Основные обряды и праздники в современном католичестве. Традиции католических похорон

12.01.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Если умерший человек исповедовал католицизм, необходимо достойным образом провести католические похороны: традиции, обряды, ритуалы, складывавшиеся веками, очень почитаются католиками.

Проведение католических похорон

В православии принято хоронить человека на третий день после смерти, у католиков же нет строгой даты - она зависит от решения близких усопшего. Часто используется бальзамирование - это позволяет выделить больше времени на организацию похорон. Косметические же процедуры не приняты.

Традиции католических похорон позволяют выбрать гроб из любого материала, главное чтобы на крышке гроба был крест. Усопшего укладывают в гроб со сложенными на груди руками, в руки помещают крест.

В гроб допускается поместить некоторые личные вещи умершего. Покойных принято хоронить в темных одеяниях. Если умерла маленькая девочка, ее хоронят в белом платьице. Все украшения, исключая обручальные кольца, необходимо снять.

Католическая церковь разрешает кремацию. Однако процедура развеивания праха не одобряется церковью.

После смерти знакомым и родственникам рассылают извещение о смерти, которое приравнивается к приглашению на похороны. Долг каждого - посетить похороны, выразить соболезнования. Родственникам усопшего принято посылать цветы в знак уважения и скорби. Если материальное положение семьи не позволяет провести достойные похороны, организуется сбор средств для помощи.

Прощание с умершим проводят дома. Все желающие могут с ним проститься, но процедура эта по правилам занимает не более десяти минут. Не допускаются разговоры о причинах смерти, последних днях жизни и болезнях покойных.

Церемония похорон в церкви

Одна из традиций католических похорон - назначение почетной группы для помощи в похоронах. Как правило, это 6-8 мужчин, не являющихся родственниками погибшего. Количество почетных гостей может быть больше, если усопший был известным человеком. Почетная группа будет нести крышку гроба. Сам гроб несут специально подготовленные люди, назначенные церковью. Почетных гостей рассаживают в первых рядах в церкви.

Гости, как правило, проходят в церковь парами. Похороны начинаются с мессы - отпевания покойного. Месса проходит в церкви, дома или в морге. В церкви служба проводится под музыку органа или пение хора.

По традиции католических похорон гроб чаще всего оставляют закрытым. Он устанавливается на постаменте перед гостями. Поверх гроба расстилают кружевное покрывало и помещают цветы. Гроб устанавливается ногами к алтарю.

Члены семьи усопшего рассаживаются на первых рядах справа. Друзья, знакомые и другие гости - позади родственников и в левой части. Схема распределения мест по гостям может быть и четко прописанной. В таком случае с рассадкой гостям помогают церемониймейстеры.

По окончании церемонии гости неспешно покидают церковь. На выходе может стоять родственник покойного или член почетной группы, который будет благодарить пришедших короткими фразами. Гроб выносят и помещают в катафалк. Катафалк может быть предоставлен церковью бесплатно. Родственники и гости рассаживаются в машины, следующие за катафалком на кладбище. Цветы от гостей помещаются в машину с гробом. Для цветов могут выделить отдельную машину, если их принесли очень много. Допускается выслать цветы сразу на кладбище.

Церемония похорон дома

Более скромная и спокойная служба проводится в доме покойного. Традиции католических похорон позволяют это. Сюда приглашаются, как правило, только близкие люди. Церемония проводится в соседней от гроба комнате. Могут быть включены записи органной музыки. Гости рассаживаются на складных стульях, а гроб устанавливается на постамент. В доме должны присутствовать религиозные атрибуты: кресты, свечи.

На кладбище

Отправляются с кортежем на кладбище не все гости, хотя каждому дано это право. Гроб располагают возле могилы, и гости собираются вокруг. Священник читает молитвы. Традиции католических похорон не позволяют кидать на гроб землю после того, как его опустили в могилу. Вместо этого каждый гость бросает цветок в знак прощания с покойным. Близкие родственники имеют право бросить свои цветы первыми. После этого все покидают кладбище.

Поминки и траур

В зависимости от выбора близких усопшего поминальная служба может проводиться на третий, седьмой или тридцатый день после смерти. Следует помнить, что прием пищи на кладбище (как заведено у православных) у католиков не принят. 2 ноября - католический день всех усопших. Принято посещать могилы умерших, приносить цветы и устраивать домашнюю трапезу.

По католическим традициям после смерти наступает год траура. До истечения этого срока не одобряется новое замужество вдовы или женитьба вдовца. Если близкие покойного принимают полный траур, им полагается ходить в черных одеяниях и избегать шумных мероприятий.

Итак, входящие в католические похороны традиции:

  • Выбор даты похорон после смерти остается за родственниками;
  • Применяется бальзамирование. Косметические процедуры по отношению к покойному не приветствуются;
  • После смерти родственники рассылают извещения о смерти;
  • Близким усопшего принято присылать или приносить цветы;
  • Организуется группа почетных гостей для помощи в похоронах;
  • Похороны начинаются с мессы: в храме, дома или в специальных поминальных залах;
  • Гроб принято держать закрытым;
  • На кладбище не принято принимать пищу и употреблять спиртные напитки. Поминальный обед проводят дома;
  • Вместо горсток земли на гроб, опущенный в могилу, бросают цветы;
  • У католиков нет строгих дат для поминок, близкие покойного выбирают день по своему усмотрению (чаще - третий, седьмой или тридцатый день после смерти);
  • Траур по усопшему длится один год.

Кроме Римско-католической церкви латинского обряда, к которой принадлежат 98% католиков мира, существует 21 католическая церковь восточного обряда. Церкви эти объединяются в пять литурги- ко-дисциплинарных традиций (обрядов): византийскую (константинопольскую, или греческую), александрийскую, антиохийскую (западно-сирийскую), восточно-сирийскую (халдейскую) и армянскую. Большинство из традиций (обрядов) имеют по нескольку разновидностей (подобрядов), часто рассматриваемых как отдельные обряды.

Верующие всех восточных католических обрядов придерживаются единого вероучения и признают власть Папы Римского, однако в каждом обряде сохраняются свои собственные литургические традиции, церковная организация и духовность, в основном совпадающие с теми, которые характерны для соответствующих некатолических церквей. Так, у католиков восточных обрядов сохраняется институт женатого священства, поскольку целибатное священство является характерной особенностью церковной дисциплины католиков латинского обряда, а не предметом католического вероучения. Католиков восточных обрядов часто называют униатами, однако это название считается оскорбительным. Католические церкви восточных обрядов пользуются различной степенью свободы в управлении своими делами в зависимости от статуса: патриархата, великие архиепископства, митрополии, епархии, экзархаты. Всеми вопросами, связанные с взаимоотношениями католических церквей восточного обряда с Римом, ведает Конгрегация по делам восточных церквей. Католики восточных обрядов составляют около 2% всех католиков мира - более 20 млн человек .

Византийский обряд. Католики византийского обряда живут на Ближнем Востоке и в странах Восточной Европы, а также в эмигрантских общинах по всему миру.

Мелькитская грекокатолическая церковь. Термин «мелькиты» происходит от эллинизированной формы сирийского прилагательного «малкайя» - «имперский»: монофизиты называли «имперскими людьми» тех христиан Сирии и Египта, которые отвергли монофизит- ство и несторианство, сохранив верность поддерживаемому византийским императором православию. Церковь возникла в 1724 г., после избрания на кафедру Антиохийского патриарха, сторонника унии с Римом. Это избрание привело к расколу в православной церкви на Ближнем Востоке: часть мелькитов осталась верной православию, другая - присоединилась к Римско-католической церкви. Позже сам термин «мелькит» закрепился именно за униатами. По вероучению мелькиты являются католиками, однако обрядность ими сохранена византийская. Вместе с тем в эту обрядность, а также в каноническое право были инкорпорированы и некоторые латинские элементы. Так, крещение у мелькитов совершается не полным погружением, а полу- погружением вместе с обливанием. Хотя мелькитскому белому духовенству разрешено вступать в брак, половина немонашествующих священников придерживается целибата. Для мелькитской обрядности характерен и ряд черт, несвойственных ни православию, ни католицизму. Например, мелькитские священники во время евхаристии смачивают литургический хлеб в разбавленном вине и затем подносят его причащающимся верующим руками. Литургия совершается мелькитами либо на арабском языке со вставкой отрывков из Священного Писания на старогреческом языке, либо целиком на старогреческом. Мелькиты, живущие в Северной и Латинской Америке, используют также в качестве литургических языков английский, португальский и испанский. Крупнейшие общины мелькитов на Ближнем Востоке сосредоточены в Сирии (свыше 150 тыс. человек), Ливане (130 тыс.), Палестине (около 60 тыс.), Иордании (25 тыс.), Египте (6 тыс.). Большая группа мелькитов живет в Латинской Америке: Бразилии (418 тыс.), Мексике (148 тыс.) и Венесуэле (25 тыс.). Довольно много их в США (29 тыс.), Канаде (43 тыс.), Австралии (45 тыс.) и некоторых других странах. На территории Сирии церковь располагает пятью епархиями, семью в Ливане, по одной в Иордании, Израиле, Бразилии, Мексике, Австралии, Канаде. В Турции, Ираке, Египте и Кувейте располагаются патриаршие экзархаты, в Венесуэле и Аргентине - апостолические экзархаты. Мелькитскую церковь возглавляет патриарх, носящий титул Патриарха Антиохийского, Иерусалимского, Александрийского и всего Востока, резиденция которого находится в Дамаске.

Украинская грекокатолическая церковь (УГКЦ). В результате Брестской унии 1596 г. к Римско-католической церкви присоединилось много украинцев. Те из них, кто проживал на территориях, вошедших в состав Российской империи в XVIII в., под давлением царских властей были возвращены в православие, однако украинцы, проживавшие на территории Австрийской империи (в Галиции), стали католиками украинского обряда, проживавшие в Венгерском королевстве - католиками русинского обряда. Позднее Галиция перешла под власть Польши, где накануне Второй мировой войны насчитывалось около 5 млн украинских католиков. Они проживали преимущественно на территории, которая аннексирована Советским Союзом в 1940-х гг., и были насильственно присоединены к Русской православной церкви в 1946 г. В 1989 году советские власти разрешили официальную регистрацию Украинской грекокатолической церкви, и при поддержке местных властей она быстро вернула себе все ранее ей принадлежавшие приходы. В Украине униатам принадлежит 3,5 тыс. приходов. По количеству религиозных организаций (3532) она занимает третье место в Украине. Церковную службу в УГКЦ осуществляет свыше 2,1 тыс. священников. 94,3% грекокатоликов сосредоточено в трех галичанских областях на западе страны: Львовской, Тернопольской и Ивано-Фран- ковской. Церковь имеет 93 монастыря (1205 насельников), 14 миссий, два братства, 13 учебных заведений (1673 слушателя), 1186 воскресных школ, издает 25 газет и журналов. В последнее время растет число сторонников униатов в центральных районах Украины. Общее число прихожан Украинской грекокатолической церкви в Украине оценивается в 6-7 млн человек. Это крупнейшая униатская церковь мира.

В пределах Украины церковь насчитывает семь епархий на западе: Бучам, Ивано-Франковск, Коломыя - Черновцы, Самбор - Дрогобыч, Сокаль, Стрый и Тернополь - Зборов. В остальных областях страны (проживает около 300 тыс. униатов) Украинской грекокатолической церковью созданы экзархаты: Киев - Вышгород, Донецк - Харьков и Одесса - Крым.

Церковью в пределах Украины управляет Великий Архиепископ Львовский и Галицкий, резиденция которого находится во Львове в монастыре Св. Юра. В последнее время украинские униаты стараются получить в Риме статус патриархии, в связи с чем переносят свой административный центр в Киев. Здесь строится грандиозная патриаршая резиденция, и глава грекокатоликов Украины часто именует себя Патриархом Киевским и Галицким.

Кроме Украины прихожанами Украинской грекокатолической церкви являются многие украинцы в Польше (82 тыс. человек), Бразилии (161 тыс.), США (141 тыс.) и Канаде (200 тыс.), Австралии (35 тыс.) и Западной Европе. В Польше, США и Канаде действуют независимые митрополии церкви, в остальных странах епархии. Всего за границей насчитывается 14 епархий Украинской грекокатолической церкви: две в Польше, четыре в США, пять в Канаде и по одной в Австралии, Бразилии и Аргентине. В Великобритании, Франции и ФРГ действуют апостолические экзархаты украинских униатов.

Русинская грекокатолическая церковь. Церковь образовалась в 1646 г. в результате Ужгородской унии, охватившей православное население в Восточной Словакии и Закарпатье. Свое название она получила от славянского народа, обитавшего в этом районе, - русинов. В 1949 году Русинская грекокатолическая церковь была поглощена Русской православной церковью, русины в Чехословакии также были насильно присоединены к православию. В конце XIX - начале XX в. многие русины-католики эмигрировали в Северную Америку, при этом значительная их часть вернулась в православие. Русины в США образуют отдельную церковную структуру - Питтсбургскую митрополию, которой подчинены три епархии, около 250 приходов и 92 тыс. верующих. При митрополии действует семинария Св. Кирилла и Мефодия. С 1991 года на территории Украины в Закарпатье была официально зарегистрирована, ранее действовавшая в подполье, независимая Му- качевская епархия Русинской грекокатолической церкви. К 2006 году в епархии имелось 333 прихода и 173 священника, под ее контролем находилось 320 тыс. верующих. В 1995 году в Ужгороде вновь открылась Духовная семинария. В 1996 году был учрежден апостолический экзархат для католиков византийского обряда в Чешской Республике для 40 тыс. русинов-католиков, проживающих в этой стране.

Исторически близкими к русинскому обряду являются венгерский, словацкий и сербский (югославский) обряды, которые в целом имели более благополучную судьбу у себя дома и не подвергались репрессиям. Верующие Словацкой и Венгерской грекокатолической церкви - это ассимилированные русины.

Словацкая грекокатолическая церковь, подвергавшаяся гонениям после Второй мировой войны, свободно существует с 1968 г. Она насчитывает два апостолических экзархата в Словакии и одну епархию в Канаде. Венгерская грекокатолическая церковь насчитывает две епархии в Венгрии. Грекокатолическая церковь в бывшей Югославии образовалась в результате унии 1611 г., в которую вступили часть православных сербов, бежавших от турок под защиту Австрийской империи. Церковь имеет одну епархию в Хорватии и апостолический экзархат в Македонии.

Румынская грекокатолическая церковь существует с 1697 г., когда Трансильвания (тогда часть Венгрии) вошла в состав Австрии, и насчитывала около 1,5 млн человек до того момента, когда в 1948 г. она была насильственно присоединена к Румынской православной церкви. В 1990 году церковь вышла из подполья и была официально зарегистрирована, ныне она насчитывает в Румынии одно Верховное архиепископство (Фагараш и Альба-Юлия), которому подчинены четыре епархии, а также одну епархию в США. Ныне в Румынии церковь насчитывает 740 тыс. прихожан (по другим данным, более 1 млн), 766 приходов и 716 священников, четыре духовные семинарии, в которых учатся 350 студентов.

Грекокатолическая церковь Болгарии существует с 1861 г. и насчитывает ныне один апостолический экзархат. Греческая католическая церковь образовалась в 1911 г. в результате деятельности католических монахов-ассумпционистов, состоит из одного апостолического экзархата в Греции и одного в Турции.

К итало-албанскому обряду принадлежат проживающие в Южной Италии и на Сицилии потомки православных албанцев, эмигрировавших сюда в XV в., которые приняли унию с Римом. Церкви принадлежат две епархии и монастырь Гроттаферрата.

Русская, Белорусская, Албанская и Грузинская грекокатолические церкви крайне малочисленны и насчитывают по нескольку приходов, да и то в основном в эмиграции.

Александрийские обряды. Копты-католики и эфиопы-католики придерживаются обряда, восходящего к александрийской традиции. Копто-католическая церковь возникла в 1741 г. Во главе католиков коптского обряда стоит католический коптский патриарх Александрийский, которому в Египте подчинено шесть епархий. Католиков эфиопского обряда, возникших благодаря унии 1839 г., возглавляет митрополит в Аддис-Абебе. Церковь насчитывает две епархии в Эфиопии и три в Эритрее (здесь сосредоточено примерно две трети верующих).

Антиохийские обряды. Три значительные группы католиков в своей религиозной практике придерживаются западносирийских обрядов, восходящих к антиохийской традиции. В результате унии сиро- яковитов с Римом в 1782 г. возник сирийский, или сириякский обряд, использующий в литургии арамейский (сирийский) или арабский языки. Католики этого обряда составляют Сиро-католическую церковь. Во главе ее стоит католический сирийский патриарх Антиохийский, кафедра которого находится в Бейруте. Церковь насчитывает четыре епархии в Сирии, три в Ираке и по одной в Ливане, Египте и США, кроме того, патриаршие экзархаты расположены в Палестине, Иордании, Кувейте, Турции и Венесуэле. Крупнейшие общины церкви находятся в Ираке (51 тыс. человек) и Сирии (25 тыс.).

Сиро-Маланкарская католическая церковь образовалась в 1932 г. в результате унии части индийских христиан-яковитов с Римом. Так образовался маланкарский обряд - близкий к сирийскому, но исполь- зующий в литургии язык малаялам. Резиденция главы церкви - митрополита находится в Тривандраме (штат Керала). Митрополиту Сиро- Маланкарской церкви подчиняются четыре епархии (все в Керале).

Маронитская церковь. Католики маронитского обряда свое происхождение ведут из Сирии. Некогда святой Марон (ум. 410) основал в Северной Сирии монастырь, монахи которого сыграли важную роль в христианизации местного населения. Как считают некоторые религиоведы, марониты были некогда последователями особой христианской ветви - монофелитства (сторонниками учения о единой воле и двух сущностях Иисуса Христа). После мусульманского завоевания Сирии в V в. маронитская община постепенно переселилась из Северной Сирии в горы Ливана. В XII веке, когда крестоносцами было основано латинское княжество в Антиохии, марониты вошли в контакт с Римом. В 1182 году марониты формально подтвердили свою унию с Римом, однако большинство маронитов считают, что они никогда и не прерывали общения с Римской церковью. В литургии и уставе маронитов заметно влияние латинского обряда, язык богослужения - сирийский или арабский.

Ныне, согласно церковной статистике, у Маронитского патриархата в Ливане десять епархий, 805 приходов, десятки монастырей, две семинарии, один университет, 979 священников и 1441 тыс. прихожан (по другим данным, в Ливане живет не более 600 тыс. маронитов). В Ливане маронитов больше всего в провинции Горный Ливан (50- 60% населения), меньше всего - в Южном Ливане (5-10%). На Ближнем Востоке у церкви три епархии в Сирии, по одной в Израиле, на Кипре, в Египте и два патриарших экзархата в Иордании и Палестине. Во главе Маронитской церкви стоит патриарх, резиденция которого находится в Бкерке, недалеко от Бейрута, его полный титул - Маро- нитский Патриарх Антиохии и всего Востока. Маронитская церковь - самая многочисленная в Ливане, в нее входит до 50% всех христиан Ливана. Она также крупнейшая на Ближнем Востоке униатская церковь. В настоящее время марониты играют заметную роль в политической жизни Ливана, из их среды избирается президент страны. Постоянная эмиграция маронитов из Ливана привела в последние годы к появлению влиятельных общин в диаспоре. Две епархии церкви действуют в США, по одной в Аргентине, Канаде, Мексике, Бразилии и Австралии. В Бразилии сейчас живут 478 тыс. маронитов, в Аргентине - 700 тыс., США - 105 тыс., Канаде - 80 тыс., Мексике - 148 тыс., в Австралии - 150 тыс.

Восточносирийские обряды. К католикам восточносирийских обрядов относят католиков Халдейской и Сиро-Малабарской церквей. Халдейская католическая церковь возникла в 1553 г., когда в Нестори- анской церкви Востока произошел раскол и одна ее часть признала власть Папы Римского. В дальнейшем на протяжении 200 лет в церкви продолжалась борьба между про- и антикатолической партиями. Положение стабилизировалось только в 1830 г., когда Папа Римский утвердил главу халдо-католиков, присвоив ему титул патриарха. В церкви используется халдейская (шли восточносирийская) литургия с элементами латинской. Язык богослужения - сирийский или арабский.

Во время Первой мировой войны халдо-католики подверглись жестоким гонениям со стороны властей Османской империи. К1918 году погибли четыре епископа, много священников и около 70 тыс. верующих. На протяжении веков место резиденции патриарха неоднократно менялось, пока в 1930 г. не был выбран Мосул. В 1950 году, после значительной миграции халдо-католиков из Северного Ирака в Багдад, патриарх также перебрался в столицу, где пребывает и в настоящее время. Большинство из халдо-католиков сейчас проживают на территории Ирака, где они составляют самую многочисленную христианскую общину - около 215 тыс. членов (30% христиан и 70% католиков страны). Халдейская католическая церковь Вавилонского (Багдадского) патриархата имеет на территории Ирака пять епископских, три архиепископские кафедры и две митрополии. В Багдаде действует Вавилонский колледж - единственная высшая богословская школа Ирака. На севере Ирака в районе Мосула действуют несколько древних халдейских монастырей.

Четыре халдейские епархии находятся в Иране, по одной в Египте, Сирии, Ливане и Турции. Главой церкви является патриарх Вавилонский и всего Востока.

Численность халдо-католиков, как и других христианских общин страны, сократилась почти в 2 раза (с 1,4 млн до 741 тыс.) после американского вторжения в Ирак в 2003 г. В результате эмиграции последователи Халдейской католической церкви создали две епархии в США - в Сан-Диего и Детройте. Ныне в США насчитывается 60 тыс. халдокатоликов.

Сиро-Малабарская церковь. Одна из Восточных католических церквей, возникшая в Индии в XVI в. в результате раскола в нестори- анской Ассирийской церкви Востока, часть иерархов которой выразила стремление заключить унию с Римом. Обряд стал называться ма- лабарским по названию района, где жило христианское население страны - Малабарский берег (штат Керала). Малабарская литургия и церковный обряд носят печать сильного латинского влияния. Язык богослужения - малаялам. Во главе малабарских католиков стоит Великий Архиепископ Эрнакулам-Ангмальский. В Керале церковь состоит из четырех митрополий и 11 епархий. Десять епархий Сиро-Ма- лабарской церкви расположено в других штатах Индии и одна в США (Чикаго). В церкви сильно монашество: имеется 16 монашеских конгрегаций, около 30 тыс. монахинь и более 20 тыс. монахов. Духовенство проходит подготовку в пяти семинариях. Малабарские христиане играют большую роль в экономической и политической жизни Кералы.

Армянский обряд. Уния армянских христиан с Римско-католической церковью существовала с 1198 по 1375 г. Начало этой унии было положено во время крестовых походов, когда армяне стали союзниками крестоносцев в борьбе против мусульман. Современный армянский обряд берет начало в 1742 г., когда возникла церковная структура армяно-католиков. Армянские католики, особенно бенедиктинские мо- нахи-мхитаристы, внесли заметный вклад в армянскую культуру, они издавали книги и учреждали школы. До настоящего времени существуют мхитаристские монастыри в Вене и на острове Сан-Лазаро (Венеция). Важным центром армянской культуры был Львов, где с 1635 по 1944 г. находилась резиденция армяно-католического архиепископа. Обрядность армянских католиков близка к армяно-григорианской, богослужебный язык - грабар. Во главе католиков армянского обряда стоит патриарх Киликийский, резиденция которого до 1928 г. находилась в Стамбуле. В дальнейшем из-за геноцида армян в Турции в годы Первой мировой войны центр церкви переместился в Ливан - в пригород Бейрута-Бзумар. На сегодняшний день более половины армяно-католиков (220 тыс.) проживают на территории Армении и СНГ, где с 1991 г. существует ординариат для католиков Восточной Европы с архиепископской резиденцией в Гюмри (Армения). На Ближнем Востоке существуют семь епархий Армянской католической церкви (по одной в Египте, Ливане, Ираке, Иране и Турции и две в Сирии) и два патриарших экзархата (в Сирии и Палестине). Армяно-католическая диаспора разделена на две епархии (во Франции и Аргентине), два апостолических экзархата (в Аргентине и США) и два ординариата (в Греции и Румынии). В Бзумаре находится Патриарший институт - духовная семинария Армянской католической церкви. Крупные общины армянокатоликов существуют в Ливане (10 тыс. человек), Аргентине (20 тыс.), Сирии (25 тыс.), Франции (30 тыс.) и США (38 тыс.).

Александрийские обряды .
Копты-католики и эфиопы-католики придерживаются обряда, восходящего к александрийской традиции. Во главе католиков коптского обряда стоит католический коптский патриарх Александрийский, и в 1990 их насчитывалось ок. 170 000. Католиков эфиопского обряда, возглавляемых собственным архиепископом в Аддис-Абебе, в 1990 насчитывалось ок. 120 000 человек.
Антиохийские обряды. Три значительных группы католиков в своей религиозной практике придерживаются западносирийских обрядов, восходящих к антиохийской традиции. В результате унии сиро-яковитов с Римом в 1782 возник сирийский обряд. Во главе католиков сирийского обряда, в 1990 насчитывавших ок. 100 000, стоит католический сирийский патриарх Антиохийский, кафедра которого находится в Бейруте. Мар-Иваниос, яковитский епископ в юго-западной Индии, в 1930 стал католиком; его примеру последовали тысячи яковитов, которые в 1932 получили статус католиков маланкарского обряда. Резиденция их архиепископа находится в Тривандре, и в 1990 их насчитывалось ок. 300 000.

Католики маронитского обряда свое происхождение ведут из древней Сирии. Некогда св. Марон (ум. 410?) основал в Северной Сирии монастырь, монахи которого сыграли важную роль в христианизации местного населения и строительстве церкви, что превратилось в нелегкую задачу после мусульманского завоевания Сирии в 7 в. По преданию, первый маронитский патриарх был избран в 685. В 8 и 9 вв. маронитская община постепенно переселилась из Северной Сирии в Ливан. Марониты почти не поддерживали связей с другими христианами, и их вероучение имело видимый монофелитский уклон, что объяснялось их неосведомленностью о решениях III Константинопольского собора. Когда в Ливан пришли крестоносцы, марониты вступили в контакт с западными христианами. в 1180–1181 марониты признали папу Александра III. Они оставались католиками в преимущественно мусульманском окружении и хотя говорили на арабском языке, составляли особое национальное меньшинство и имели собственные традиции. В настоящее время марониты играют заметную роль в политической жизни Ливана. В литургии и уставе маронитов заметно влияние латинского обряда. Во главе маронитской церкви стоит маронитский патриарх Антиохийский, резиденция которого находится в окрестностях Бейрута. В 1990 насчитывалось ок. 2 млн. маронитов в Ливане, других странах Ближнего Востока и среди ливанских эмигрантов по всему миру.

Восточносирийские обряды.
К католикам восточносирийских обрядов относят католиков Халдейской и Малабарской церквей. Халдейская католическая церковь возникла в 1553, когда в Несторианской церкви произошел раскол и одна ее часть признала власть папы Римского. В 1990 к ней принадлежало ок. 600 000 верующих. Большинство из них проживает на территории Ирака, где они составляют самую многочисленную христианскую общину. Христиане Несторианской церкви в юго-западной Индии, которые стали католиками в 16 в., именуются католиками малабарского обряда. Малабарская литургия и церковный обиход носят печать сильного латинского влияния. Во главе малабарских католиков стоят архиепископы Эрнакуламский и Чанганачерийский, и в 1990 эта церковь насчитывала ок. 2,9 млн. членов.

Армянский обряд .
Уния армянских христиан с Римско-католической церковью существовала с 1198 по 1375. Начало этой унии было положено во время крестовых походов, когда армяне стали союзниками латинян в борьбе против мусульман. Современный армянский обряд возник в 1742. Армянские католики, особенно бенедиктинские монахи-мехитариты, внесли заметный вклад в армянскую культуру, они издавали книги и учреждали школы. Во главе католиков армянского обряда стоит патриарх Киликийский, резиденция которого находится в Бейруте. В 1990 их насчитывалось ок. 150 000 в различных странах Ближнего Востока.

Это сообщение отредактировал Neko - 18-03-2007 - 21:10

Существенные отличия от православия имеются в Римской католической церкви и в области культа.

Западная церковь признает те же таинства, что и православная, монофиситская и несторианская: крещение, миропомазание, причащение (евхаристия), покаяние (исповедь), священство, брак, соборование (елеосвящение). Причем данный состав первоначально оформился именно на Западе: уже в XII в. мы встречаем указание на перечисленные выше таинства в сочинениях Петра Ломбардского, тогда как у восточных богословов вплоть до XIII в. к таинствам относили и посвящение в монашество. Католики не считают все таинства равнозначными и придерживаются несколько отличных от православной церкви правил в их совершении.

Крещение производится не троекратным погружением, а окроплением. Миропомазание совершается не вслед за крещением, как в православной церкви, а в возрасте 7- 12 лет. Данному таинству, называемому в католицизме конфирмацией , придается особое значение, а потому - его совершение признается исключительной прерогативой епископа. Для причащения католики используют в отличие от православных незаквашенный, пресный хлеб (облатки ), что по их представлениям символизирует чистоту и непорочность природы Христа. При этом начиная с XIII в. на Западе стали практиковать причащение одним лишь хлебом, в отличие от клира, причащавшегося и хлебом и вином. В этом проявляется характерное для католицизма представление о наличии значительной дистанции между церковью и обществом, несовершенстве и ущербности мирского существования. Не случайно поэтому одним из лозунгов ранних реформационных движений, требовавших равноправия прихожан и клириков было причащение «под обоими видами» (sub utraque specie - отсюда название данного течения в Реформации: «утраквисты»). Хотя Второй Ватиканский собор (1962-1965) разрешил причащение мирян хлебом и вином, во многих католических церквах оно до сих пор совершается «под обоими видами». Для совершения таинства покаяния католики используют особую исповедальную камеру, в которой священник отделен от прихожанина непрозрачной тканью. То, что исповедуемый и исповедующий не видят друг друга, снимает, по мысли католиков, известное психологическое напряжение, неизбежное в процессе покаяния. Совершение остальных таинств, помимо незначительных сугубо ритуальных отличий, происходит примерно так же, как и в православной церкви.

К числу прочих, менее значимых культовых отличий католицизма следует отнести:

признание единственным литургическим языком латыни (хотя Второй Ватиканский собор разрешил использование национальных языков);

совершение крестного знамения открытой ладонью слева направо;

использование при богослужении органной музыки;

допущение в интерьере храма объемных изображений;

позволение прихожанам сидеть во время богослужения.


Как уже было указано, христианство никогда не представляло собой единого течения. С первых веков своего развития в нем сосуществовали различные направления. Наиболее крупной разновидностью христианства является католицизм . Сегодня приверженцами католицизма являются более 1 млрд. человек. Католицизм распространен преимущественно в Западной, Юго-Восточной и Центральной Европе. Кроме того, он охватывает своим влиянием большинство населения Латинской Америки и треть населения Африки. Довольно сильно распространен католицизм и в США.

И хотя католицизм исповедует, наряду с православием, основные христианские положения вероучения и культа, вместе с тем он вносит в них и свои изменения. Так, в основе вероучения католицизма лежит общехристианский Символ веры, включающий в себя 12 догматов и семь таинств, о которых речь шла в параграфе о православии. Однако этот символ веры в католицизме имеет свои отличия.

В частности, православие принимает решения только первых семи Вселенских соборов. Католицизм же, продолжая развивать свою догматику на последующих соборах, принимает в качестве Священного Предания постановления 21 собора , а также официальные документы главы католической церкви – Римского Папы. Так, уже в 589 г. на Толедском соборе католическая церковь вносит дополнение к Символу веры в виде догмата о "филиокве" (буквально "и от сына"). В этом догмате дается своя оригинальная трактовка взаимоотношения лиц Божественной Троицы. Согласно Никео-Царьградскому Символу веры, Святой Дух исходит от Бога-отца. Католический же догмат о филиокве утверждает, что Святой Дух исходит также и от Бога-сына.

Православное учение провозглашает, что душа человека в зависимости от земного существования попадает в рай или ад. В дополнение к этому Католическая церковь сформулировала догмат о чистилище – промежуточном месте между адом и раем. По католическому вероучению чистилище – место пребывания душ грешников, не отягощенных смертными грехами. Огонь чистилища снимает грехи перед раем. Принятый Флорентийским собором в 1439 г. догмат о чистилище был окончательно подтвержден в 1568 г. Тридентским собором.

В католицизме распространено оригинальное учение о запасе добрых дел, которое было провозглашено папой Климентом I (1349 г.) и подтверждено Тридентским и I-м Ватиканским (1870 г.) соборами. Согласно этому учению, церковь распоряжается запасом "сверхдолжных дел", накопленных церковью за счет деятельности Иисуса Христа, Богоматери и святых Римско-католической церкви. Так, судьба души в чистилище может быть облегчена и срок пребывания ее там сокращен за счет "добрых дел" (молитвы, богослужения, пожертвования в пользу церкви и т. п.), которые в память умершего совершают родные и близкие. Церковь, будучи мистическим телом Иисуса Христа и Его наместником на Земле, распоряжается этим запасом. Учение о запасе добрых дел явилось основой для широко распространенной в Средние века и просуществовавшей вплоть до XIX века практики продажи индульгенций. Индульгенция представляет собой грамоту об отпущении грехов. Примечательно, что такую грамоту можно было купить за деньги. Таким образом, каждый грех, за исключением смертного, имел свой денежный эквивалент. Поскольку распределять запас "сверхдолжных дел" имеют право лишь священники, постольку обусловлено их привилегированное положение среди верующих.

Католицизм среди других христианских конфессий выделяет культ Богородицы , матери Иисуса Христа Девы Марии. В 1854 г. папа Пий I провозгласил догмат о ее непорочном зачатии. "Все верующие, – писал Папа, – должны глубоко и постоянно верить и исповедовать, что Пресвятая Дева с первой минуты ее зачатия была ограждена от первородного греха благодаря особой милости всемогущего Бога, проявленной ради заслуги Иисуса Спасителя рода человеческого". В дополнение к этому в 1950 г. папа Пий XII установил догмат о телесном вознесении Богоматери , в котором провозглашалось, что Пресвятая Богородица по смерти вознеслась на небо в единстве тела и души. В соответствии с этим догматом в католицизме в 1954 г. был установлен специальный праздник.

Особенностью католицизма является также учение о главенстве Папы Римского над всеми христианами. Глава католической церкви Папа Римский провозглашается наместником Христа на земле, приемником апостола Петра. Развивая эти претензии, на I-м Ватиканском соборе (1870 г.) был принят догмат о непогрешимости Папы Римского . Согласно этому догмату, устами Папы при официальных выступлениях по вопросам веры и морали говорит сам Бог.

В католицизме начиная с XI века действует целибат – обязательное безбрачие духовенства. Иными словами, все священники принадлежат одному из монашеских орденов (иезуитов, францисканцев, доминиканцев, капуцинов, бенедиктинцев).

В культовой деятельности католицизма также проявляется своеобразие. Так, таинство миропомазания в католицизме называемое конфирмацией , совершается над детьми и подростками в возрасте 7-12 лет. Отличен и процесс богослужения. В католическом храме верующие сидят во время богослужения , при музыкальном сопровождении органа или фисгармонии, а встают только при пении определенных молитв.

Католическая Библия

Римско-католической церкви традиционно используется латинский перевод Библии. В ранней церкви в Риме использовалось несколько латинских переводов, сделанных с Септуагинты и греческого Нового Завета. В 382 г. папа Дамас поручил Иерониму, крупному филологу и ученому, сделать новый перевод Библии. Иероним переработал существующие латинские версии, основываясь на греческом подлиннике, и отредактировал Ветхий Завет, опираясь на древнееврейские рукописи. Перевод был завершен ок. 404 г. Впоследствии он вытеснил другие латинские переводы, и его стали называть «общепринятым» (Vulgata versio). Первая печатная книга (знаменитая Гутенбергова Библия , 1456 г.) была изданием именно Вульгаты.

Католическая Библия содержит 73 книги: 46 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета. Поскольку Ветхий Завет здесь восходит к Септуагинте, а не к еврейской Библии, утвержденной Ямнийским синедрионом, в нем присутствуют семь книг, не включенные в еврейский канон, а также дополнения к Книгам Есфири и Даниила. Кроме того, Септуагинте следует и порядок книг в католической Библии.

Основное каноническое издание Вульгаты было выпущено в 1592 г. по распоряжению папы Климента VIII и было названо Климентовым изданием (editio Clementina). Оно повторяет текст Иеронима (404 г.), за исключением Псалтири, которая представлена в редакции Иеронима до ее переработки с учетом еврейских оригиналов. В 1979 г. церковь утвердила новую редакцию Вульгаты (Vulgata Nova), в которой учтены последние достижения библеистики.

Первые переводы католической Библии на английский язык делались непосредственно с Вульгаты. Наиболее известным и широко используемым переводом была Дуэ-Реймсская Библия (Douay-Rheims Version , 1582–1610 гг.). Однако в 1943 г. папа Пий XII отдал строгое распоряжение ученым-библеистам в переводческой деятельности опираться впредь только на старинные арамейские и древнееврейские рукописи. Результатом этого явились новые переводы Библии.

Позиция Римско-католической церкви в отношении авторитета Библии была сформулирована на Тридентском соборе (1545–1563 гг.). В противоположность протестантским реформаторам, видевшим в Библии единственный фундамент своей веры, четвертая сессия собора (1546 г.) постановила своим декретом, что Предание – часть откровения, не записанная в Священном Писании, но передаваемая в учении церкви, – обладает равным авторитетом с Библией. Католикам не разрешалось читать Библию в переводах, не одобренных церковью и без комментариев, согласованных с церковным Преданием. Некоторое время для чтения библейских переводов требовалось разрешение папы или инквизиции. В конце XVIII в. это ограничение было снято, а с 1900 г. чтение Библии мирянами даже официально поощрялось церковными властями. На II Ватиканском соборе (1962–1965 гг.) обсуждалось взаимоотношение Писания и Предания: следует ли рассматривать их как независимые «источники Откровения» (более консервативная точка зрения) или как источники, взаимодополняющие друг друга, «подобные двум электрическим дугам в одном прожекторе».

Католический храм

Католические храмы обычно возво­дятся на основании, имеющем форму креста. Эта форма при­звана напоминать об искупительной жертве Христа. Иногда храмы сооружаются в форме корабля, как бы доставляю­щего людей к тихой пристани Царства Небесного. Использу­ются в церковной архитектуре и другие символы, в том числе круг – символ вечности Бога – и звезда (чаще всего восьми­угольник) – небесное светило, указывающее человеку путь к совершенству.

Общее устройство католических храмов отличается от православных тем, что их главная часть обращена на Запад. В домашней молитве католики также обычно обращаются в сторону Запада, что символизирует признание расположен­ного в западной части Европы Рима столицей всего христи­анства, а епископа этого города – папы – главой всей христианской церкви.

По традиции, в католическом храме алтарь и совершающееся там таинство причащения священников открыт для всех присутствующих. Преобладающим же культовым элементом в католическом храме являются скульптурные изображения Иисуса Христа, Богородицы, святых. Однако во всех католических храмах на стенах можно видеть четырнадцать икон, изображающих различные этапы "Крестного пути Господня".

Святых престолов в католической церкви разрешается ус­танавливать по несколько, в трех сторонах храма – у западной, южной и северной его стен.

Престолы здесь более чем в православных храмах открыты для глаз присутствую­щих, так как в них нет иконостасов.

Отсутствуют в католических храмах также специальные жертвенники для приготовления Святых Даров как в православных алтарях.

Иконы в католических храмах почитаются, как и в православных, но характер западной, преимущественно итальянской, живописи отличается от византийской. В западной иконописи более изящна внешняя форма, но за счет этого менее строго выдерживается сугубо христианская идея. Неземной мир святых изображается в ней более похожим на земной со всеми его волнениями и страданиями.

Католические обряды и праздники

Католики чтут, в основном, те же Христовы и Богоро­дичные праздники, что и православные, но отмечают их не по юлианскому, а по григорианскому календарю (новый стиль), поэтому время празднования – разное.

Касаясь религиозных постов, отметим, что Римско-ка­толическая церковь давно уже отошла от первоначальной строгости их проведения. Во время поста католикам разре­шается употреблять в пищу рыбу, молоко, яйца и масло. Кроме того, от поста освобождаются целые группы лиц по разным признакам.

Число строгих постов в католичестве имело тенденцию к сокращению, строгий пост сейчас соблюдается в начале Великого Поста, в пятницу перед Пасхой и в канун Рожде­ства. Ограничены требования к воздержанию от мясной пищи. Оно сохраняется практически только в отношении пятницы. При условии, что верующий прочитает пять назначенных священником молитв, он получает право не по­ститься в эти дни. Заметно изменились и требования к по­ведению верующих во время постов. Не запрещается посе­щение театров и других увеселительных заведений, прове­дения застолий по поводу дней рождения и т. д.

Рождественский пост у католиков (адвент) начинается в первое воскресенье после дня Святого Андрея – 30 ноября .

Рождество Христово – наиболее торжественный праздник. Он отмечается тремя богослужениями: в полночь, на заре и днем , что символизирует рождество Христа в лоне Отца, во чреве Богоматери и в душе верующего. В этот день в храмах выставляют ясли с фигуркой младенца Христа для покло­нения. Отмечается Рождество Христово 25 декабря .

В рождественский ужин по традиции едят освященного гуся, мучные и сладкие блюда с обязательным добавлени­ем меда и миндаля, которые, по поверьям "главных като­ликов" – итальянцев, способствуют благополучию семьи, а также улучшению плодородия почвы и увеличению пого­ловья скота.

Во многих католических странах традиционны на Рож­дество гуси, индейки, заливной поросенок, запеченная сви­ная голова, каплун, кровяная колбаса и т. д.

Бого­явление у католиков называется праздником Трех царей – в память о явлении Иисуса Христа язычникам и о покло­нении Ему трех царей . В этот день в храмах совершаются благодарственные молебны: Иисусу Христу приносят в жер­тву как царю – золото, как Богу – кадило, как человеку – миро, благовонное масло.

У католиков есть несколько спе­цифических праздников: праздник Сердца Иисуса – сим­вола надежды на спасение, праздник Непорочного Зачатия Девы Марии (8 декабря).

Один из главных Богородичных праздников – Вознесение Богоматери – отмечается 15 ав­густа (у православных – Успение Пресвятой Богородицы).

Праздник Поминовения усопших (2 ноября) установлен в память об ушедших из жизни. Молитва за них, по католи­ческому учению, уменьшает срок пребывания и страданий душ в чистилище.

Таинство Евхаристии (причащение) Ка­толическая церковь называет праздником Тела Господня. Отмечают его в первый четверг после Троицы.

В католицизме, наряду с христианскими обрядами, со­хранились многие обычаи, связанные с древним культом плодородия, обязательным признаком которых является пища. Ритуальная еда сопровождает семейные и календарные праздники. Сюда входят и вкушение первых плодов нового урожая – первинков, и поминальные трапезы, и обильное угощение в особые переходные периоды года – в канун Нового года, например, как символы грядущего изо­билия в будущем.

Рождеству предшествует длительный пост, который заканчивается Сочель­ником. Например, в Италии, по традиции, ужин в этот день постный. В Сочельник на столе католиков должны быть семь блюд: чечевица, белая фасоль, турецкий горох, бобы с медом, ка­пуста, рис, сваренный в миндальном молочке, и макароны с сардинками в соусе из грецких орехов. Сохранился обы­чай в Сочельник подавать на ужин угрей или блюда из трес­ки, устриц и других даров моря.

В празднике Нового года много черт, роднящих его с Рождеством. Хозяйки угощают гостей пиццей, сухими фи­никами и печеными бобами. Например, с глубокой древности в Ита­лии на Новый год едят сушеный в гроздьях виноград, кон­дитерские изделия с медом и орехами, суп из чечевицы, сваренные вкрутую яйца. В то же время у католиков-поляков на новогоднем столе обязательно должны присутствовать 12 блюд, причем мясо исключает­ся. Непременно карп жареный или карп заливной, гриб­ной суп (борщ), битое, каша ячменная с черносливом, клец­ки с маслом и с маком. На сладкое – шоколадный торт.

Ритуальные трапезы сопровождают и другие католиче­ские праздники, связанные с годовым циклом сельскохо­зяйственных работ, и, конечно, совершенно особое в этом отношении время – весна. Не случайно к этому периоду приурочено проведение языческих по своему смыслу кар­навалов, аналогичных русской Масленице.



Последние материалы сайта