Седмиозерная мужская пустынь. Ее главной святыней являлась Смоленско-Седмиозерная икона Божией Матери

16.01.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Октябрьский переворот открыл дорогу мученичества для православных духовенства и мирян

Изменить размер текста: A A

Православная церковь вошла в эпоху богоборчества. И не удивительно. Православие для вождя революции Ленина было видом «духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь», о примирении не могло быть и речи. Борьба против религии объявлялась общепартийным делом и шла по всем фронтам. 20 января (2 февраля) 1918 г. был принят и 23 января (5 февраля) опубликован декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», по которому РПЦ лишалась права юридического лица. Ей запрещалось иметь какую-либо собственность. Все имущество существовавших в России религиозных обществ декретом было объявлено народным достоянием, то есть было национализировано государством. После издания декрета у церкви было сразу же конфисковано около 6 тысяч храмов и монастырей, закрыты все банковские счета. Казанская губерния не была исключением. Уже 15 февраля 1918г. Казанский СНК отстранил от дел Духовную Консисторию и конфисковал ее здание. В обращении Церковного Союза Казанской Епархии говорилось: «святость храмов оскверняется; сокровища церковные, жертвами верующих собранные, расхищаются; богослужение прекращается; священнослужители изгоняются». В числе заложников в первую очередь оказывались белое духовенство и монашествующие, расстрелы стали регулярными. Только в 1918г. были замучены 33 священнослужителя Казанской епархии. Еще более тяжелое положение было у монастырей, куда отправлялись отряды для описи имущества и хлебных продуктов, взыскания налогов, отчуждения земель от монастырей.


1918г. стал началом крестного пути и для Седмиезерной Богородичной пустыни. Отдаленность обители от налетов не спасала, скорее наоборот их провоцировала. А грабить было что. При игуменстве схиархимандрита Гавриила Седмиезерная Богородичная пустынь обзавелась крепким хозяйством. Главным источником содержания пустыни стало сельское хозяйство. Силами монашествующих стали обрабатывать земли, ранее сдаваемые в аренду, приобреталась сельхозтехника, были построены зерносушилка по собственному проекту батюшки, скотный двор и маслобойка с сепаратором, устроены три больших пчельника, для которого выписаны кавказские и даже итальянские и американские пчелы. В монастырском хозяйстве были кузница, бондарня для дубовых бочек и кадок, столярная, сапожная, портняжная мастерские. 8 марта 1918г. Каймарский волостной комитет реквизировал весь конный и рогатый скот монастыря, а подворье обители в Казани было занято явочным порядком начальником милиции под помещение для красногвардейцев.

Седмиозерная Богородицкая пустынь.

Часто в поисках легкой добычи в монастырь наведывались вооруженные до зубов бандиты и дезертиры. В апреле наместник Седмиезерной Богородичной пустыни архимандрит Андроник писал об очередном нападении: «…в 12 часов ночи в монастырские ворота стали стучать приехавшие неизвестные люди с тем, чтобы немедленно им открыли монастырские ворота для производства в монастыре обыска, будто бы скрывающихся в монастыре трех офицеров, каковых в монастыре никогда не было. Но пока караульщики будили администрацию монастыря и по распоряжению оной был произведен набат в колокола, на который немедленно собрался народ как Седмиозерной слободки, так и поселка Шигалей, при помощи которых пришлось узнать, что всех прибывших вооруженных людей было 27 человек, которым монастырские ворота не открывались, они до набатного звона зашли в наш конный двор, разбудили рабочих и под револьверной угрозой заставили запрячь наших лошадей в повозки, в надежде, вероятно, собрать в монастыре все, что подвернется под руку и, уехав, скрыться. Однако, как только начался звон в колокола, грабители с конного двора скрылись».

9 сентября 1918г. в обитель под видом представителей властей вновь прибыли вооруженные люди для реквизиции оружия, а за неимением такового прихватили всю наличность, а также карманные часы архимандрита. Ситуацию спасли жители Седмиозерной слободы, потребовавшие у грабителей ордер на обыск. В представленной бумаге говорилось, что предъявитель является солдатом Уфимского полка. Видя, что дело принимает нежелательный поворот, бандиты поспешили скрыться.

Из гражданской войны Русская православная Церковь вышла, несмотря на гонения, в основе своей несокрушенной. Но уже вскоре окончания боевых действий стали разрабатываться планы кардинального наступления на церковь, повод к которому дал страшный голод, захвативший в свою орбиту до четверти хлебопроизводящих губерний. Церковь начала искать пути спасения голодающих с лета 1921 г. Патриарх Тихон обратился к российской пастве, к народам мира, к главам христианских церквей за границей с просьбой помочь голодающей России.


Духовенство в свою очередь приступило к созданию епархиальных комитетов помощи голодающим. Однако инициатива РПЦ сбора пожертвований для голодающих была отвергнута. Основание нашлось. Церковь, как институт, отделенный от государства, не мог заниматься благотворительностью. Ленин решил использовать голод в политических целях, давая установку: «Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать».

16 февраля 1922 г. Президиум ВЦИК принял Постановление «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». Местные власти взяли под козырек. В Татарской республике комиссия по учету, изъятию и сосредоточению ценностей была создана в конце января 1922 г. 4 марта того же года постановлением бюро Татарского обкома партии комиссии было предложено приступить к осуществлению декрета об изъятии церковных ценностей, «проводя соответствующую кампанию». Председатель казанской комиссии по изъятию церковных ценностей Шварц поставил задачу «В церквах и монастырях по возможности ничего не оставлять».

Развернувшаяся по всей стране кампания по изъятию церковных ценностей почти повсюду сопровождалась вспышками антиправительственных выступлений. Всего было зарегистрировано 1414 кровавых эксцессов. Причиной было не только изъятие святынь, но и кощунственное поведение членов комиссий, которые курили и сквернословили в храмах, издевались над священниками. В целом за период 1921-1922 г.г. большевики изъяли у Церкви священные предметы и драгоценности на сумму свыше 4,5 миллионов золотых рублей. Из православных храмов и монастырей Казани было реквизировано серебра - до 182 пудов, золота - более 21 золотника, жемчуга - более 4 фунтов, все драгоценные камни.

С кампании по изъятию церковных ценностей началось открытое противостояние власти и Седмиезерной Казанской Богородичной пустыни, которое возглавил новый наместник обители архимандрит Александр(в миру Георгий Уродов). Это было не первое столкновение с советской властью. Ярлык «ярый контрреволюционер», обещавший архимандриту Александру мученический путь при новом режиме, он получил, будучи настоятелем Рождество-Богородичного Санаксарского монастыря. В этом монастыре 30 августа 1911г. послушник Георгий был пострижен в монашество и получил имя Александр в честь благоверного князя Александра Невского. Меньше чем через месяц, в престольный праздник Рождество-Богородичного монастыря отец Александр был рукоположен в сан иеродиакона, а 22 июля 1913г. – во иеромонаха. Несмотря на молодость лет, отец Александр был определен на должность казначея монастыря, а с 1914г. в связи с болезнью настоятеля, исполнял его дела по управлению обителью. После упокоения настоятеля иеромонах Александр был возведен в сан игумена. После установления советской власти в городе Темникове , игумен Александр оставался твердым как в вере, так и в защите Церкви от ее врагов. Он противопоставлял всеобщей разнузданности ожесточенную молитву, как и прежде, нес труды по духовному укреплению братии и обращавшихся к нему за наставлениями мирян. Тем не менее, часть братии оказалась вовлеченной в орбиту безбожного разрушительного влияния. Заручившись поддержкой большевиков, незаконно избранный игумен Венедикт, распорядился изолировать архимандрита Александра, который содержался в неотапливаемой келье без горячей пищи. Одновременно на основании доноса части братии Военно-революционный трибунал завел «Дело о настоятеле Санаксарского мужского монастыря игумене Александре в агитации против советской власти». Настоятель обвинялся в монархизме и критике советской власти. Обвинение по тем временам более чем серьезное. И за меньшую вину пускали в расход без суда и следствия. Отца Александра только выслали из монастыря. 21 марта 1922г. игумен Александр был назначен наместником Седмиезерной пустыни и практически сразу же возведен в сан архимандрита. Много трудов, тревог и забот принял игумен Александр, стараясь сохранить обитель и возвысить духовную жизнь ее иноков. А сделать это было непросто. Под его руководством обитель стала оплотом твердого стояния в православной вере, примером бескомпромиссности в защите святынь от посягательств новоявленной власти, центром духовно-нравственного сопротивления православного народа воинствующему безбожию. Понимая весь цинизм проводимой политики по изъятию церковных ценностей, архимандрит Александр потребовал перенести все ценности в отведенную для треб церковь и как результат – привлечение к ответственности уже «за сокрытие ценностей». Спустя много лет одна из духовных чад батюшки вспоминала: «Он не отдавал иконы, когда разоряли монастырь. Там и чудотворная была. Хотели иконы отобрать, а я, говорит, не отдавал, так меня сначала забрали – тогда и иконы взяли».


Между тем борьба советской власти против РПЦ набирала обороты. Православная церковь определялась как единственно легально «существующая контрреволюционная сила, имеющая влияние на массы». Массово закрывались храмы и монастыри. Этой участи не могла избежать и Седмиезерная Богородичная пустынь. В 1926г. было принято решение о закрытии обители. В распоряжении верующих оставлялся «одноштатный приход в одной церкви, называемой «Вознесенское». Ходатайства крестьян оставить храмы в распоряжении верующих остались без внимания. Но и отдавать святыню на разграбление жители Седмиезерной слободы не собирались. В первый приезд представителей власти верующие закрылись в соборе и опечатать его не дали. Вторая попытка также не имела успеха. Начальник РАО и милиции Казанского района Макаров писал в донесении: «Я …успел опечатать собор, но уехать обратно не сумел, так как вокруг квартиры старшего милиционера Вшивцева моментально собралась толпа, в числе не менее трехсот человек, которые настойчиво с угрозами стали требовать, чтобы я открыл собор… Видя такое положение, мы хотели уехать в город, но абсолютно не имели никакой возможности… Я ключи возвратил, но спустя только час разошлась толпа, крича при этом: «Приезжайте хотя и отрядом, но никого арестовать не дадим, и церкви не закроете».

Опасаясь серьезного бунта жителей слободы, представители власти появились в стенах обители лишь через два месяца в сопровождении отряда из пяти конных милиционеров. Цель оставалась прежней, но верующие не дали описать имущество бывшего монастыря и опечатать собор. Власть сделала для себя выводы: для успеха предприятия необходимо изолировать монахов и наиболее активных мирян. К этому времени из 87 монахов в обители оставались архимандрит Александр, иеромонахи Мартирий и Вениамин. Все трое были арестованы 31 октября 1928г. С их именами карательные органы справедливо связывали противостояние верующих изъятию церковных ценностей, опечатыванию монастырских церквей, бесчинствам власть предержащих.. 22марта 1929г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ вынесло приговор: архимандрита Александра и иеромонаха Вениамина «заключить в концлагерь сроком на три года», иеромонаха Мартирия выслать на тот же срок в Сибирь . После пребывания в концлагере, отец Александр провел еще три года в ссылке на Урале , а затем переехал в Вятский край. Начался катакомбный период жизни игумена, который закончился лишь с избранием патриархом Алексия(Симанского).

После разорения Седмиезерной Богородичной Пустыни, часть монахов удалились в лес, где построили деревянную церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Скит просуществовал до 1937 – расстрельного года. 1930-е гг. ознаменовались новой волной репрессий, которая затронула все слои населения, но особенно пострадали духовенство и верующие. Фактически встал вопрос о самом существовании РПЦ и религии в Советском Союзе.

В этих условиях власти не могли допустить, чтобы пусть и в дремучем лесу находились монахи. Их арестовали. Всю ненависть режима узники почувствовали по приезду в Казань. Один из них, схиеродиакон Антоний (в миру Александр Дмитриевич Семенов ) вспоминал: «Посреди города разожгли костер. Нам связали руки. Затем в костер побросали не только то, что мы приготовили, но даже и последние рубашки содрали. Нас держали голыми и босыми на улице. Сожгли все, даже нательные кресты. Положили нас вверх спинами, как мост, и начали бить кнутами. Кожа у нас полопалась. Потом командир велел загнать всех в сарай. Там нас держали неделю. Потом пришел приказ отправить нас из города в тайгу». Лаишев, станция Дружина под Свердловском, Нарьян-Мар, наконец, лагерь под Игаркой . Страшным и кровавым был этот этап. Но узники совершали богослужения, несмотря на издевательства и пытки. Твердость в вере только распаляла мучителей. Побои были ежедневными, а после истязаний связанных заключенных держали в решетчатых клетках, где можно было только стоять. Казалось, не в силах человеческих выдержать эту пытку даже сутки. Отца Антония поставили в клетку на двое суток, а после забивали палками до полусмерти. Наконец, лагерное начальство попыталось казнить отца Антония на самодельном электрическом стуле. Вот что рассказывал сам батюшка: «Это было на мой день ангела…Пришли коммунисты. Меня за ноги привязали к саням и начали гонять лошадей по замерзшей земле. Там даже леса не было. Гоняли часа два. Ничего у них не выходит, я не умираю. Меня волокли на спине, хотя тогда мне уже было все равно, волокут меня в верх лицом или вниз. Потом повесили меня вниз головой, спиной к дереву или столбу. Били палкой по животу и ругались всякими хульными словами, пока не пришел начальник. Он дал распоряжение: «Товарищи, прекратите это дело. Недавно мы машину изобрели, давайте ее испытаем. Если она будет действовать, мы их много будем уничтожать». Привели меня в камеру и посадили в жесткое кресло. Подсоединили к глазам провода, подключили ток, и глаз моих не стало. Меня будто ударило в голову. Тут я вместе с креслом свалился в подвал, который называли «каменным мешком». Там я валялся неделю на полу, никто ко мне не приходил. У меня сильно болела голова, но я не умер. Кресло так и осталось в подвале, когда меня вывели оттуда». На всю жизнь отец Антоний остался слепым. Ненавистного властям монаха решили пустить в расход привычным образом. Расстрел приурочили к празднику Благовещения Пресвятой Богородицы. На казнь вывезли всех увечных и изможденных – тех, кто работать уже не мог. Сильная пурга расстроила планы. Конвоиры сбросили страдальцев в снег и убрались в лагерь. Ведь изможденным людям по человеческим законам выжить было невозможно. Но Бог судил иначе. Отца Антония вызволили из снежного плена охотники и со временем переправили на Большую землю, где батюшка, будучи слепым, стал Божьим странником. Благословение на страннический подвиг батюшка получил от прозорливого старца, греческого архимандрита Анфима, вместе с которым отец Антоний совершил паломничество на гору Арарат к святому Ноеву Ковчегу. Всю Россию прошел слепой странник, и весь путь его сокровенным Божием водительством была молитва. Лишь война внесет коррективы в жизнь батюшки.


Схиеродиакон Антоний проживет долгую жизнь, находя приют у духовных чад, которых было немало. Последние шесть лет старец прожил в подмосковном Жуковском у матушки Параскевы. Его дни и ночи были заполнены молитвой и созданием библиотеки православной литературы и богослужебных книг для слепых. 19 декабря 1994г. завершился земной путь батюшки. Свято-Екатериненский мужской монастырь стал местом последнего упокоения старца Антония.

Постепенно органы власти взяли ситуацию под свой контроль. До основания были разрушены храмы Вознесения Господня, Смоленской Божьей Матери, св. Апостола Андрея Первозванного , шестиярусная колокольня, а внутри нее храм во имя Всех Святых.. Не пощадили и целебные источники Божией матери и Преподобной Анисии, куда стекались тысячи паломников, получая по глубокой вере и молитве чудесные исцеления. Взорвали храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радосте», а сам источник забили щебнем. Правда живительная влага снова и снова проступала наружу. Уцелел лишь храм в честь преп. Евфимия Великого и святителя Тихона Задонского, построенный, по благословению схиархимандрита Гавриила для поминовения усопших. Здесь преподобный старец Гавриил Седмиезерный служил заупокойные литургии, здесь же сподобился чудесного видения тайны Христовой Жертвы за грехи людей. Остальные помещения отданы сначала под совхоз, затем под детский дом, а с 1980-х годов не использовались вовсе. Мерзость запустения воцарилась на святом месте.

В 1997г. Седмиезерная Богородичная пустынь была возвращена Русской Православной Церкви. Нынешний игумен монастыря Герман принял тяжелое наследство. Но восстановительные работы приносят свои плоды: отреставрированы и действует Свято-Евфимиевский храм, братский корпус, налажено монастырское хозяйство. Незыблемо соблюдаются традиции пустыни, заложенные старцем Гавриилом – читается Неусыпаемая Псалтырь, осуществляется социальное служение – обитель кормит бездомных и паломников, собирает одежду и раздает ее малоимущим. С восстановлением монастыря ожили и источники. Возобновлена традиция многолюдных крестных ходов и совершения молебнов, построены купальни. Причем купель на источнике Божией Матери построена прежде мусульманской семьей в благодарность за милость Божию. В 1997г. бездетная семья с надеждой на рождение сына искупалась в источнике. И вера эта в чудесное действие святой воды даровала родителям сына, которого назвали Серафим. А вскоре родители ребенка приняли крещение. Оживает монастырская жизнь и как встарь плывет над Казанской землей благовест Седмиезерной Богородичной пустыни, даруя страждущим надежду и утешение.

По материалам Леонидовой О.

Монастырь расположен в 17 километрах от Казани .

История Седмиозерной пустыни начиналась так же, как и история большинства монастырей России . В году в пустынном месте, куда захаживали только язычники-черемисы, поселился схимонах Евфимий, выходец из Великого Устюга. Вскоре, узнав о подвижнической жизни блаженного старца Евфимия, рядом с ним стали селиться монахи и послушники, а в году был официально открыт монастырь. Первоначально он назывался Вознесенским . Сам схимонах Евфимий вскоре был вызван Казанским архиепископом в Казанский Спасо-Преображенский монастырь Казанского кремля, где и скончался. Долгое время монастырь был невелик и небогат. Так в году здесь жили 27 человек братии, которые кормились огородничеством.

Общежительным монастырем пустынь стала в году, а в году была предоставлена в личное управление казанским правящим архиереям, которые отныне становились настоятелями Седмиозерной пустыни.

Ее главной святыней являлась Седмиезерная икона Божией Матери , которую основатель монастыря схимонах Евфимий принес из Великого Устюга, эта икона издавна хранилась в его семье.

В году наместником пустыни был назначен преподобный Гавриил (Зырянов) , один из авторитетнейших русских старцев. Его усердием был отстроен в - годах новый двухэтажный храм во имя преподобного Евфимия Великого и святителя Тихона Задонского для неусыпного чтения Псалтири по усопшим.

К началу века Седмиозерная пустынь была большим и красивым монастырем. Здесь находились Вознесенский собор и церковь Смоленской Божией Матери - оба храма второй половины XVII века, монастырь окружали стены того же времени. Внутри располагались пять каменных корпусов построенных в основном в XIX веке. В году была построена высокая колокольня.

Но после закрытия в году Седмиозерная пустынь была, в основном, разрушена.

В году монастырь был возвращен в ведение Казанской епархии . Ко времени его передачи сохранились только: братский корпус, построенный в 1893 году, часть стен со странноприимным домом и двухэтажный храм во имя преподобного Евфимия Великого и святителя Тихона Задонского. Именно в этом храме был похоронен старец Гавриил, его мощи были частично спасены от осквернения в советское время и сейчас часть их почивает в Седмиозерной пустыни, а остальная часть - в церкви святого праведного Иоанна Кронштадтского города Казани.

В монастыре идут восстановительные работы, уже отреставрирована церковь и братский корпус, налаживается монастырское хозяйство, идет подготовка к восстановлению других монастырских построек, строительству монастырской ограды.

Храмы

Евфимия Великого и Тихона Задонского

Кирпичный двухэтажный храм с богатым декором в псевдорусском стиле. Построен в - годах к северу от собора по инициативе схиархим. Гавриила (Зырянова) для неусыпного чтения Псалтыри. Крестообразная в плане эклектичная постройка завершена четвериком с главкой. В конце 1990-х отремонтирована, сооружен новый притвор со звонницей.

Собор Смоленской иконы Божией Матери

Кирпичный двустолпный однокупольный трехапсидный храм на белокаменном подклете, с трапезной, окруженный открытой папертью, построенный около года и перестроенный в года. Стены церкви были прорезаны двумя рядами оконных проемов, обрамленных "рогатыми" наличниками и завершались крупными полукруглыми закомарами, купол в барочном духе был переделан в середине XVIII века. Ярусная колокольня в духе казанского барокко, примыкавшая с запада к паперти, была разобрана в году. Собор разрушен в начале 1930-х. Уцелели стены подклета, планируется воссоздание храма.

Вознесенский собор

Теплая церковь, построенная из белого камня в году и перестраивавшаяся в году и позже. Стояла юго-западнее собора, с папертью которого соприкасалась. Одноглавый трехапсидный четверик с западным притвором, после реконструкции покрытый простой четырехскатной кровлей. Храм уничтожен в 1930-х годах.

Святыни

  • рака с мощами преподобного Гавриила (Зырянова)
  • чудотворный список Седмиезерной иконы Божией Матери , сама икона находится в Петропавловском соборе Казани

Святые источники

Ближний источник

В одной версте от обители, в монастырском лесу на истоке в 1830-х годах была построена деревянная часовня, а в начале 1880-х годов на месте разобранной соорудили каменную с деревянным верхом холодную церковь во имя Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Освящал ее в 1884 году архиепископ Казанский и Свияжский Палладий. Церковь была небольших размеров - 15 на 9 аршин. Дубовый иконостас был четырехъярусным.

Дальний источник

В 40 минутах ходьбы от ближнего источника вверх по речке Солонке, недалеко от села Яшь Кеч находится дальний святой источник. Его еще называют "Источник матушки Анисии" или "Анисьины грядки". Матушка Анисия - подвижница, упоминаемая еще в "Сказании..." XVII века. Она поселилась здесь в уединении на 20 лет раньше инока Евфимия, основателя Седмиозерного монастыря. Когда он пришел на источник, она засвидетельствовала, что давно слышала в этом месте ангельское пение и колокольный звон - именно это окончательно утвердило нового пустынника в мысли, что Богу угодно основать здесь обитель. Монахиня Анисия похоронена возле ключа у своих "грядок". До сих пор это место пользуется большой популярностью для всех, кто пожелает обрести духовное и телесное здравие через воды источника. На святом ключе имеются две купальни и часовня. 2 мая 2010 года на святом источнике "Анисьины грядки" состоялось освящение родника.

Богородичная Седмиезерная пустынь — православный мужской монастырь Казанской епархии Русской Православной Церкви к северу от Казани , в пригородном посёлке Семиозёрка. До 1918 года был общежительным монастырём 3-го класса.

Основан в 1615 году иноком Евфимием, переселившимся из Великого Устюга и принесшим сюда икону Божьей Матери, которая впоследствии получила название Смоленской Седмиезерной (прославилась в 1654 году спасением от моровой язвы). В память событий 1654 г. был установлен ежегодный крестный ход 25 июня (по ст. стилю) из Седмиозерной пустыни в Казань.

ПАЛОМНИКИ ОБЕДАЮТ В МОНАСТЫРЕ

Благодаря почитанию иконы в обитель стали поступать щедрые пожертвования. На них удалось в 1668 г. возвести каменный Смоленский собор, главный храм монастыря, в котором и помещалась икона (сейчас от него остались лишь руины цокольного этажа). Ещё раньше, в 1640 г., появился первый каменный храм - Вознесенский.

В XIX веке к ним добавились ещё 3 храма, а также многоярусная надвратная колокольня. Ещё одна церковь, шестая по счёту, во имя иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость», была возведена над святым источником в 1 км от пустыни.

БРАТСКИЙ КОРПУС Семиозерного МОНАСТЫРЯ

Монастырь входил в число нескольких богатейших в Казанской епархии. В XVIII веке в его владениях числилось более 500 крестьянских душ. После реформы 1764 г., когда монастыри были лишены земель с крестьянами, Седмиозёрная пустынь была причислена к III классу.

Братия монастыря, как в XVIII, так и в XIX веке насчитывала несколько десятков человек; в некоторые годы число монашествующих с послушниками доходило до 100.

С 1883 до мая 1908 года в монастыре жил старец Гавриил (Зырянов) (прославлен как местночтимый святой в 1996 году).

Последний, до закрытия, настоятель монастыря (1922—1928) архимандрит Александр (Уродов) († 14 августа 1961 по ст. ст.) также прославлен в лике святых как преподобный Александр Седмиезерный (Санаксарский).

В 1928 г. монастырь был закрыт и разорён, почти весь его ансамбль, включая главный собор и колокольню, разрушен. Отдельные уцелевшие постройки использовались для хозяйственных нужд местного совхоза.

Седмиезерная пустынь, Семиозерка

В 1996 году территория монастыря возвращена Русской Православной Церкви. Братия пустыни сейчас немногочисленна.

Из всех храмов монастыря уцелела и восстановлена лишь одна небольшая церковь свв. Евфимия Великого и Тихона Задонского (1899 г.). В ней находятся мощи св. Гавриила Седмиозёрного, а также почитаемый список Смоленской Седмиозёрной иконы Божьей Матери (сама икона ныне - в Петропавловском соборе Казани ).

ОКОЛО МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО ГАВРИИЛА СЕДМИЕЗЕРНОГО

История Седмиозерной пустыни начиналась так же, как и история большинства монастырей России. В 1615 году в пустынном месте, куда захаживали только язычники-черемисы, поселился схимонах Евфимий, выходец из Великого Устюга. Вскоре, узнав о подвижнической жизни блаженного старца Евфимия, рядом с ним стали селиться монахи и послушники, а в 1627 году был официально открыт монастырь.

Семиозерный монастырь, пустынь

Седмиезерная Богородичная пустынь

Первоначально он назывался Вознесенским. Сам схимонах Евфимий вскоре был вызван Казанским архиепископом в Казанский Спасо-Преображенский монастырь Казанского кремля, где и скончался. Долгое время монастырь был невелик и небогат. Так в 1646 здесь жили 27 человек братии, которые кормились огородничеством.

Общежительным монастырем пустынь стала в 1816 году, а в 1884 году была предоставлена в личное управление казанским правящим архиереям, которые отныне становились настоятелями Седмиозерной пустыни.


Ее главной святыней являлась Смоленско-Седмиозерная икона Божией Матери. Основатель монастыря схимонах Евфимий принес эту икону, издавна хранившуюся в семье его родителей, из Великого Устюга. Этот чудотворный образ, по благословению правящего архиерея, схимонах Евфимий пожертвовал монастырю. В 1654 году, когда в Казани свирепствовала чума, от которой погибло до трети жителей, благочестивой монахине Марфе во сне явилась Богородица и повелела, чтобы ее чудотворный Седмиозерный образ был принесен из монастыря в Казань , а воеводы и духовенство торжественно встретили его крестным ходом. Все это было исполнено и чума в городе прекратилась.

Богородичный монастырь
Издалека, еще за километр до Семиозерки, виден его небесно-голубой купол на фоне стены леса. Как искорка, мерцает на солнце святой крест. Сам храм, пасхально-красный, издалека чуть розовеет в дымке: единственная живая свечка, празднично озарившая широкую долину.

СТАРИНОЕ ПАНО СЕДМИЕЗЕРНОЙ ПУСТЫНИ В ОКРУЖЕНИИ РЕК И ОЗЕР

Очень похож весь этот пейзаж на окрестности источника Серафима Саровского на речке Сатис, в получасе езды от Дивеево. Кажется: те же самые дивные-дивеевские места! Та же темно-зеленая стена леса, встающего над полем: леса, кажущегося еще выше из-за склона, на котором он растет. Точно так же скромно ютится на самой опушке главная святыня: часовня преп. Серафима и купальня - там, Евфимиевская церковь - здесь. Так же ведет к святыне дорога через быструю речушку: Сатис там, Солонку - здесь. Да и сам дух двух великих преподобных, видимо, очень похож: Серафима Саровского и Гавриила Седмиозерного.

Невольно сравниваешь эти места, конечно, еще и с Раифской пустынью - хотя они, надо признаться, очень разные.

Природное окружение Седмиозерного монастыря - такое же нерукотворное чудо. Только здесь лес - преимущественно лиственный, а не сосновый (впрочем, и тут попадаются одиночные сосны в несколько обхватов).

По дороге к Ближнему святому ключу - в 1 км от обители, - попадаются тополя какой-то необыкновенной высоты и ширины. Тополя, еще сохранившиеся чудом в отдельных старых уголках Казани - просто карлики по сравнению с ними: ниже их раза в два...

Здесь, видя все это, легко веришь в сказание о древнем, совершенно необъятном дубе, у которого язычники-марийцы приносили в жертву коней и волов, и все ветви его были увешаны сырыми шкурами забитых здесь животных. Это было до основания монастыря.

Инок Евфимий тогда стал свидетелем чуда, за которое возблагодарил Бога: "Однажды, когда они пришли совершать свой скверный праздник, внезапно небо омрачилось, сделалась буря, раздался гром, страшная молния ударила в дерево и, сокрушив его, сожгла до самого корня..." Жертвоприношения с тех пор прекратились.

святой источник около монастыря

Сам святой ключ расположен в овраге с извилистой быстрой речкой на дне. Над потоком стеной возвышается живописный склон - не глинистый, а белый известняковый... очень похожий на крутые волжские обрывы. Из этой кручи, примерно с середины его высоты, и бъет из трещин вода. По специальному наклонному желобу над речкой - "римскому акведуху" в миниатюре, - она стекает в часовню (до революции на месте часовенки стоял каменный Скорбященский Богородицкий храм 1884 года). Чистейшая ледяная вода по вкусовым качествам даже превосходит раифскую. Она содержит повышенное количество серебра и обладает целебными свойствами, даже с точки зрения беспристрастной науки. По благодати же Божьей, чудесные исцеления здесь не прерывались веками. К источнику постоянно ездили люди даже в советское время, когда сам монастырь был закрыт и разрушен.

Еще минут 40 ходьбы вверх по той же речке - и мы у Дальнего святого ключа. Или, как его еще называют, источника матушки Анисии - подвижницы, упоминаемой в "Сказании..." XVII века: она поселилась здесь в уединении на 20 лет раньше инока Евфимия. Когда он пришел, она

засвидетельствовала, что давно слышала в этом месте ангельское пение и колокольный звон - именно это окончательно утвердило нового пустынника в мысли, что Богу угодно основать здесь обитель.

Монахиня Анисия похоронена возле ключа и своих "грядок", которые, как верит народ, также несут исцеление всем, кто к ним с молитвой припадает - передается пророчество о том самой

___________________________________________________________________________________________

информация с сайтов:

С.В. Булгаков. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Киев, 1913, стр. 1453.

Архимандрит Александр (Уродов) // Александр Журавский. Во имя правды и достоинства Церкви.

Рощектаев А. В. Путеводитель по святыням Казанской епархии. Часть 4. Монастыри вне Казани. Книга находится в свободном доступе.

ФОТО КОЧУЮЩИХ.

В 17 км. от Казани, вдалеке от шумных дорог и большого города, стоит Седмиозерный Богородицкий монастырь. Пустынь появилась еще в начале 17 века, и на месте жилья монаха-отшельника вскоре вырос монастырь, который прославился чудесами, пережил упадок и разрушения и сейчас возрождается вновь. И год за годом продолжает притягивать к себе паломников, оставаясь вдали от суеты большого мира.
История возникновения Седмиозерной пустыни напоминает появление другой пустыни - Раифской . В 1613 году иеромонах Филарет в заповедных лесах основал пустынь, названную в честь убиенных раифских монахов, а через два года иеромонах Евфимий поселился на речке Солонке в районе Семи озер. И Филарету, и Евфимию место будущей обители подсказала молва. Говорят, что когда Евфимий оказался здесь, то в одну из ночей он увидел столп света от земли и до неба, который указал ему на место будущей обители. Одной из главных святынь монастыря является почитаемый список Смоленско-Седмиозерной иконы Божией Матери . В 1654 году, когда в Казани свирепствовала чума, от которой погибло до трети жителей, благочестивой монахине Марфе во сне явилась Богородица и повелела, чтобы ее чудотворный Седмиозерный образ был принесен из монастыря в Казань, а воеводы и духовенство торжественно встретили его крестным ходом. Все это было исполнено и чума в городе прекратилась.
В окрестностях Седмиозерной Богородицкой пустыни находятся . В том месте, где жила подвижница Анисия - одна из основателей обители, есть родник и зовут его "ключом матушки Анисии", это и есть дальний источник. Подвижница Анисия была похоронена возле ключа и своих грядок, и верят люди, что тот, кто с молитвой и верой припадет к этим местам или как их называют «грядкам» и окунется в источнике, получит исцеление душевных или телесных недугов. У Дальнего источника построена небольшая купальня, в которой все окунаются.

Достопримечательности монастыря

1.
Церковь Евфимия Великого и Тихона Задонского в Седмиозерной пустыни - это кирпичный двухэтажный храм с богатым декором в псевдорусском стиле. Построен в 1898-1900 гг. по инициативе Гавриила Седмиозерного (Зырянова) для неусыпного чтения Псалтыри. Крестообразная в плане эклектичная постройка завершена четвериком с главкой.
2.
Каменная церковь Смоленской Божьей матери выстроена около 1668 года, в ней помещалась чудотворная икона Смоленской Божьей матери . Сама церковь после закрытия монастыря в 1926 году была разрушена и разобрана на кирпич. Чудотворная икона, к счастью, сохранилась, и сейчас находится в Петропавловском соборе г. Казани.

3.
Часовня Всех Святых - это "часовня на костях". В её основании захоронены кости с бывшего кладбища при монастыре. Первоначально она была освящена в честь Святителя и Чудотворца Николая, а затем освящена во имя Всех Святых.
4.
Ближний и Дальний - два святых источника, находятся в лесу, в окрестностях Седмиозерной Богородицкой пустыни. Здешние места всегда привлекали людей своей нетронутой красотой, и в 1615 году началось образование обители, когда в этом пустынном месте поселился схимонах Евфимий, прибыв из Великого Устюга.
5.
Еще одна славная страница в истории монастыря связана с пребыванием в нем преподобного старца Гавриила (Зырянова) (1844-1915 гг.). Преподобный Гавриил происходил из крестьян Пермской губернии. В течение 10 лет он являлся послушником в знаменитой Оптиной пустыни , являлся духовным чадом преподобного Амвросия Оптинского .
6.
Главной святыней монастыря является Смоленско-Седмиозерная икона Божией Матери. Основатель монастыря схимонах Евфимий принес эту икону, издавна хранившуюся в семье его родителей, из Великого Устюга. Этот чудотворный образ, по благословению правящего архиерея, схимонах Евфимий пожертвовал монастырю.

См. также:


В подмосковном городе Серпухове, на высоком берегу реки Нары, верстах в трех от ее впадения в Оку, живописно раскинулся Высоцкий мужской монастырь.


Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь принадлежит к числу наиболее значимых и хорошо сохранившихся памятников отечественного зодчества.


Троице-Сергиева Лавра - крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России, расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре.


Недалеко от города Чебоксары находится Цивильский Богородицкий женский монастырь. Он был основан в 1675 году и принадлежит к числу древнейших монастырей России.


Свято-Троицкая Александро-Невская лавра - мужской православный монастырь в восточной части Невского проспекта в Санкт-Петербурге. Это первый и наиболее крупный монастырь города.


В 2012 году исполнилось 855 лет одному из старейших монастырей России – Свято-Боголюбскому, находящемуся на территории древней Владимирской земли. Этот юбилей – особо значимое событие.


Валаам - самый большой остров Валаамского архипелага, расположенного в северной части Ладожского озера. Остров находится в 22 км от материка.


Ганина Яма - именно на это место были вывезены и сброшены в шахту останки царя и его семьи, в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. В 1991 году архиепископ благословил установить Поклонный Крест.


Туристы со всей России и других стран СНГ часто совершают паломнические туры в Серафимо-Дивеевский монастырь - православный женский монастырь (в разговорном обиходе Дивеево).


Кижи - музей-заповедник под открытым небом, один из крупнейших в России. Этот уникальный природный и исторический комплекс является особой ценностью в культурном наследии РФ.


Ксения Петербургская – русская православная святая, одна из самых почитаемых святых в православном мире. В 26 лет Ксения вышла замуж, но брак продлился недолго.

Седмиозерная Богородичная пустынь. Мужской монастырь

Татарстан, Высокогорский р-н, пос. Седмиозерка.

В 1615 году в пустынном месте, куда захаживали только язычники-черемисы, поселился схимонах Евфимий, выходец из Великого Устюга. Вскоре, узнав о подвижнической жизни блаженного старца Евфимия, рядом с ним стали селиться монахи и послушники, а в 1627 году был официально открыт монастырь в Седмиозерной слободе, при реке Солонице и озере, образовавшемся от слияния семи небольших озер. Первоначально он назывался Вознесенским. Сам схимонах Евфимий вскоре был вызван Казанским архиепископом в Казанский Спасо-Преображенский монастырь Казанского кремля, где и скончался. Долгое время монастырь был невелик и небогат. Так, в 1646 году здесь жили 27 человек братии, которые кормились огородничеством. Общежительным монастырем пустынь стала в 1816 году, а в 1884 году была предоставлена в личное управление казанским правящим архиереям, которые отныне становились настоятелями Седмиозерной пустыни.

Ее главной святыней являлась Смоленско-Седмиозерная икона Божией Матери. Основатель монастыря схимонах Евфимий принес эту икону, издавна хранившуюся в семье его родителей, из Великого Устюга. Этот чудотворный образ схимонах Евфимий пожертвовал монастырю. В 1654 году, когда в Казани свирепствовала чума, от которой погибло до трети жителей, благочестивой монахине Марфе во сне явилась Богородица и повелела, чтобы ее чудотворный Седмиозерный образ был принесен из монастыря в Казань, а воеводы и духовенство торжественно встретили его крестным ходом. Все это было исполнено, и чума в городе прекратилась. С этого времени по указанию митрополита Казанского Лаврентия, ежегодно 26 июня из монастыря совершался крестный ход с чудотворной иконой, причем Седмиозерный образ торжественно встречали на том самом месте, где позже был построен Кизический монастырь. В течение месяца икона переносилась из одного казанского храма в другой. Кроме того, еще один крестный ход в Казань с иконой ежегодно проходил с 9 сентября по 1 октября. Чудотворения от Смоленско-Седмиозерной иконы Божьей Матери прославили монастырь, куда ежегодно приходили тысячи паломников.

В настоящее время эта чудотворная икона находится в Петропавловском соборе Казани.

Еще одна славная страница в истории монастыря связана с пребыванием в нем преподобного старца Гавриила (Зырянова) (1844–1915). Преподобный Гавриил происходил из крестьян Пермской губернии. В течение 10 лет он являлся послушником в знаменитой Оптиной пустыни, являлся духовным чадом преподобного Амвросия Оптинского. В Москве он принял постриг с именем Тихон, затем по указанию оптинских старцев, покинул Москву и направился в Раифу, а затем – в Седмиозерную пустынь, в которой жил с 1883 по 1908 год. В 1894 году принял схиму, в 1900 году по настоянию правящего архиерея был назначен наместником пустыни. Усердием старца Гавриила был отстроен в 1898–1899 годах новый двухэтажный храм во имя преподобного Евфимия Великого и святителя Тихона Задонского для неусыпного чтения Псалтири по усопшим. В конце XIX в. – начале XX в. преподобный Гавриил был одним из авторитетнейших русских старцев. В 1908–1915 годах он проживал на покое в Спасо-Елеазаровом монастыре под Псковом, в 1915 году вернулся в Казань, но до Седмиозерной пустыни не доехал, скончавшись на квартире своего духовного сына в Казанской духовной академии. Тогда же старец был погребен в Седмиозерной пустыни в отстроенном им храме Преподобного Евфимия Великого. В 1997 году схиархимандрит Гавриил был канонизирован. К началу XX века Седмиозерная пустынь была большим и красивым монастырем. Здесь находились Вознесенский собор и церковь Смоленской Божьей Матери – оба храма второй половины XVII века, монастырь окружали стены того же времени. Внутри располагались пять каменных корпусов построенных в основном в XIX веке. В 1881 году была построена высокая колокольня. Храмов было шесть каменных: в честь Вознесения Господня (1640 год) с приделом во имя святителей Варлаама и Иоасафа (1799 год); в честь Смоленской иконы Божией Матери (1668 год) с приделом в честь Успения Божией Матери (1738 год); домовый во имя святого апостола Андрея Первозванного; в колокольне во имя Всех святых (1881 год); во имя преподобного Евфимия Великого и святителя Тихона Задонского (1899 год); в лесу, на ключе, в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1884 год).

Историей основания и внешним обликом Седмиозерная пустынь была похожа на Раифский монастырь. Но, в отличие от Раифы, Седмиозерная пустынь после закрытия в 1926 году была в основном разрушена.

Ко времени передачи монастыря в ведение Русской Православной Церкви (в 1997 году) сохранились только братский корпус, построенный в 1893 году, часть стен со странноприимным домом и двухэтажный храм во имя преподобного Евфимия Великого и святителя Тихона Задонского.

В настоящее время в монастыре идут восстановительные работы, уже отреставрирована церковь и братский корпус, налаживается монастырское хозяйство, идет подготовка к восстановлению других монастырских построек, строительству монастырской ограды.

В обители есть святые источники: источник чудесного явления иконы «Всех скорбящих Радость» и источник схимонахини Анисии.

Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина Анатольевна

Казанская Богородицкая Площанская пустынь. Мужской монастырь Россия, Брянская обл., Брасовский р-н, пос. Пчела.Земли, на которых расположен монастырь Казанская Богородицкая Площанская пустынь, были свидетелями событий, связанных с формированием и развитием Русского

Из книги Православные старцы. Просите, и дано будет! автора Карпухина Виктория

Раифская Богородицкая пустынь. Мужской монастырь Татарстан, Зеленодольский р-н, пос. Раифа.Казанская Раифская (в честь преподобных Отцев, в Синае и Раифе избиенных) Богородицкая общежительная пустынь была основана иноком Филаретом в 1613 году при царе Михаиле Федоровиче.

Из книги автора

Свято-Введенский мужской монастырь (Кизический монастырь) Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 98.История основания Кизического монастыря такова. В 1654–1655 годах по России прокатилась волна моровой язвы, не миновала она и Казань – только в самом городе и его

Из книги автора

Калужская Свято-Успенская Тихонова пустынь. Мужской монастырь Россия, Калужская обл., пос. Льва Толстого.Исторически Тихонова пустынь известна с тремя наименованиями: в древности она называлась Малоярославецкой, с XVIII столетия ее именовали Медынской, а в XIX в. получила

Из книги автора

Спаса Нерукотворного пустынь. Мужской монастырь Россия, Калужская обл., Козельский р-н, с. Клыково.История основания монастыря берет свое начало в 1924 году, когда после разорения Свято-Введенской Оптиной пустыни часть братии во главе с казначеем игуменом Пантелеимоном

Из книги автора

Вознесенская Давидова пустынь. Мужской монастырь Россия, Московская обл., Чеховский р-н, пос. Новый Быт.Монастырь находится в 85 км от Москвы, недалеко от города Чехова. Пустынь расположена в красивой местности на берегу реки Лопасни, впадающей в Оку, на высокой полугоре,

Из книги автора

Заиконоспасский мужской монастырь Россия, г. Москва, Никольская ул., д. 7–9.Возник на территории одного из древнейших московских монастырей – Николы Старого, известного уже в XIV в. На исходе XVI в. западный участок древнего монастыря с расположенной на нем церковью

Из книги автора

Благовещенский мужской монастырь Россия, г. Нижний Новгород, пер. Мельничный, д. 8.Расположен на высоком берету реки Оки в месте ее впадения в Волгу. Основан в 1221 году, при закладке Нижнего Новгорода благоверным великим князем Георгием Всеволодовичем, при святителе Симоне,

Из книги автора

Свято-Успенская Саровская пустынь. Мужской монастырь Россия, Нижегородская обл., г. Саров.Летописи свидетельствуют, что первым монахом-отшельником, избравшим Саровскую гору для подвижнической жизни, был пензенский монах Феодосий, пришедший на Старое городище в 1664 году.

Из книги автора

Юрьев мужской монастырь Россия, г. Великий Новгород, ш. Юрьевское, д. 10.Монастырь святого великомученика, Победоносца и Чудотворца Георгия, на протяжении столетий традиционно именуемый Юрьев, принадлежит к числу древнейших обителей не только Новгородской епархии, но всей

Из книги автора

Никандрова Благовещенская пустынь. Мужской монастырь Россия, Псковская обл., Пороховский р-н, на р. Демьянке, в 76 км от г. Пскова.Пустынь была основана преподобным Никандром (в миру Никоном). Он родился 24 июля 1507 года в семье крестьян в селе Виделебье на Псковщине. В 17 лет

Из книги автора

Свято-Троицкий мужской монастырь Россия, г. Рязань, ул. 1-я Огородная, д. 23, при впадении р. Павловки в Трубеж (приток Оки).Некоторые историки относят основание к началу XIII в. (1208 год), когда Рязанский епископ Арсений I при князе Романе Глебовиче построил укрепления вокруг

Из книги автора

Савватиева пустынь. Мужской монастырь Россия, г. Тверь.Монастырь берет свое начало с небольшой пещерки, в которой поселился около 1390 года палестинский монах Савватий. По преданию, он пришел в Тверь из святого града Иерусалима и принес с собой небольшой деревянный крест, в

Из книги автора

Николо-Теребенская пустынь. Женский монастырь Россия, Тверская обл., Максатихинский р-н, с. Труженик(прежнее назв. Теребени).В 1492 году помещик Михаил Обудков решил построить в принадлежавшем ему селе Теребени церковь во имя святителя Николая. Выбрал подходящее место и

Последние материалы сайта