белой пленки. Приверженцы черно-­желто-­белого флага объясняют, что на съемках бело­-сине-­красный флаг, не смущаясь простым опытом сравнения цветов, при переводе цветных флагов в черно-­белый режим при помощи любого известного графического редактора. При таком опыте велико сходство бело-­желто­-черного флага с кадрами кинохроник, чем бело-­сине-­красного.

Также триколор в расположении белый-­желтый-­черный можно увидеть и на картинах художников. На картине Васнецова, посвященной русско­-турецкой войне, устанавливают бело­-желто-­черный флаг. Интересный факт: картина датируется 1878 годом, то есть написана спустя 20 лет после выхода утверждения № 33289 «о расположении гербовых цветов», в котором их поменяли наоборот. Выходит, что в народе еще были в ходу не перевернутые бело-­желто-­черные флаги.

[В центре, есть предположение, что это флаг (сине­-желто-­красный) Объединённого княжества Валахии и Молдавии, союзника Российской Империи в Русско­-турецкой войне (1877–1878). Также есть мнение, что это панславянский (общеславянский) флаг (в случае если флаг носит сине-­бело-­красные цвета. Трудно судить по репродукции о цветности средней полосы). Славянские народы в 1848 году на Панславянском конгрессе в Праге приняли общий панславянский флаг, повторивший цвета российского (бело­-сине-­красного) флага.]

А вот картина Розанова «Ярмарка на Арбатской площади». На крышах зданий видно, как развеваются бело­-желто­-черные флаги. А наряду с ними бело­-сине­-красные. Картина написана как раз во время сосуществования двух флагов.

Как только не объясняют расположение черной полосы вверху: это и непостижимость Бога (а как же – Бог есть свет?), и величие Империи, и цвет Духовности (ссылаясь на монашеское одеяние).

Также истолковывают как: черный – монашество, желтый – золото икон, белый – чистота души. Но все это из разряда народных толкований. Кто как придумает.

Догадаться самому о значении цветов в таком расположении (черный-желтый­-белый) трудновато. Не приходит просто в голову логическое объяснение. Но за нас кто-­то «добрый» делает это сам и подсовывает свою трактовку, чтобы ни у кого не возникло и тени сомнения о «правильности» расположения цветов. А если кто думает иначе, его одергивают: как посмел усомниться? Принцип «так думают все» или «так принято» – действует здесь в полной мере. Ищут не правду, а общественное мнение, которое, увы, практически никогда не имеет ничего общего с истиной.

Но упускается самый главный момент, что цвета имперского флага должны быть тождественны словам, выражающим всю нашу славянскую суть: Православие, Самодержавие, Народность. Или же если сказать по­другому: Церковь, Царь, Царство. Какой цвет подходит к каждому из этих слов? Думаю, ответ очевиден.

Также наряду с флагом, в 1858 году претерпел изменения и государственный герб. Кёне его создал таким, каким мы его привыкли видеть. Хотя при Николае I он был другим.

Для примера Герб, изображенный на монетах. Вот монеты Николаевские, 1858 года.

А вот монета 1859 года Александра II (Правление Александра II, годы которого были прозваны «эпохой великих реформ», для российских евреев, как и для страны в целом, явилось резким контрастом предыдущему. Реформы в экономике, относительные политические свободы, бурное развитие промышленности – все это, как и веком ранее в Пруссии, создало условия для еврейской ассимиляции, которой так и не произошло). Здесь явственно видно, насколько точно «слизан» орел с герба Габсбургов. Особо яркая деталь – хвост орла. И это все в один год со сменой флага. Также появились на монетах магендовиды (шестиконечные звезды). Так как масоны большие символисты, им так и хотелось хоть каплю дегтя, но добавить в нашу геральдику.

Еще несколько монет для сравнения:

Еще в 59-­ом выпустили памятную монету и медаль «Монумент Императора Николая I на коне». Магендавиды теперь настолько мелкие, что их можно только под лупой рассмотреть.

Обновили медные монеты, дизайн изменился кардинально, звезды там «советские» – пентакли.

На изображении ниже представлено сходство герба, который «сочинил» Кёне, с гербом Габсбургов.

Герб Габсбургов

Для сравнения:

1. Корона приобрела ленту (хотя, на мой взгляд, это больше похоже на змею), до этого в Российской геральдике никогда не использовалась эта лента.

2. Крылья осыпались, раньше на всех орлах были крылья пушистыми, а теперь абсолютно слизаны с Габсбургов, даже по оформлению, между большими перьями и там и там есть маленькие перышки. Единственное – на нашем орле по 6 перьев, против 7.

3. Совокупность герба и цепочки, хотя такое расположение и использовалось ранее, но на всех предыдущих монетах был четко виден орден Святого апостола Андрея Первозванного, теперь это просто цепочка, как собственно и Габсбургов.

4. Главное Хвост. Тут и без комментариев понятно.

Бернгард Карл (в России Борис Васильевич) Кёне (4/16.7.1817, Берлин – 5.2.1886, Вюрцбург, Бавария) родился в семье тайного государственного архивариуса, берлинского еврея, принявшего реформатское вероисповедание (сам Кёне и его сын остались протестантами, несмотря на то что связали свою жизнь с Россией, а внук уже был православным).

Он рано увлёкся нумизматикой и свою первую работу в этой области («Монетное дело города Берлина») опубликовал в возрасте 20 лет, ещё когда был учеником берлинской гимназии.

Также стал одним из активных деятелей, а затем и секретарём Берлинского нумизматического общества, а в 1841–1846 гг. руководил изданием журнала по нумизматике, сфрагистике и геральдике.

С Россией Кёне заочно познакомился ещё в начале 1840­-х годов. Известный нумизмат Яков Яковлевич Рейхель, служивший в Экспедиции заготовления государственных бумаг, владелец одной из крупнейших нумизматических коллекций, обратил внимание на молодого человека, вскоре ставшего его помощником в собирательстве и «представителем» в немецких нумизматических кругах. После окончания университетского курса Кёне впервые приехал в Петербург.

В Берлин он вернулся с твёрдым желанием поступить на русскую службу и выступил претендентом на свободную тогда кафедру археологии в Петербургской Академии наук (чего так и не произошло). В результате протекции Рейхеля 27 марта 1845 г. Кёне был определён помощником начальника Первого отделения Императорского Эрмитажа (Первое отделение включало собрания антиков и монет, им руководил крупный нумизмат Флориан Антонович Жиль) с чином коллежского ассесора [к концу жизни Кёне дослужился до тайного советника (1876)].

В Петербурге Кёне развил бурную деятельность.

Упорное желание попасть в Академию наук, причём по археологическому «направлению», стимулировало не только активное изучение им археологии, но и его не менее активную организаторскую работу. Стремясь обрести нужный вес в научных кругах, Кёне выступил инициатором создания в России специального нумизматического общества, но поскольку археология неизбежно привлекала его, он соединил две эти науки под одним «административным» названием – так появилось Археологическо­-Нумизматическое общество в Петербурге (позднее Русское Археологическое общество).

Кёне стремился пропагандировать себя и общество в европейском масштабе. На нём лежала вся переписка с иностранными учёными. А иностранные научные общества неизменно принимали его в свои члены, так что к концу жизни он являлся членом 30 зарубежных обществ и академий (в Петербургскую он так и не попал). Кстати, ориентированность на Запад привела к тому, что Кёне старался не допускать на заседаниях докладов на русском языке (только на французском и немецком), и лишь после того как в общество вступил этнограф и археолог Иван Петрович Сахаров (1807–1863), русский язык был восстановлен в своих правах.

Вторая половина 1850­х годов – это триумф Кёне в Герольдии, когда он в 1856 г. создаёт Большой государственный герб империи, а в июне 1857 г. становится управляющим Гербовым отделением при департаменте (с оставлением в должности по Эрмитажу). Возглавив всю практическую работу в области российской геральдики, Кёне в течение последующих лет начал масштабную геральдическую реформу, стремясь унифицировать и придать системность корпусу российских родовых и территориальных гербов путём приведения их в соответствие с правилами европейской геральдики (например, поворот фигур в правую геральдическую сторону; замена некоторых, казавшихся Кёне не подходящими для геральдики, фигур на иные и т. д.) и введения новых принципов и элементов (помещение губернского герба в вольную часть городского, система эмблем внешней части территориальных и городских гербов, отражающих их статус и т. д.).

Карьера Кёне в Русском Археологическом обществе оборвалась с приходом нового августейшего руководителя Великого князя Константина Николаевича. Он не утвердил избрание Кёне секретарём третьего отдела общества (единственный случай за всю историю общества), в результате чего в начале 1853 г. Кёне покинул его ряды. Константин Николаевич, видимо, вообще питал к Кёне устойчивую неприязнь. В частности, он неодобрительно отнёсся к проекту государственного герба 1856–1857 гг.

15 октября 1862 г. Кёне было дозволено принять баронский титул, пожалованный 12/24 мая того же года правительницей (за малолетством принца Генриха XXII) княжества Рёйсс­-Грейцского Каролиной­-Амалией. В литературе можно встретить утверждение, что этим титулом Кёне обязан созданному им государственному гербу Российской империи, но эти данные нуждаются в подтверждении. Скорее всего, предприимчивый нумизмат просто купил права на этот титул и таким образом стал, наверное, единственным в России бароном «Рёйсс­-Грейцским».

Главные выводы

Отчетливо виден почерк масонства в Российской геральдике, как и хорошо известно авторство этих «творений». Налицо успешная диверсия против Российской Империи, совершенная еврейством против монархии и русского народа.

Россия – это православная страна, независимо от того, сколько в настоящее время в ней воцерковленных и истинно верующих людей. Православие – это тот фундамент, на котором выстроена и стоит до настоящего времени Русь. А это значит, что не может быть в её символике ничего противоречащего православной духовности.

Если исходить из этого утверждания, то имперский флаг России должен быть бело­-желто-­черный, а не наоборот. И вот почему:

Белый цвет – Бог. Белый цвет символизирует Божественный нетварный (несозданный) свет.

В великие праздники Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Преображения, Благовещения служат в белых облачениях. Белые ризы надеваются во время крещений и погребений. Праздник Пасхи (Воскресения Христова) начинается в белых облачениях в знак Света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя, хотя основным пасхальным цветом является красный с золотом. В иконописи белый цвет означает сияние вечной жизни и чистоты.

Жёлтый (золотой) – Царь. Это цвета славы, царского и епископского величия и достоинства.

В облачениях этого цвета служат по воскресным дням – дням памяти Господа, Царя Славы. В ризах золотого (желтого) цвета отмечают дни особых помазанников Божьих: пророков, апостолов и святителей. В иконописи золото символизирует Божественный свет.

Чёрный – народ Божий (см. ниже о черносотенстве).

Еще этот цвет символизирует плач и покаяние. Принят в дни Великого Поста, символизирует отречение от мирской суеты.

За Веру! (Бог – Православие) – Белый цвет. Царя! (Самодержавие) – Жёлтый цвет. Отечество! (Землю Русскую, Народ) – Чёрный цвет.

Братья и сёстры, так как по-вашему должны располагаться цвета на имперском флаге России? Сверху вниз белый­-жёлто-­чёрный, т. е. БОГ-­ЦАРЬ­-НАРОД или наоборот, чёрно­-жёлто­-белый, т. е. НАРОД-­ЦАРЬ­-БОГ?

Последний вариант и есть символ либералов, когда над Царем и Богом становится безумная народная толпа, жаждущая жить по своим страстям. По нашему мнению черно-­желто­-белый флаг есть символ революции, которая и произошла в России через несколько десятилетий после принятия этого флага.

Кроме того, все мы помним из Святого Евангелия, что волхвы поднесли рождшемуся Господу нашему Иисусу Христу: «и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну!». (Матф. 2:11)

Ладан, как Богу – белый цвет. Золото, как Царю – жёлтый цвет. Смирна, как человеку – чёрный цвет.

Не станем винить в этом наших благоверных Царей, т. к. никто не виновен в нашем с вами предательстве Бога и Царя, совершающемся и сегодня. Эти внешние признаки являются лишь отражением духовного состояния народа.

Можно твердо заявить, что святой Великий Царь­-искупитель Николай II и цесаревич Алексей понимали проблему государственного флага Российской Империи и намеревались привести его цвета в изначальный вид, т. е. бело-­желто-­черный. Подтверждением этому служит то, что знамя Ливадийско-­Ялтинской потешной (предназначенной для военных игр) роты имени Цесаревича Алексея состояло из белой, желтой и черной полос.

Это знамя принадлежало полку Цесаревича. Поэтому, несомненно, что в его предполагаемое грядущее царствование планировалось использование именно такого расположения цветов на имперском стяге…

Кроме того, на 300­-летие Дома Романовых Царём Николаем II была утверждена юбилейная медаль с использованием цветов: Бело­-Жёлто­-Чёрным.

Братья и сёстры, мы призываем всех вас не разделяться друг с другом, основываясь на разногласиях по расположению цветов на имперском флаге. И этот важный для всех нас вопрос, несомненно, будет решаться одним из первых с восшествием на престол грядущего и обетованного русскому народу Помазанника Божьего – Царя.

Укрепи и помоги нам Господи! Аминь.

Черносотенство

Долгое время этим названиям придавался крайне отрицательный характер, однако словосочетание «черная сотня» встречается в русских летописях еще с XII в. В средневековой Руси «черными людьми» называли «людей земли» – «земских» (горожан и сельчан), в отличие от «служилых», чья жизнь была неразрывно связана с учреждениями государства. Таким образом «ч. с.» – это объединение земских людей, и именуя свои организации «ч. с.» - идеологи начала XX в. стремились тем самым подчеркнуть, что в тяжкое для страны время объединения «земских людей» – «ч. с.» – призваны спасти, уберечь ее главные устои…

История названия

Само наименование «черная сотня» прослеживается, например, в классическом курсе лекций В. О. Ключевского «Терминология русской истории». Словосочетание «черная сотня» вошло в русские летописи, начиная с XII века (!) и играло первостепенную роль вплоть до Петровской эпохи. «Черные сотни» – это объединения «земских» людей, людей земли, в отличие от «служилых», чья жизнь была неразрывно связана с учреждениями государства. И именуя свои организации «черными сотнями», идеологи начала XX века стремились тем самым возродить древний сугубо «демократический» порядок вещей: в тяжкое для страны время объединения «земских людей» – «черные сотни» – призваны спасти ее главные устои.

Основоположник организованного «черносотенства» В. А. Грингмут в своем уже упомянутом «Руководстве монархиста­—черносотенца» (1906) писал: «Враги самодержавия назвали «черной сотней» простой, черный русский народ, который во время вооруженного бунта 1905 года встал на защиту самодержавного Царя. Почетное ли это название, «черная сотня»? Да, очень почетное. Нижегородская черная сотня, собравшаяся вокруг Минина, спасла Москву и всю Россию от поляков и русских изменников».

Арсеньев Ю.В. в своей статье "К вопросу о белом цвете царского знамени, существовавшем на Руси до начала XVIII века" (1912) упоминал изображение белого знамени с изображением золотого двуглавого орла на зеркальном стекле, выполненном в годы Полтавской битвы (хранится в Оружейной палате). Там же он писал о белом "ясачном" знамени, использовавшемся в 17 веке в начале царствования Петра, о котором оставил записки австрийский дипломат Корб.

Флаг российских торговых судов был известен с 90-х годов 17 века. В 1693 году Пётр I пожаловал вместе с грамотой голландскому купцу Францу Тиммерману, помогавшему Петру I изучать астрономию, и флаг. На том флаге был изображен черный двуглавый орёл в центре белого прямоугольного полотнища. "На всяком судне на кормах герб вообразить Его Царского Величества Российского царствия, подобием распростёртого крылами двоеглавого орла с тремя над ним венцами, а на персях у того орла воина на коне, с копьём, в сбрую воинскую устроенного, в челюсти змеиные прободающего, а в ногах у того ж орла, в правой скиптр, а в левой яблоко с крестом, да и на знаменах и на прапорах на тех кораблях, на щоглах и на носу и на корме, нашить ему, Францу, такие ж его Царского Величества гербы, что на корме, по тафте белой, на обе стороны, в середине черною тафтою, или иною материею того ж цвета".

Использованы материалы статьи А.А.Усачёва "Российские морские флаги" и книги К.А.Иванова "Флаги государств мира"

О таком же белом флаге с орлом говорилось в грамоте 1696 года посадским людям Осипу и Федору Бажениным на постройку судов в Двинском уезде и отправку этих судов в море. Об этой грамоте упоминает С.Елагин в статье "Наши флаги" в "Морском сборнике" за 1863 год.

Существуют исследования, доказывающие, что в начале 18 века русские торговые корабли носили сначала голландский, а затем перевернутый голландский флаги. Подробнее об этом см. на странице "Флаги ВМФ"

Уже в 1697 году Петр I учредил новый флаг военных кораблей, в основу которого лёг штандарт яхты "Святой Пётр" 1693 года (под которым группа малых судов под командой Петра I прошла по Северной Двине и Белому морю), - бело-сине-красное полотнище из равновеликих горизонтальных полос.

Именным указом от 20 января 1705 года (ПСЗ №2021) Пётр I утвердил флаг для коммерческих судов, ходящих по Москве-реке, Волге и Северной Двине. Внешний вид этого флага не известен, рисунок, о котором говорится в Указе, не сохранился... Обычно считается, что Петром тогда утвержден бело-сине-красный полосатый флаг. Видимо, на морских судах флаг уже "прижился", а для речных судов пришлось издать дополнительный указ.

Последние материалы сайта