Новая энциклопедия. Портреты российских царственных особ XVIII века Портрет царицы екатерины 2

02.02.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

28 июня 1762. Присяга Измайловского полка Екатерине II. Гравюра. Неизвестный художник. Конец XVIII — первая треть XIX в.

В. Эриксен. "Поход на Петергоф" (Конный портрет Екатерины Великой). 1762

Екатерина II на ступенях Казанского собора, приветствуемая духовенством в день воцарения 28 июня (3 октября) 1762 года. Неизвестный художник.

На престол Екатерина II вступила, свергнув своего мужа-императора. Она не стала по примеру своего предшественника откладывать коронацию, юридически закрепляющую ее на царском троне, ей не терпелось увидеть на своей голове корону. Церемониал венчания на царство состоялся уже в сентябре. К этому времени была изготовлена и новая корона, создателем которой стал ювелир Иеремий Позье, оставшийся после смерти Елизаветы при дворе. Мастер отобрал лучшие камни и жемчужины казны и сотворил нечто удивительное: традиционную по форме, из двух ажурных серебряных полушарий, разделенных гирляндой из великолепных бриллиантов и скрепленных невысоким венцом корону, которая была, пожалуй, самой прекрасной в Европе.

В императорской мантии, поддерживаемой шестью камергерами, под звон колоколов Ивана Великого вдова Петра III медленно и величественно прошла в Успенский собор. Начался торжественный обряд венчания на царство. Императрице поднесли золотую подушечку — на ней возлежала сверкающая бриллиантами корона. Как только загремели залпы пушек, Екатерина сама возложила на себя царский венец. Затем в Кремле был устроен торжественный обед, на который было приглашено много гостей, среди них иностранные послы и министры. В последующие дни в Москве состоялись народные гулянья, балы, маскарады, театральные представления, фейерверки. Торжества растянулись на два месяца, Екатерина не скупилась.

«Коронование Екатерины II 22 сентября 1762 года». Художник: Торелли Стефано 1763. Русская историческая живопись.

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Отныне Екатерина II — самодержица всея Руси… Полунищая принцесса из маленького княжества Германии, не имея ни малейших прав на русский престол и совершенно чужая Императорскому Дому Романовых по крови, решила царствовать в России одна. В династии Романовых это последнее «случайное» царствование, но восседала Екатерина II на троне целых тридцать четыре года. В этом ей помогли трезвый ум, хладнокровие, расчетливое обаяние, а главное, великолепное умение разбираться в людях и окружать себя способными государственными деятелями и верными друзьями.

Екатерина II (коронационный портрет, между 1763 и 1766). Государственный русский музей, С.Торелли. Портрет Екатерины II

Потрте Екатерины II,Вирги́лиус (Виги́лиус) Э́риксен

Она сумела установить тесные контакты с передовыми людьми Европы того времени и уже в первые десять лет своего правления прослыла просвещенной императрицей, или, как ее называли? «философом на троне». На российский престол Екатерина взошла, когда ей исполнилось уже тридцать три года. Красивая, с приятной благородной осанкой, с гордо посаженной головой и царственным видом, — такой она предстала перед своими подданными. Современники так описывали ее внешность: «Лоб широк и открыт, нос с небольшой горбинкой, рот красивого очертания с прекрасными зубами. Черты лица правильны и приятны». И все подчеркивали ее чрезмерное желание нравиться.

1712-1784. Портрет Екатерины II, С.Торелли.

Портрет Екатерины II С.Торелли.

Как уже говорилось, отец Екатерины II, герцог Ангальт-Цербст-Бернбургский, принадлежал к мелкому владетельному роду. Княжество его было так мало, что от одного его конца до другого можно было пройти немногим более чем за один день. Христиан Август, как звали герцога, во время рождения дочери состоял на службе у прусского короля. Сначала командовал полком, а затем стал губернатором города Штеттина в Померании, где служил. Свою военную карьеру Христиан Август кончил прусским фельдмаршалом. Его столь блестящему продвижению по службе, конечно же, помогли тесные связи с Русским Императорским Домом.

Ansicht Штеттин

Штеттинский замок

Портрет Кристиана Августа Ангальт-Цербстского кисти Антуана Пэна, 1725.

Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)

Жена герцога, Иоганна Елизавета, была моложе своего супруга лет на двадцать. Происходила она из другого немецкого княжеского рода — Голштейн-Готторпского. Красивая и на редкость честолюбивая, молодая женщина заботами по воспитанию дочери себя не утруждала, вела довольно легкомысленный образ жизни и своей красотой могла пленить ни одно мужское сердце. Герцогиня Иоганна часто бывала в отъезде. Ей больше нравилось путешествовать, чем находиться в штеттинском доме своего супруга, где нередко приходилось во многом испытывать нужду — не хватало даже простыней для постелей.

Иоганна-Елизавета Гольштейн-Готторпская (24 октября 1712 — 30 мая 1760) — мать императрицы Екатерины Великой

Это были преимущественно визиты к родственникам, которые рассеялись по всей Германии и даже за ее пределами: одна тетка стала супругой германского кайзера Карла VI, дядя претендовал на шведский престол, кузина сочеталась браком с принцем Уэльским. За свою жизнь тщеславная женщина исколесила почти всю Европу, выполняла даже некоторые дипломатические поручения прусского короля, который, как считают современники, был к ней весьма неравнодушен. Незадолго до воцарения дочери на российском престоле герцогиня умерла в Париже.

Иоганна-Елизавета Гольштейн-Готторпская) — мать императрицы Екатерины Великой.Antoine Pesne

Софья Августа Фредерика, названная по лютеранскому обычаю тройным именем в честь своих теток, родилась в Штеттине. Родители звали ее Фике. Она была первым ребенком в семье, ее младший брат — слабый и болезненный мальчик — скончался в тринадцать лет, когда его сестра звалась уже Екатериной.

Герцог Христиан Август нежно любил своих детей и был образцовым семьянином. Маленькая Фике росла резвой, шаловливой и смелой девочкой. Она терпеть не могла кукол, любила играть с детьми горожан на площади, предпочитая дружбу с мальчиками. Вообще она была любознательным ребенком. За излишнее любопытство ее даже нередко наказывали. Девочке страшно повезло, что ее воспитательницей стала француженка Эвелина Бабетта Кардель, умная и высокообразованная женщина, строившая программу обучения таким образом, чтобы ни в коей мере не подавлять индивидуальность ребенка.

Фуке,Виталий Ермолаев

Фике порой спрашивала мадемуазель Кардель: «Скажите, Бабетта, зачем меня заставляют танцевать и слушать музыку. Мне не нравится ни то, ни другое. К чему меня готовят?» «Вас готовят к замужеству», — честно отвечала воспитательница. Эти же мысли внушала девочке и ее мать. Она даже как-то сказала: «Родной брат твоего дедушки Христиана Августа, моего отца, был женат на шведской принцессе Гедвиге, сестре короля Карла XII. Сын от этого брака, Карл Фридрих, который приходится мне двоюродным братом, женился на старшей дочери российского императора Петра I Романова. Таким образом кровь шведской династии и Голштейн-Готторпских князей смешалась с романовской». — «Значит, герцог Карл Петер Ульрих, сын дочери русского царя, мой троюродный брат? Я ведь познакомилась с ним в голштинском городке Эйтин, куда мы недавно ездили. Как интересно…»

Софья часто жила у бабушки, принцессы Голштинской, в Гамбурге, бывала в Киле и даже в Берлине, где могла наблюдать за жизнью прусского двора.

Портрет принцессы Анхальт-Цербстской, будущей Екатерины II в возрасте 11 лет, Р. Лисчевская

В четырнадцать лет она казалась взрослой девушкой, поражала всех своей развитостью и здравыми суждениями. Уже в течение нескольких лет ее занимала мысль о короне. Когда принц Голштинский стал наследником русского престола, девушка в глубине души часто предназначала себя ему — об этом Екатерина сама писала в своих дневниках. А ведь она уже была помолвлена с младшим братом своей матери Георгом Голштинским, влюбленным в нее и получившим ее согласие стать его женой. Но узнав о приглашении приехать в Россию, Софья уговорила своих родителей решиться на эту поездку, оставила своего жениха и думала только о своей честолюбивой цели.

Портрет принцессы Софии Августы Фридерики. А. Р. Лисчевская. 1742 год. ГРМ.

Это случилось так: российская царица Елизавета, желая подобрать для своего племянника невесту, затребовала портрет Ангальт-Цербстской принцессы. Писать Софью было поручено лучшему живописцу Берлина Антуану Пэну. Когда портрет был закончен, его намотали на палку, как флаг, и курьер короля Пруссии доставил полотно в Петербург. Работа художника была оплачена из прусской казны. Не прошло и месяца, как из канцелярии Елизаветы было доставлено письмо с приглашением прибыть вместе с матерью в Первопрестольную.

Портрет Императрицы Елизаветы I,художник Георг Христофор Грот

Портрет Петра Федоровича, Георг Христофор Грот

По пути в Россию будущая супруга наследника российского престола была представлена своему благодетелю. В честь нее в королевском дворце в Берлине был дан обед. Место девушки за столом было рядом с самим королем Фридрихом, мать, как провинциальная дама низкого ранга, сидела в соседней комнате…

И вот 10 января 1744 года, невзирая на зимнюю стужу и метель, две путешественницы под именем графинь Рейнбек отправились в сторону российской границы. Там их ожидала торжественная встреча.

Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны 4. 1745. Портретная галерея Гатчинского дворца. Поступил в 1866.Louis Caravaque

В Москву юная немецкая принцесса ехала не с мыслью о семейном счастье, а с мечтой о короне. Для осуществления этой мечты она старалась всем нравиться, прежде всего будущему мужу, его тете-императрице и, конечно, народу. Когда невеста племянника царицы через несколько недель после приезда внезапно заболела и состояние ее стало ухудшаться, мать ее хотела позвать пастора из лютеранской церкви, но девушка попросила пригласить священника из православной церкви. Можно себе представить, каким бальзамом это было для Елизаветы, для ее русской души. Принцесса выздоровела, и летом состоялся ее торжественный переход в православие. Говорили, что императрица подарила ей по этому случаю бриллиантовое украшение стоимостью в сто тысяч рублей.

«Я хотела быть русской, чтобы русские меня любили», — напишет позже Екатерина. Заметив, что при дворе любят подарки все — от лакея до великого князя-наследника — Екатерина, отныне она звалась так, не жалела денег, чтобы сделать приятное кому-либо из ее окружения. Приехав в Россию всего с тремя платьями, она не стеснялась сорить деньгами. Ее правилом было приспосабливаться к любой обстановке, как бы она ни была противна ее вкусам и правилам. Готовая жить по русским обычаям, будущая российская самодержица оставляла, однако, за собой право думать по-своему.

Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны. Георг Христофор Грот

Портрет цесаревны Екатерины Алексеевны.Г.Х. Гроота

А окружение, в которое немецкая принцесса попала при русском дворе, было для нее действительно необычным. Игра в карты, пересуды, сплетни, интриги, флирт — вот каковы были, пожалуй, основные занятия. Разговоры о науке, искусстве или литературе почти не велись. Некоторые придворные вообще едва умели читать или писать. Сплошные невежды — так оценила она окружение Елизаветы. Да еще неряшливость и грязь, царившая в помещениях. К этому тоже нелегко было привыкнуть. Комнаты были неуютные, сырые, плохо проветривались.

Неизвестный художник (с оригинала Г.Х. Гроота 1748 г.) Портрет цесаревны Екатерины Алексеевны. 1750-е г

Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны. Георг Христофор Грот

Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны.Неизвестный художник.

Чаще всего живописные представления о царственных особах (и особенно в XVIII веке) складываются на основе парадных портретов, с которых активно снимались и распространялись копии. Такие портреты можно «читать», ведь модель на них всегда помещается в такую обстановку, которая способствует созданию ощущения значительности, необычности, торжественности изображения, а каждая из деталей содержит намек на действительные или мнимые заслуги и качества человека, которого мы видим перед собой.

Большей частью парадных портретов невозможно не восхищаться. Но вопрос о том, насколько портрет соответствует действительности, остается открытым.

Так, например, очень привычен образ Екатерины I, созданный Жаном-Марком Натье в 1717 году:

Но совершенно иначе смотрится более интимный портрет Екатерины в пеньюаре, написанный Луи Караваком в 1720-х годах.

Вроде бы исследователи пришли к выводу, что изначально на портрете императрица была изображена с декольте, а потом появилась голубая лента, которую можно понимать как намек на ленту ордена Андрея Первозванного и на высокий статус персоны. Единственный намек.

Луи Каравак получил назначение официального придворного живописца – гофмалера только при Анне Иоанновне, но до этого успел написать ряд портретов семьи Петра Великого. Есть среди них и несколько непривычных по современным меркам.

Во-первых, лично мне сразу же вспоминается портрет царевича Петра Петровича в образе Купидона

Здесь, разумеется, следует сказать о том, что Россия перенимала у Европы галантность рококо вместе с ее особой атмосферой маскарада, игрой в героев и богов античной мифологии, манерами поведения, что не могло не сказаться на живописной традиции.

И все-таки есть нечто своеобразное в том, что маленького Петра, «Шишечку», как называли его любящие родители, возлагавшие на него большие надежды, мы видим именно таким. А ведь рождение этого мальчика, не прожившего и четырех лет, а также его относительно крепкое поначалу здоровье, фактически предрешили судьбу царевича Алексея.

Старшую сестру Петра Петровича Елизавету мы тоже можем представить, вспомнив портрет работы того же Каравака, написанного в 1750 году:

Или портрет работы его ученика Ивана Вишнякова, написанный в 1743:

Но большим успехом еще при жизни императрицы пользовался другой написанный в средине 1710-х годов Караваком портрет Елизаветы Петровны, на котором она изображена в образе богини Флоры:

Будущая императрица изображена обнаженной и лежащей на синей, подбитой горностаем мантии - знак принадлежности к императорской семье. В правой руке она держит миниатюру с портретом Петра I, к рамке которой прикреплена Андреевская синяя лента.

Да, традиция, но есть и определенного рода пикантность в таком изображении. Интересное замечание по поводу портрета оставил Н. Н. Врангель: "Вот маленькая девочка, восьмилетний раздетый ребенок с телом взрослой девушки. Она полулежит, кокетливо придерживая портрет своего отца и так ласково и нежно улыбается, будто уже теперь думает о Салтыкове, Шубине, Сиверсе, Разумовском, Шувалове и всех прочих, кого любило после это прекрасное существо".

Впрочем, он же отмечал, что у Елизаветы было много образов.

Вот Елизавета Петровна в мужском костюме, который так шел ей:

А.Л. Вейнберг считала портрет работой Каравака и датировала его 1745 годом. С.В. Римская-Корсакова полагала, что это ученическая копия Левицкого с работы Антропова, восходящая к иконографическому типу Каравака.

А вот еще один портрет Елизаветы в мужском костюме - хрестоматийный «Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком», написанный Георгом Христофом Гроотом в 1743 году:

Этот портрет можно назвать парадным. Тут и орден Андрея Первозванного, голубая муаровая орденская лента со знаком, маршальский жезл в руке императрицы, преображенский мундир, а также - то обстоятельство, что Елизавета Петровна сидит на лошади по-мужски, и военный флот, виднеющийся в заливе.

Есть еще у Каравака «Портрет мальчика в охотничьем костюме», по поводу которого строились различные версии. Называли его и Портретом Петра II, и портретом Петра III и … портретом Елизаветы. Отчего-то мне весьма близка именно последняя версия.

Парадных портретов Екатерины II достаточно много. Писали их как приглашенные в Россию иностранцы, так и русские художники. Можно вспомнить, например, написанный Вигилиусом Эриксеном портрет Екатерины перед зеркалом, в котором художник использует своеобразный прием, позволяющий показать императрицу и в профиль и в анфас.

Профильное изображение императрицы послужило для парадного портрета, написанного Рокотовым:

Сама Екатерина по всей видимости любила другой написанный Эриксеном портрет, изображающей ее верхом:

Еще бы! Ведь портрет символизирует судьбоносный для императрицы день 28 июня 1762 года, когда она во главе заговорщиков о направляется в Ораниенбаум для совершения дворцового переворота. Екатерина сидит верхом на своем знаменитом коне Бриллианте и одета по-военному - на ней мундир офицера гвардейской пехоты.

Портрет имел грандиозный успех при дворе, по заказу государыни трижды повторял свое произведение, варьируя размеры полотна.

Написал Эриксен и портрет Екатерины II в шугае и кокошнике:

Можно вспомнить непарадный портрет Екатерины II в дорожном костюме, написанный Михаилом Шибановым, художником, о котором почти ничего не известно. Разве только то, что он был близок к Потемкину?:

Вспоминая непарадные портреты Екатерины Великой, невозможно пройти мимо образа созданного Боровиковским.

Художник показал Екатерину II «по-домашнему», в салопе и чепце. Преклонных лет дама неспешно прогуливается по аллеям Царскасельского парка, опираясь на посох. Рядом с ней - любимая собачка, английская левретка.

Идея подобного изображения, вероятно, возникла в литературно-художественном кружке НиколаяЛьвова и тесно связана с новым течением в искусстве, получившим название сентиментализм. Показательно, что портрет Екатерины II не был исполнен с натуры. Есть свидетельство, что художнику позировала одевшаяся в платье императрицы ее любимая камер-юнгфера (комнатная прислуга) Перекусихина.

Кстати, достаточно интересен факт того, что в XVIII веке в России работало всего 8 официальных придворных живописцев, среди которых только один был русским, да и то кончившим свою жизнь почти трагически. Поэтому неудивительно, что у русских художников не было возможности писать императоров и императриц живьем.

За это произведение Боровиковский, о котором хлопотал Лампи, был удостоен звания «назначенного» в академики. Однако, несмотря на признание Академии художеств, портрет не понравился императрице и не был приобретен дворцовым ведомством.

Но именно в этом образе запечатлел ее и Пушкин в «повести о чести» «Капитанской дочке».

Недавно прошёл второй сериал, посвященный восхождению на престол Семирамиды Севера – Екатерины Великой. Безусловно, оценки зрителей неоднозначны, особенно часто Искусницу спрашивают, кто из исполнительниц роли Екатерины более достоверен, и похожа ли она в кино вообще? Что тут ответить? Самое лучшее средство: это обратиться к портретам императрицы. Однако… портретов так много, что поневоле задумаешься, кому же из придворных живописцев отдать предпочтение? Фёдору Рокотову? Дмитрию Левицкому?

Давайте спросим… у современников самой Екатерины, оставившим нам мемуары, и переписку. Вот что из них следует: наиболее достоверно изображал Екатерину придворный живописец Виргилиус Эриксен! Родом датчанин, он работал при российском императорском дворе с 1757 по 1772 год. Виргилиус появился на свет в городе Копенгагене в 1722 году и учился живописи у Соломона Валя. В Россию прибыл уже сложившимся 35-летним художником, умеющим угодить высокопоставленным особам. В творчестве мастера, созревшего к середине XVIII века, изящно переплелись черты барокко, рококо и классицизма. Эриксен умело, на высоком профессиональном уровне, работал в различных техниках живописи, в том числе, в редкой для русских живописцев, технике пастели. В то время едва ли не на первом месте, следовало уметь изящно и тонко льстить своим высоким заказчикам, и посему портреты кисти Виргилиуса не были призваны раскрывать человеческую душу, а только отображать внешний облик, повествовать о статусе, манерах, привычках влиятельных особ.

Прибыв в Санкт-Петербург, Эриксен был представлен ко двору Елизаветы Петровны. Первой красавице Европы было почти сорок восемь лет (родилась 18 декабря 1709 года). Датчанин угодил уже болеющей тогда императрице, создав один из самых привлекательных её портретов.

Пользовался ли живописец портретами молодой Елизаветы, или сумел увидеть в стареющей даме нежные черты русской Венеры? Портрет очень красив, изыскан и наряден, благодаря лёгкости и лессировочной прозрачности мазка. Портрет находится в Екатерининском Царскосельском дворце в городе Пушкин.

Елизавета Петровна умерла 25 декабря 1761 года. На престол вступил её племянник Пётр Фёдорович. Во время долгого траура, в течение сорока дней, жена нового императора Екатерина почти дневала и ночевала у гроба усопшей и плакала над ним, одетая в строгий траур. В эти дни Эриксен создаёт портрет Екатерины Алексеевны в траурном платье.


В. Эриксен. Императрица Екатерина в трауре

Строгий и простой образ полон печали. Ненавидимая мужем, Екатерина находится в сложной ситуации, между жизнью и смертью, монастырём и крепостью. Но она умна и полна мужественного достоинства. Поза её спокойна, ум светится в глазах.

После восшествия на престол в результате дворцового переворота, Екатерина назначила Эриксена придворным живописцем. Репутация мастера к тому времени была очень высокой, да Екатерина вообще благоволила иностранным художникам. Эриксен напишет около тридцати портретов императрицы, в разных композициях, костюмах и позах. Несмотря на изящную, тонкую лесть, он в то же время, оставляет на память потомкам истинные черты этой великой женщины. Екатерине, от природы, досталось узкое длинное лицо. Длинные же, нос и подбородок не красили её, но ум и умение держаться делали обаятельной. Она сама вспоминала, как в детстве гувернантка просила её не задеть что-либо «выдающимся» подбородком. Юная невеста наследника престола отличалась живым характером, ловко танцевала, бесстрашно ездила верхом. После тридцати великая княгиня располнела. В мемуарах она называет себя высокой, конечно, для своего времени. Я настоятельно советую читателям обратиться к мемуарам Екатерины II , которые можно найти в библиотеках. Также обязательно прочтите книгу Ольги Елисеевой «Екатерина II », изданную в серии ЖЗЛ.

В 1762 году Эриксен создаёт конный портрет Екатерины. Императрица изображена верхом на красавце-коне Бриллианте в мундире полковника Преображенского полка. Картина отображает исторический момент переворота с 28 на 29 июня 1762 года. Но остались воспоминания о том знаменательном событии, из которых следует, что императрица была в мундире гвардейского офицера, но не Преображенского, а Семёновского полка. Так и обратимся к этим мемуарам, автором коих является подруга императрицы княгиня Екатерина Дашкова. Итак, объявив себя полковником гвардии, и облачившись в гвардейский мундир, императрица верхом во главе полков выступила из столицы в Петергоф, чтобы закрепить своё положение и добиться от супруга отречения от престола, придав этому вид благопристойный. Рядом с императрицей скакала её подруга, тоже в гвардейском мундире. Дашкова вспоминает: "Мы должны были... отправиться в Петергоф во главе войск. Императрица должна была надеть мундир одного из гвардейских полков; я сделала то же самое; её величество взяла мундир у капитана Талызина (семёновца), а я у поручика Пушкина (преображенца), так как они были приблизительно одного с нами роста". Как видно, императрице приходилось действовать в спешке. Эриксен же пишет парадный портрет, а все российские императоры, начиная с Петра I, считались шефами Лейб-гвардии Преображенского полка и имели чин полковника.


В. Эриксен. Императрица Екатерина II
верхом на коне Бриллианте

Создавая торжественный Тронный зал Большого Петергофского дворца, архитектор Ю.М. Фельтен получил приказ вмонтировать конный портрет императрицы в середине главной восточной стены, над троном. Произведение Эриксена посчитали настолько удачным, что вышло высочайшее повелениие исполниь его ещё два раза. Одна картина сейчас находится в Государственном Эрмитаже, вторая – в московской Оружейной палате.


В. Эриксен. Портрет Екатерины II
перед зеркалом

Оригинальное решение образа императрицы. Наяву и в зеркале. Императрица изображена в парадной робе с огромными фижмами и синей орденской ленте Андрея Первозванного, с малой короной на голове. В правой руке - веер, левая с изящно отогнутыми пальцами, прижата к груди. Щёки густо нарумянены. Из-под платья кокетливо выставлена носок туфли. Приветливый взор Екатерины обращен к зрителю. Перед нами - добрая, обаятельная и рассудительная женщина-философ. На подзеркальном столике, на алой подушке, лежит Большая императорская корона и рядом жезл - атрибуты абсолютной власти. В глубине зеркала, на черном фоне, отражение императрицы в профиль. Это совершенно другая Екатерина - самодержица. Строгий, надменный профиль и есть истинный лик грозной Екатерины Великой.


В. Эриксен. Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике

Скорее всего, портрет написан в 1772 году, незадолго до отъезда Эриксена на родину. Костюм подчеркивает "русскость" урожденной немецкой принцессы.

Можно предположить, что творчество Эриксена оказало влияние на молодого Фёдора Рокотова. С той же лёгкостью и прозрачностью живописал потом Рокотов «нагие руки, грудь и плечи с их нелюдской голубизной». Уезжая в Данию, художник увёз с собой многие из своих произведений, и Екатерине пришлось выкупать их у него. Об этом она сообщает в одном из писем барону Гримму. Императрица пишет, что приказала скупить у Эриксена все свои портреты, число которых не малое – всего тридцать. Потом часть этих портретов она разошлёт в качестве дипломатических подарков иностранным дворам, а также пожалует в дар своим доверенным зарубежным друзьям-корреспондентам.

В Дании Виргилиус Эриксен был назначен придворным живописцем королевы Юлианы Марии, где и работал до конца жизни. Умер художник 25 мая 1782 года в Рунгстедгарде.



Портрет Екатерины II Екатерина II (1729-1796) – жена императора Петра III, российская императрица (1762-1796). Урождённая София-Фредерика-Августа, дочь принца Ангальт-Цербстского, была выбрана Елизаветой Петровной в жёны наследнику престола; в 1744 г. она перешла в православие с именем Екатерины Алексеевны. У ней родился сын, будущий император Павел I, но брак оказался несчастливым. Несколько месяцев правления Петра III настроили против него дворянское общество; Екатерина возглавила дворцовый переворот 1762 г.: 28 июня 1762 г. она взошла на престол; свергнутый Петр III через несколько дней был убит.
В отличие от предшественниц, Екатерина была работником на троне: вставала в 6-7 часов утра, работала с бумагами и секретарями, на туалет тратила «никогда не долее часу»; затем шли приемы, обед, чтение или опять беседы с посетителями до 18 часов - только после этого можно было погулять, сыграть в карты или сходить в театр; в 22 часа императрица ложилась спать. Она выучила русский язык, много читала - и стала одной из самых образованных женщин свой эпохи.

Ее сподвижниками стали крупные государственные и военные деятели: А.А. Вяземский, Н.И. Панин, А.Р. Воронцов, П.А. Румянцев, А.Г. Орлов, Г.А. Потемкин, А.А. Безбородко, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков и др. Она издавала журнал «Всякая всячина», сочиняла пьесы, коллекционировала картины и книги; написала свои записки и 4-томный труд по истории России – «Записки касательно Российской истории». Сохранилась ее письма и записки Н.И. Панину, переписка с английским послом Ч. Уильямсом, беседы с Д. Дидро, переписка с бароном Гримом, Вольтером, П.А. Румянцевым, А.Г. Орловым. Изданы ее политическая переписка и бумаги императрицы.

В политике Екатерина была прагматиком. Она считала крепостное право экономически неэффективным и в первые годы правления высказывалась в пользу его смягчения. Но пошла навстречу дворянам: в 1765 г. помещики получили право ссылать крестьян на каторгу; в её царствование помещики получили бесплатно более 50 млн. десятин земли и 425 тыс. крепостных «душ».

В то же время секуляризация церковных земель сделала государственными 910 тыс. душ. В 1763 г. были утверждены новые штаты государственных учреждений, служащие которых отныне стали более или менее регулярно получать жалованье. Реформа 1775 г. ввела новое административное деление, сохранившееся до 1930-х гг., и новую систему местных органов: глава уездной власти - капитан-исправник избирался дворянством, суд отделялся от администрации; появились и совершенно новые учреждения - приказы общественного призрения, ведавшие школами и больницами.

Ее реформы были нацелены на подъем промышленности и торговли (указ о свободе предпринимательства 1775 г., выпуск ассигнаций 1769 г.). «Жалованная грамота городам» 1785 г. гарантировала горожанам охрану их личной чести и достоинства и право собственности на имущество «Общество градское» избирало городскую думу, ведавшую лишь благоустройством и санитарным состоянием – под контролем городничего из дворян. Школьная реформа 1786 г. создала систему всесословного образования в однотипных главных и малых народных училищах.

Сильная централизованная монархия с развитой системой органов власти на местах, по мнению императрицы, должна была сочетаться с «непреложными» законами, определяющими права сословий, и частичным самоуправлением («жалованные грамоты» дворянству и городам 1785 г.) – что создавало основу для формирования гражданского общества. Был подготовлен и проект «жалованной грамоты» государственным крестьянам - об устройстве свободных сельских обывателей, но не введен в действие

Она отменила слово «раб» и матерную ругань в официальных документах, телесные наказания для священников. В России появился первоклассный музей - Эрмитаж, открыты учебные заведения для «благородных девиц» и Воспитательный дом для сирот и подкидышей, образовано Вольное экономическое общество. Выпускалось большое количества новых журналов, поощрялась книгоиздательская деятельность, музыкальное и театральное искусство.

При Екатерине II Россия заняла одно из ведущих мест в «концерте» европейских держав: «Ни одна пушка в Европе, без нашего на то дозволения, выстрелить не смела» рассказывал позднее молодым сотрудникам старый канцлер А.А. Безбородко. Полководцы и дипломаты императрицы разрешили принципиальную задачу российской внешней политики – овладение побережьем Черного моря (русско-турецкие войны 1768-1774 и 1787-1791 гг.), отстояли границы в русско-шведской войне 1788-1790 гг. С началом Французской революции 1789 г. Екатерина II способствовала образованию в 1792-1793 гг. коалиции европейских стран против Франции. Когда же в соседней Польше была принята Конституция 1791г., туда были введены русские и прусские войска и она прекратила существование как самостоятельное государство (разделы Польши). Одновременно и во внутренней политике произошел поворот от реформ к реакции («дела» Н.И.Новикова, А.Н.Радищева, учреждение цензуры в 1796 г.).

За годы правления Екатерины II население страны увеличилось с 20 до 36 миллионов человек, бюджет вырос с 16 до 69 млн. рублей, внутренний товарообмен - в 5 раз. С присоединением Северного Причерноморья возникли новые города - Одесса, Херсон, Николаев, Севастополь; оживилась черноморская торговля. Военное могущество обеспечивалось 400-тысячной армией и мощным флотом. Но за громкими победами и официальным «благоденствием» империи к концу столетия проявлялись первые признаки начинавшегося кризиса. Дорогостоящие войны и реформы привели к внешним займам, устойчивому бюджетному дефициту и инфляции.

Образ российской императрицы вдохновлял художников, принадлежавших к разным эпохам и поколениям.

Почти три с половиной десятилетия царствования Екатерины II ее портреты писали ведущие художники, причем как отечественные, так и зарубежные мастера, приезжавшие в Россию. Парадные и не очень парадные, они должны были служить определенным целям. Живописцы прославляли правление Екатерины Алексеевны, представляли ее мудрой и просвещенной монархиней, создавали желаемый образ. Целый ряд композиций носил подчеркнуто аллегорический характер, на других императрица показана почти в домашней, непринужденной обстановке - и все вместе они составили внушительную галерею образов, ярких и чрезвычайно интересных.

Надо сказать, что далеко не все работы живописцев нравились заказчице. Так, императрица с горьким юмором отозвалась о портрете, созданном Александром Рослином, заметив, что на нем она скорее похожа на шведскую кухарку. Не пришелся ей по душе и портрет кисти Владимира Боровиковского, на котором она изображена в повседневной одежде на прогулке в Царскосельском парке (этот портрет стал особенно известен благодаря «Капитанской дочке» Пушкина).

Образ императрицы, которую называют Великой, оставался значимым для русского искусства и после ее смерти - не в такой степени, конечно, как образ Петра I, но все же. Четко прослеживаются два периода такого художественного интереса - это вторая половина XIX века, время после великих реформ Александра II, и начало XX столетия, Серебряный век. Но вначале о прижизненной галерее царицы.

УЛЫБКА ПРИНЦЕССЫ ФИКЕ

Первый портрет Екатерины, когда она еще не была Екатериной, а была весьма скромной принцессой Анхальт-Цербстского дома, принадлежит кисти Анны Розины де Гаек (урожденной Лисевской, 1713-1783) - представительницы целой семьи живописцев (из которой наиболее известна ее младшая сестра, художница Анна Доротея Тербуш-Лисевская - одна из выдающихся «муз» живописи XVIII века).

На портрете мы видим Софью Августу Фредерику Анхальт-Цербстскую в 11-летнем возрасте, но уже этот детский образ ясно показывает черты характера будущей российской государыни. Принцесса Фике (таково было ее домашнее прозвище) смотрит на зрителя внимательно и в то же время как бы высокомерно. Тонкие сжатые губы усиливают это впечатление. И вместе с тем здесь впервые появляется особенность, отличающая потом почти все портреты Екатерины, - ее фирменная улыбка. Вообще художники XVIII века старались писать портреты улыбающихся моделей, когда работали на заказ. Улыбка облагораживала, делала образ привлекательнее. Другое дело, что далеко не всем она шла.

Улыбка Екатерины - это нечто большее, чем просто улыбка согласно портретной традиции. Это инструмент ее политики, ее общения, один из очень многих, но немаловажный. Если мы обратимся к воспоминаниям о ней современников, то в большинстве случаев найдем описание именно этой доброжелательной, милостивой, располагающей к себе улыбки. А уж пленять сердца Екатерина умела виртуозно. С улыбкой она вошла и в русскую классическую литературу. При создании двух самых знаменитых образов императрицы на страницах художественных произведений - в «Капитанской дочке» и «Ночи перед Рождеством»- Пушкин и Гоголь используют даже одинаковые слова: у русской царицы голубые глаза и легкая улыбка, так умевшая покорять все вокруг.

СЕБЕ НАУМЕ

Но время шло. Девочка стала невестой наследника российского престола и приехала в Россию. И вскоре она уже - великая княгиня Екатерина Алексеевна. Сохранилось несколько ее портретов того периода.

Автором одного из первых был француз Луи Каравак (1684-1754), получивший известность как придворный портретист еще при Петре I. За долгие годы в он перерисовал практически всех членов императорской фамилии, не стала исключением и юная Екатерина Алексеевна, которую художник изобразил в излюбленной манере - словно окутанной легкой дымкой. Для этого портрета характерно сдержанное очарование, и немалую роль в этом сыграла едва заметная улыбка, которую сумел уловить мастер, однако ему удалось показать и не слишком открытую и искреннюю натуру будущей императрицы. Она, что называется, себе на уме - качество, угадываемое позднее и другими живописцами.

Очень милы портреты работы Георга Кристофа Гроота (1716-1749), представлявшего Екатерину в разной обстановке, в частности на охоте. На них великая княгиня всегда улыбается, а лицо ее несколько заострено. На полотнах же Пьетро деи Ротари (1707— 1762) Екатерина, напротив, чрезвычайно неинтересна: это полная дама, умиротворенно и даже немного отрешенно взирающая на зрителя, хотя округлость лица делает ее образ довольно приятным. Данный портретный тип впоследствии был воспроизведен Иваном Аргуновым (1729-1802), учеником Ротари, и Алексеем Антроповым (1716-1795), изобразившим Екатерину восседающей на троне, со скипетром и державой, в 1766 году. В застывшем образе императрицы тут совсем мало жизни. Наконец, та же Анна Розина де Гаек написала семейный портрет Петра и Екатерины с мальчиком-па-жом (в этой манере был исполнен и их парный портрет Гроотом): здесь статичность образов наследника российского престола и его супруги придает картине выхолощенный характер.

В ПОИСКАХ КАНОНИЧЕСКОГО ОБРАЗА

В первое десятилетие царствования Екатерины ее придворным художником был датчанин Вигилиус Эриксен (1722— 1782). Именно он наряду с итальянцем Стефано Торелли (1712-1780) создавал официальный, канонический образ императрицы. Многочисленные портреты Эриксена отличают плоскостной характер и слабая выразительность. Екатерина на них выглядит статичной куклой, как правило, с отстраненным выражением лица: ее черты не слишком привлекательны, а улыбка скорее натянута. Более неестественное изображение и представить себе сложно. Даже весьма оригинальный портрет императрицы в шугае и кокошнике оставляет не лучшее впечатление: смотрящая на нас пожилая женщина не внушает особой симпатии.

Но несмотря на столь сдержанную творческую манеру художника, Екатерина II любила портрет работы Эриксена, где она изображена в момент переворота на любимом коне Бриллианте, в платье по форме Преображенского полка. По-видимому, он отвечал той необходимой героизации, которая была чрезвычайно важна для императрицы при упоминании о «революции» 1762 года. Торелли же создавал в основном аллегорические полотна с изображениями Екатерины, канонизировав образ императрицы в виде Минервы, а на парадных портретах его кисти, отметим, государыня выглядит более живо, чем на картинах Эриксена. Однако на написанном Торелли портрете в русском платье она кажется совершенно серьезной (даже без улыбки) и производит скорее не слишком благоприятное впечатление.

Каноническим можно назвать портрет императрицы в профиль, созданный Федором Рокотовым (1735(?)-1808) вскоре после ее коронации, в 1763 году: именно этот ее образ является одним из наиболее известных. Екатерина II восседает на троне со скипетром в протянутой руке, мягкие черты лица делают ее профиль одухотворенным, а сама принятая ею поза скорее легкая, нежели тяжеловесная, - благодаря всему этому и создается ощущение некоего порыва, обращенности вперед, не вполне ожидаемое от парадного портрета. Императрица как бы устремлена в будущее, к планам и преобразованиям. Этот портрет, бесспорно, одна из самых больших удач в галерее официальных образов государыни. Впоследствии Рокотов создал и ее портрет со знаками ордена Святого Георгия. На нем Екатерина одновременно и величественна, и очаровательна: ее милостивая улыбка обращена к верноподданным.

Шведский художник Александр Рослин (1718-1793), работавший в России во второй половине 1770-х годов, - тот самый, что написал столь не понравившийся заказчице портрет. Представляется, что портрет этот действительно самый неудачный из всех по производимому им эстетическому впечатлению: Екатерина кажется обрюзгшей старушкой, а улыбка не столько придает ей очарование, сколько выражает некоторую брезгливость. Портрет Рослина копировал Карл Людвиг Христинек, очевидно смягчивший черты образа царицы.

АЛЛЕГОРИИ НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ

Можно сказать, что классический улыбающийся и весьма привлекательный образ Екатерины в живописи родился в начале 1780-х годов, то есть примерно в середине ее царствования. Он и вошел в историю. Верные черты в ее репрезентации были наконец-то найдены.

Уже в 1782 году совершенно очаровательный, светлый и одухотворенный с образ императрицы создает Ричард Бромптон (1734-1783), блестящий английский живописец, на несколько лет ставший придворным художником государыни. Пожалуй, это самый живой портрет Екатерины из всех когда-либо написанных.

Но свое законченное воплощение величественная приятность государыни получила, конечно, на портретах работы Дмитрия Левицкого (1735-1822), среди которых выделяется образ Екатерины-законодательницы в храме богини Правосудия (1783). Эта вторая волна аллегорических изображений императрицы" во многом была инициирована Николаем Львовым - архитектором, поэтом, музыкантом, рисовальщиком и гравером, а также другом Левицкого. По сути, Львов и предложил «программу» этого полотна. Екатерина предстает здесь не в одеяниях античной богини - покровительницы наук и искусств, а в классицистическом образе триумфатора, законодательницы и радетельницы о благе подданных. Светлый хитон жрицы символизирует чистоту ее помыслов и дел; лавровый венок и морской пейзаж с кораблями - военные победы и успехи на ниве дипломатии; маки, сжигаемые на алтаре Фемиды, - неусыпное попечение о правосудии, а орел с перунами придает величественному образу черты сходства с Юпитером. При всей их официальности портреты Левицкого (а существует несколько их вариантов и повторений) отличает создание образа мягкой, милостивой, ободряющей окружающих и в то же время уверенной в себе царицы, и, кстати, улыбка, которую столь блистательно умел передать этот живописец, играет тут очень важную роль.

Конец 1780-х в портретной галерее Екатерины представлен ее портретом в дорожном костюме кисти бывшего крепостного, художника Михаила Шибанова (биографические сведения о нем крайне скудны), написанным во время ее знаменитого путешествия в Крым (1787). Этот портрет интересен своим камерным, «домашним» характером, и императрица смотрит на нем как-то грустно и даже несколько удивленно. Такой вариант ее репрезентации вряд ли соответствовал уже сложившейся официальной традиции живописного изображения царицы, и его наличие в галерее образов государыни показательно.

Наконец, в последние годы жизни Екатерину запечатлели Иоганн Баптист Лампи Старший (1751-1830) и Владимир Боровиковский (1757-1825), хотя у последнего есть и более ранний парадный портрет императрицы. Обе эти работы не понравились стареющей монархине. Лампи попытался подхватить эстафету Левицкого, изобразив Екатерину, указывающую на аллегорические фигуры Крепости и Истины. Но царица выглядит здесь грузной и тяжеловесной, ее лицо - одутловатым, и в целом оно производит скорее отталкивающее впечатление (это лишь в незначительной степени было скорректировано живописцем на другом парадном портрете Екатерины). Портрет кисти Боровиковского (известен в двух вариантах) показывает императрицу в сугубо «домашних» условиях - на обычной прогулке в Царскосельском парке, но при этом и он не лишен аллегоричности (фоном на одном из вариантов является Чесменская колонна, на втором - Кагульский обелиск). Императрица шествует, опираясь на трость, в сопровождении любимой левретки Земиры, сдержанно улыбается, что вызывает симпатию, возникающую во многом и благодаря окружающей ее прелестной неофициальной обстановке. Именно это приятное впечатление послужило Пушкину основой для создания известного эпизода повести «Капитанская дочка» (поэт был знаком с портретом по гравюре Николая Уткина, очень популярной в его время).

Классический образ Екатерины в скульптуре был создан Федором Шубиным. Бюсты его работы представляют нам императрицу столь же привлекательной, милостивой и улыбающейся, как и картины Левицкого.

ЕКАТЕРИНА ИЗ XIX ВЕКА

Посмертная изобразительная слава Екатерины началась лишь в 1860-х. Это была эпоха столетия ее царствования. В русской исторической живописи того времени образ великой императрицы XVIII века, по всей видимости, впервые появляется на сугубо ученической картине польского художника Ивана Миодушевского, учившегося в Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге. Картина была написана в 1861 году по академической программе, а за ее эскиз автор был удостоен большой серебряной медали. Это «Сцена из «Капитанской дочки А.С. Пушкина», изображающая момент вручения императрицей письма Маше Мироновой о помиловании Петра Гринева. Бытовая сценка литературного характера разворачивается в покоях Екатерининского дворца в Царском Селе в присутствии неестественно малолетнего Павла Петровича и княгини Екатерины Дашковой. Облик государыни здесь скорее близок к тем, что мы видим на портретах Лампи, но существенно облагорожен.

Еще два произведения, рисунок 1880 года Алексея Кившенко (1851-1895) и картина малоизвестного художника Ивана Федорова, созданная в 1884-м, посвящены одному и тому же событию -посещению Екатериной II Михаила Ломоносова в 1764 году. В обоих случаях императрица в светлом платье, сопровождаемая свитой, сидит и внимательно слушает объяснения великого ученого.

На картине известного исторического живописца Валерия Якоби (1833-1902) показана церемония инаугурации Академии художеств в 1765 году. Это полотно было создано в 1889-м к 125-летию академии. Здесь художник представил зрителям не только саму императрицу, но и большое число придворных, видных деятелей культуры и искусства эпохи ее правления (Панина, Разумовского, Дашкову, Бецкого, Сумарокова и многих других). В процессе работы он обращался к известным портретам этих деятелей, а его Екатерина словно бы сошла с парадного профильного полотна Федора Рокотова. Любопытно, что на стенах зала, где разворачивается торжество, Якоби «развесил» картины екатерининского времени, в том числе аллегорические портреты императрицы кисти Торелли (в образе Минервы) и Левицкого (в образе жрицы богини Правосудия), хотя ни того, ни другого портрета в 1765 году еще не существовало.

Без сомнения, самым знаменитым произведением русской исторической живописи, где образ Екатерины не просто присутствует, а играёт одну из главных ролей, является картина Николая Ге (1831-1894) «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы» (1874). Эта чрезвычайно интересная с композиционной и колористической точки зрения работа показывает Екатерину в трауре: в сопровождении Дашковой она следует к гробу Елизаветы Петровны, который, впрочем, не обозначен. Это движение на первом плане контрастирует с уходящим вдаль в глубине картины Петром III, также сопровождаемым придворными, причем контраст достигается не только разными векторами двигающихся групп и соотнесением планов полотна, но и цветовым решением. Фигура Екатерины освещена пламенем свечей, а выражение ее лица, холодное и даже надменное, - она как бы ухмыляется своей сдержанной улыбкой - демонстрирует ее безусловное превосходство над ситуацией, что не очень-то располагает зрителя к героине картины.

А годом ранее, в 1873 году, в Петербурге перед Александринским театром был открыт памятник Екатерине II. Его автор Михаил Микешин (1835-1896) уже один раз изобразил великую императрицу- на памятнике Тысячелетию России в Новгороде: там она, возлагающая лавровый венок на голову склонившегося перед ней Григория Потемкина, представлена среди многих выдающихся деятелей русской истории. Теперь же Микешин создал памятник самой Екатерине, но композиционное решение новгородского монумента, которое оказалось чрезвычайно удачным, использовал и здесь. Горделиво улыбающаяся императрица возвышается как скала, окруженная поясом своих соратников. Микешин блестяще передал самую суть екатерининского правления: она - в умело подобранной монархиней плеяде орлов, которые и составили ее славу. Это решение надолго определило композиционную традицию екатерининских монументов империи: таков памятник ей в Одессе (1900), таков же -в Екатеринодаре, как назывался современный Краснодар (1907, проект все того же Микешина). Везде императрица возвышается над зрителями, и везде она не одна. Впечатление от петербургского монумента, а в большей степени от самой личности царицы превосходно выразил замечательный поэт Алексей Апухтин в стихотворении «Недостроенный памятник».

Начало XX века принесло интерес к частной жизни императрицы. На экслибрисе, выполненном Анной Остроумовой-Лебедевой (1871-1955) для Сергея Казнакова, Екатерина (угадывается лишь ее силуэт) изображена с одним из своих фаворитов лунной ночью в Камероновой галерее Царскосельского парка. А на рисунке Валентина Серова (1865-1911), созданном для знаменитого издания Николая Кутепова по истории царской и императорской охоты, мы видим императрицу выезжающей вечером на соколиную охоту. Вполоборота она повернулась к нам, оглядываясь на сопровождающего ее фаворита. Эта «вечерняя» Екатерина Серебряного века завершает галерею ее художественных образов, созданных в старой России.

7 621 В июне 1891 году американские газеты писали об удивительной, просто невероятной находке. При измельчении угля для растопки печи в штате Иллинойс была...

Последние материалы сайта