Рационализм в философии это...
Люди всегда желали познать окружающий мир, выяснить принципы, закономерности его существования, развития. Кроме того, великие умы человечества также интересовал вопрос о том, каким образом происходит сам процесс , что такое знание само по себе, как оно соотносится с предметом исследования, как осуществляется переход от незнания к знанию, каковы критерии истинности. Все эти вопросы поднимались философами.
Рационализм в философии это одна из попыток определить источник знаний. Это такой взгляд, согласно которому достоверно познать мир можно только благодаря разуму. Определение рационализм имеет латинское происхождение, где «ratio» переводится как «разум». Основными оппонентами рационалистов были представители эмпиризма, которые признавали источником знания опыт.
Рационалисты утверждали:
1. Опыт без разума не имеет смысла.
2. Разум способен делать открытия, изначально не опираясь на опыт.
Сократ. Первые идеи рационализма появились в эпоху античности. Например, в философии известного древнегреческого философа Сократа прослеживается рационалистическое понимание мира и человека, который, прежде всего, должен познать себя. По мнению Сократа, знание – это благо, а невежество – зло. Для того, чтобы человек вел себя нравственно, ему нужно знать о том, что хорошо, а что плохо. Зная как поступать хорошо, люди не будут делать по-другому, ведь никто не станет сознательно совершать ошибки.
Сократ
Рационализм Сократа называют этическим, поскольку его учение ориентировано на понимание нравственного самоопределения человека, основой которого выступает его разум, знание. Сократ не оставил после себя никаких записей, потому что обучал людей, проводя с ними живые беседы. Однако мы знаем об основных взглядах учителя, благодаря его последователям. Одним из знаменитых его учеников был Платон, произведения которого написаны в виде диалогов.
Платон. Платон полагал, что материальный, видимый и осязаемый мир есть лишь отражение мира идей. Поскольку материальные вещи изменчивы и непостоянны, то они не соответствуют устойчивым понятиям. Например, понятие прекрасного. В реальном мире существует множество прекрасных вещей: цветы, красота женщины, и т.д. Но это качество «прекрасного» непостоянно: цветок завянет, женщина постареет и ее внешность изменится.
Платон
Поэтому Платон рассудил, что объекты чувственного мира не могут быть источником понятий. Поскольку само понятие «прекрасного» неизменчиво, его объектом должно быть тоже нечто постоянное. И далее Платон предположил, что существует некий мир идей, в котором находится душа до рождения. В отличие от мнения, что постижение мира основывается на телесных чувствах и ощущениях (как считало большинство древнегреческих философов), Платон решил, что только разумная часть души может познавать.
Например, человек видит благодаря органам зрения, ощущает прикосновение и т.д., это является чувственным познанием. Вместе с тем, существуют и другие знания, недоступные телесному восприятию. Каким органом тела можно познать справедливость или тождество? Платон делает следующий вывод: познание есть припоминание душой того, что она созерцала, находясь в мире идей. Таким образом, в основе учения Платона о постижении мира лежит идея о рациональном, а не чувственном познании.
Рационализм как система и направление появился в эпоху Нового Времени (16-18 вв.). И это объяснимо. Для каждой эпохи характерно определенное мировоззрение и философское осмысление, которые связаны с социальной, экономической, политической, научной обстановкой. В Европе Нового времени происходит изменение во всех сферах жизни общества. Феодализм исчезает, развивается капитализм, что требует развития науки, машинизации производства.
Средневековое религиозное понимание ничтожности человека, сменяемое в эпоху Возрождения возвышением его творческого, чувственного начала, в Новое Время уступает место идее просвещения людей, вере в разумность и человеческие возможности. Потребовалась личность нового типа: знающая, деятельная, решительная. Развитие науки и техники, научные открытия и изобретения повлияли на мировоззрение людей, которые уверовали, что могут изменить многое.
Не удивительно, что подобная атмосфера способствует разработке принципов рационализма, формирование его как системы. Сторонниками рационального метода познания стали видные ученые и философы: Рене Декарт (1596—1650), Бенедикт Спиноза (1632—1677), Готфрид Лейбниц (1646—1716).
Декарт
Декарт
искал метод познания, при помощи которого окажется возможным увидеть истину. Он считал, что ощущения, чувства способны вводить в заблуждение, поэтому не могут служить источником знаний. Не следует полагаться на них, а также на авторитетные мнения, следовать необходимо лишь разуму.
Для получения достоверного ответа, необходимо все подвергать сомнению. Истинным является лишь очевидное, то, в чем невозможно сомневаться. Можно усомниться даже в собственном существовании, но сам акт сомнения (а значит мышления) очевиден. Декарт пишет:«Я сомневаюсь, значит мыслю; я мыслю, значит существую».
В деле изучения нужно разделить предмет на простые составляющие, с целью их познания. Сначала постигать простые вещи, а затем уже переходить к все более сложным. Методом истинного познания вещей Декарт полагал дедукцию – следование в изучении от общих положений к частным.
Декарт по праву считается основоположником рационализма.
Пример дедукции
(Общий, не имеет отношения непосредственно к Декарту):
Все дельфины млекопитающие
Афалины – дельфины
Следовательно, афалины млекопитающие
Произведения Декарта
— «Рассуждения о методе, чтобы правильно направлять свой разум и отыскивать истину в науках»
— «Размышления о первой философии»
— «Первоначала философии»
Спиноза
Спиноза
. Кратко его взгляды касательно вопроса познания можно изложить так. Мир познаваем. На чувственном уровне (низшем) — поверхностно, при помощи разума и интуиции открывается истина.
Произведения Спинозы
— «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье»
— «Богословско-политический трактат»
— «Трактат об усовершенствовании разума»
— «Этика, доказанная в геометрическом порядке»
Лейбниц. Главным является его учение о монадах. Монады – это неделимые субстанции, из которых состоит мир. Постичь их возможно только разумом. Лейбниц считает, что все идеи изначальны, являются врожденными потенциями человека. Например, некие способности или предрасположенность к чему-либо. Однако полностью чувственный опыт не отрицал.
Произведения Лейбница
— «Монадология»
— «Новые опыты о человеческом разуме»
Подводя итог, можно сказать о том, что рационализм, как отдельный метод познания все же страдает однобокостью и чрезмерным абстрагированием.
Рационализм (от лат. rationalis - разумный) - это рассудочное воззрение на мир, основанное на беспристрастном восприятии, изучении и познании фактов объективной реальности посредством разума и научного метода. Отличительной особенностью рационализма от других мировоззренческих позиций является требование достаточных обоснований и доказательств при установлении истины о фактах объективной реальности. Рациональная картина мира - это картина мира естественнонаучная, поскольку именно наука является сферой рационального познания и объективного изучения реальности. Кроме того, рационализм - это мировоззрение отказа от вредных, суеверных, легкомысленных, сомнительных, необоснованных и ложных представлений, отсекаемых по принципу "бритвы Оккама" ввиду их неуместности, сомнительности и необоснованности. К таким представлениям относятся не только эзотерическо-духовные представления, такие, например, как вера в наличие души, бога или домовых, но и так называемые "вредные привычки", деструктивные хобби (например, убийства животных) и сомнительные стереотипы мышления (мнения-"штампы", основанные на невежестве и предрассудках).
КТО ТАКОЙ РАЦИОНАЛИСТ
Рационалист - это человек, чьё мировоззрение является рациональным. К числу рационалистов принадлежат скептики, учёные, люди занимающиеся научной деятельностью либо изучением научных дисциплин, атеисты, объективисты, некоторые перфекционисты.
ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛИЗМА
Основой познания является разумное исследование. Научное объективное, всеобщее и необходимое знание достижимо только посредством разума. Истинное знание возможно получить только методом разумного исследования, логической оценки либо практического опыта /эксперимента.
Мир материален. Разум основан на материальном. Мир состоит из материи (атомы, волны, поля - всё это формы материи). Ничего не материального в мире не существует. А материя существует в рамках физических законов объективной реальности, которым она и подчиняется. Поэтому материальный мир не хаотичен, а упорядочен и развивается по пути причинно-следственных взаимодействий. Предметы и существа объективной реальности материальны. Не материальных предметов или существ (сущностей) в объективной реальности нет. Разум и сознание являются материальными объектами, являясь основным производным деятельности материального мозга и не могут рассматриваться отдельно от мозга.
Только наука даёт реальные представления о мире. Так как только наука использует в познании научный метод, требующий логические доводы, веские обоснования и реальные доказательства устанавливаемых фактов объективной реальности. Один из важнейших принципов науки - требование достаточной обоснованности научных теорий является надёжной защитой от формирования ложных представлений об объективной реальности. Ещё одним плюсом научного мировоззрения является то, что в науке происходит постоянное обновление и уточнение знаний, таким образом в случае возникновения научного заблуждения оно своевременно фальсифицируется новыми данными, указывающими на его ложность.
"Духовное" не существует без материального. Всё, что принято называть "духовным" (искусство, гуманизм, мораль), является производным от ментального, которое в свою очередь основано на деятельности материального разума, мозга. Если же говорить о религиозных представлениях, то они основаны на заблуждениях, невежестве и не адекватном мировоззрении.
Нравственность также существует благодаря материальному. Нравственные нормы основаны на требованиях, предпочтениях и представлениях о вреде и пользе для материальных тела и разума. Нравственность является психологическим явлением и происходит из норм основанных на предпочтениях тела, мозга, сознания. В связи с чем понятие нравственности весьма субъективно. Тем не менее, вместе с этим нравственность обладает и большой степенью объективности, что в свою очередь объясняется её материальным происхождением, одинаковостью принципов устройства сознания разных существ.
СУТЬ РАЦИОНАЛИЗМА
Рационализм - не идеология, не культ, и не "философская школа", а "чистое" мировоззрение не претендующее на создание общего для всех стереотипа миропонимания ради достижения какого-либо идеала или пути достижения какого-либо универсального для всех состояния счастья. Смысл рационального мировоззрения, его суть, - рациональное адекватное знание о реальности, раскрытие истины о фактах объективной реальности с целью дальнейшего эффективного применения обретённых знаний. Для рационализма не является самоцелью достижение состояния счастья, но в качестве такого состояния может восприниматься само познание, процесс и момент раскрытия истины о фактах объективной реальности. В связи с чем рационализм в качестве конечной цели существования видит не достижение счастья или идеала как некого статичного состояния, а само движение вперёд, новые открытия, постоянный прогресс и совершенствование.
Таким образом, рационализм является мировоззрением объективных представлений, широкого кругозора, свободы от догматических (идеологических, религиозных, националистических) представлений, постановки новых задач, поиска новых решений, открытия новых фактов, самосовершенствования, усовершенствования существующих систем, исправления прежних ошибок, развития человека в отдельности и цивилизации в целом.
Научная революция 16-17 вв. привела к систематическому применению в естествознании математических методов. Особенности рационализма связаны с ориентацией на математику как идеал научного знания. Рационалисты считали, что подобно тому, как математическое знание выводится и обосновывается рационально-дедуктивным путем, философское знание также должно выводиться из разума и обосновываться им, т.к. чувственный опыт ненадежен.
У истоков рационализма – философия французского ученого Р.Декарта (1596-1650). Декарт был одним из тех мыслителей, кто тесно связал развитие научного мышления с общими философскими принципами. Он подчеркивал, что нужна философия нового типа, которая сможет помочь в практических делах людей. В основании человеческого знания лежит философия, или метафизика. Любое утверждение о мире, о Боге и человеке может вызвать сомнение. Несомненно одно: «Мыслю, следовательно, существую». Это и есть основа философии Декарта. Это положение представляет собой соединение двух идей: «я мыслю» и «я существую». Декарт считает, что основные разумные идеи души, главная из которых идея Бога, врожденные, а не приобретенные. Философия Декарта получила название дуалистической (т.к. постулируется существование двух субстанций – материальной, кот. обладает протяженностью, и духовной, кот. обладает мышлением). В работе «рассуждение о методе» Декарт сформулировал основные правила, кот нужно следовать, чтобы «вести свой разум к познанию истины»:
1. принимать за истинное то, что самоочевидно, воспринимается ясно и отчетливо и не дает повода к сомнению
2. каждую сложную вещь следует делить на простые составляющие
3. в познании надо идти от простых вещей к более сложным
4. требует полноты перечисления, систематизации как познанного, так и познаваемого.
Т.о., интуиция и дедукция из интуитивно постигнутого – это основной путь, ведущий к познанию всего возможного. В своей рационалистической методологии Декарт предлагает идти от наиболее общих философских положений к более частным положениям конкретных наук.
Лейбниц отверг дуалистическую трактовку бытия Декарта. Он противоставил ей плюаристическую концепцию бытия – монад. Монада, по Лейбницу, - не что иное, как простая субстанция, кот входит в состав сложных: простая, значит, не имеющая частей. Т.о., субстанция должна обладать абсолютной простотой и неделимостью. Лейбниц приходит к выводу о существовании множества простых субстанций. Каждая монада представляет собой некий замкнутый мир, отражая в себе при этом весь мировой порядок. Монады как субстанции вечны и неуничтожимы, они не могут возникнуть или погибнуть естественным путем. Лейбниц различает три вида монад: 1. монады низшей степени развития, которые обладают пассивной способностью восприятия, образуют физические тела, т.е. предметы неживой природы. 2. монады-души, обладающие ощущениями и представлениями, составляют растительный и животный мир 3. монады-духи, наделенные сознанием, находятся на высшей ступени развития. Определяют природу человека.
Рационализм в учении Лейбница о монадах в том, что постичь их можно только разумом. Теория познания Лейбница – в ней он предпринял попытку сочетания эмпиризма и рационализма. Два рода истин: «истины разума» и «истины факта».
1. «Истины разума» представляют собой врожденные идеи. Особенность – их всеобщность и необходимость.
2. «Истины факта» не обладают необходимостью и всеобщностью. Они явл эмпирическими и случайными в том плане, что не могут быть выведены дедуктивным путем. Методом отыскания «истин факта» является индукция. Это законы природы.
Рационалистическая система Лейбница стала завершением рационалистической тенденции в философии 17 в.
Понятие рационализм происходит от латинского слова «ratio», что означает разум. Суть этого понятия заключается в том, что вся жизнедеятельность подчинена разуму, и он является единственным источником познания. Рационализм противопоставлен эмпиризму, в котором источником познания являются чувства и опыт.
Впервые этот термин употребил , в то время как философы, живущие до него, пытались объяснить это понятие. Рационализм в философии не принадлежит к какому-то конкретному течению, поскольку роль разума признают многие философы. Но взгляды на него отличаются: они могут быть умеренными, когда человек признает, что разум занимает важное место в познании, но не единственное; и радикальным, когда человек признает важность только разума.
Рационалисты придерживаются мнения, что опыт не имеет значения, если нет разума. Также они считают, что при наличии разума человек совершает открытия, даже если у него нет опыта. Рационалисты считают, что признаки достоверного знания нельзя получить исходя из опыта. К этим признакам относятся:
Трактовка этого термина различается в зависимости от конкретного мыслителя и исторической эпохи, когда оно было сформировано. Так как философия – наука, зависимая от уровня культуры и потребностей общества в определенный момент времени, то понятия, входящие в нее, меняются с ходом времени.
Рациональность развивалась в философии в несколько этапов, и каждый из них связан с именем какого-либо мыслителя.
Как и многие другие направления философской мысли, рационализм берет начало в Древней Греции. Первый этап развития и становления этого термина связан с именем . В его идеях прослеживает рационалистическая направленность. Индивид должен познать мир, самого себя. Знание воспринимается Сократом как добро, а незнание – зло.
Рационализм Сократа называют этическим, так как целью самопознания человека является его нравственное поведение. Если индивид познает себя, и различает понятия «хорошо» и «плохо», то не будет поступать безнравственно. То есть, рационализм необходим для развития в себе высоких нравственных качеств.
Следующий мыслитель, развивавший идею рациональности – Платон, ученик Сократа. Платон считал, что весь материальный мир – это отражение мира идей. Материальные вещи меняются, они непостоянны. Он приводил в пример красоту женщины и цветка. Они непостоянны, так как со временем меняются. Женщина постареет, и ее красота уже не будет такой, как раньше. Цветок завянет и умрет.
Платон признавал, что мы познаем мир через органы чувств: видим предметы, ощущаем их, трогаем. Но он также предполагал, что непостоянные чувства не могут быть источником познания. Он предположил, что есть мир, в котором находится душа человека до рождения. И до рождения человек знал все, но, родившись забыл. При помощи органов чувств индивид познает окружающий мир, но при помощи разума, вспоминает предыдущий опыт и познает важные неизменные понятия.
Религия занимала важное место в обществе, а божественное начало является источником и целью, к которой стремятся люди. Основными представителями этого времени являлись Фома Аквинский, Николай Кузанский, Эразм Роттердамский, Лютер, Цвингли и другие.
Фома Аквинский признавал подчинение разума божественному началу, но в научных знаниях, таких как математика, природа или этика, он занимал главенствующую позицию и являлся признаком разумного человека.
Николай Кузанский выдвинул идею о том, что человеческий разум бесконечно приближается к божественному в развитии, но никогда не приблизится. Хотя человек не достигнет той полноты, которой обладает божественный разум, он никогда не прекратит приближаться к нему.
В эпоху Возрождения развивается идея гуманизма, которая противоречит идеям Реформации, и воспринимается как идея, которая подорвет веру человека в Бога.
В эпоху Нового времени рационализм формируется как понятие, и получает более широкое развитие. Особенность этого исторического периода заключается в изменениях, происходящих во всех сферах общества: исчезает феодализм, появляется капитализм, возникает необходимость в механизации производства.
В Средневековье человека считали ничтожным созданием, которое подчинялось Богу, а религия занимала главенствующее положение. В эпоху Возрождения развивается антропоцентризм, когда человек стоит в центре внимания, и воспринимается как венец Вселенной. В эпоху Нового времени главное место занимает просвещение и образование. Появляется вера и заинтересованность в разумности и возможностях человека. Зародился новый тип личности: разумный человек, которые стремится к знанию и действиям. В этот период развивается наука и техника, происходит научный прорыв. Все эти особенности влияли на человеческое . Людям стала необходима обоснованность событий и явлений, происходящих в мире.
Из-за таких изменений в мире, рационализм формируется как понятие, и развивается в направление мысли.
Это французский философ и математик, который придерживался позиций рационализма, и внес большой вклад в его развитие. Он родился в 1596 году, умер в 1650 году.
По мнению Рене Декарта, любое полученное знание нужно проверять. Помогает это делать человеку разум. Он придерживался позиции, что ничего нельзя принимать на веру. Любую гипотезу или полученную информацию следует подвергнуть тщательному анализу.
«Мыслю, следовательно, существую» – знаменитое суждение Декарта. И именно это суждение наиболее четко передает суть рационализма: разум преобладает над чувствами. В центре изучения Декарта стоит человек, который способен мыслить, но у его теории есть минусы:
Эти минусы делают его теорию несовершенной. Хотя он признает, что человек разумное существо, которое может познать многие вещи, он не познает сам себя без вмешательства божественного начала.
Это философ – рационалист из Нидерландов, родившийся в 1632 году и умерший в 1677 году. Он отвечал на главные вопросы, интересующие человечество, исходя из рационалистической идеи. Он также провозгласил, что Бог существует только в философском смысле.
Спиноза придерживался мнения, что мир познаваем. Но человек познает его поверхностно, если руководствуется только своими чувствами. При помощи разума человеку открывается истина.
Одно из известных произведений Бенедикта Спинозы – «Этика», которое впоследствии многие философы подвергли критике. Спиноза использовал дедуктивно-геометрический метод в своем произведении, то есть сначала объяснил простые понятия, затем сформировал аксиомы, из которых вывел теоремы.
Спиноза считал, что взаимоотношения между людьми – это рациональная необходимость. Идея Спинозы не нашли отражения у многих других философов. Многие из них считали его геометрический метод сложным для понимания. Гете говорил о том, что в некоторых местах он не понимал мыслей Бенедикта. Альберт Эйнштейн интересовался его идеями.
Философ из Саксонии, родившийся в 1646 году в Лейпциге и умерший в 1716 году. Он придерживался мнения о врожденности души, и предшествии интеллекта опыту. Но он не в полной мере поддерживал теорию Декарта о том, что в определенном мире душа человека знала все.
По мнению Лейбница, мы не рождаемся с актуальным знанием, а постигаем его в течение жизни. Но в нас заложен определенный потенциал к познанию.
Этот мыслитель выделил два вида истины:
Истиной разума являются те факты, противопоставление которым невозможно из-за логики. Они построены на неизменных теориях и истинах, которые исключают третий вариант. Сюда относятся законы математики и логики.
Истины факта – это суждения, которым можно противоречить. Тот факт, что человек идет – истина, но он остановится – и это уже не будет истиной.
Чтобы найти истину достаточно существующих теорий, а чтобы найти истину факта, необходимы основания, доказывающие, что суждение является верным.
Немецкий философ, родившийся в 1724 году в Кёнингсберге и умерший в 1804 году.
Он работал над объединением эмпиризма и рационализма. Его философия называется трансцендентальный идеализм. заявлял, что разум получает стимул к действию в том случае, если познание при помощи органов чувств невозможно. Познание при помощи разума имеет смысл при постижении таких понятий, как: Бог, бессмертие, свобода, воля и другие.
Иммануил Кант считал, что хотя разум стремится познать эти понятия, сделать он этого не может, так как они непостижимы для разума. Особенность Канта заключается в его двойственности и попытке объединить два разных направления. Он признавал, что чувства играют важную роль в процессе познания так же, как и разум. Он критиковал эмпириков за то, что они исключали роль разума в этом процессе.
Рационализм – важное направление мысли в философии, которого придерживались многие известные мыслители. Он противопоставлен иррационализму в философии, который не признает важную роль разума в процессе познания.
Это понятие не принадлежит к какому-то конкретному направлению философской мысли, так как представители разных течений могут придерживаться этой позиции. Главными противниками рационалистов являются эмпирики, которые придерживаются мнения о том, что в процессе познания главную роль играет опыт и чувства. Девизом приверженцев рационалистического течения является фраза: «Знание – сила».
В основе этого понятия стоит мысль о том, что человек в научной деятельности и познавательном процессе должен руководствоваться разумом, при помощи которого он может достигнуть истины. Все полученные данные должны быть проверены с помощью критического анализа, и не должны приниматься на веру. Мыслители, придерживающиеся этого направления, считают, что познает мир человек при помощи разума, а на основе опыта и чувственных ощущений познаваемы только бытовые понятия. Боле сложные термины, такие как Бог или свобода, познаются рационально.
Что же за ягода приснилась вам сегодня? Клюква? Красная и крупная? Она же растет на болоте - скажете вы. Собирать ее наверное очень не легко. Так к чему снится клюква? Эта ягода по многим сонникам является очень хорошим знаком, в большинстве является пред
Общеизвестно, что яйцо является символом зарождения жизни, обладает силой возрождения и обновления. В сновидениях этот символ может иметь несколько значений и толкований. По древним преданиям колдуны и маги, чьи действия были связаны с нечистой силой съед
Фасоль представляет особую ценность для здоровья человека. Это незаменимый источник растительного белка, аминокислот и редких микроэлементов. Питательная ценность бобовых чрезвычайно высока. Вегетарианцы заменяют плодами этого растения мясо и рыбу. Сущест
ПредисловиеКак хранить чеснок интересует всех, кто уже столкнулся с тем, что вырастить его легче, чем сберечь свежим даже не до следующего урожая, а хотя бы на несколько месяцев. Здесь главное – создать и поддерживать зимой определенные условия. Вот тольк
Каждый студент, школьник или просто человек, увлекающийся языками обязательно столкнется с такой грамматической конструкцией, как Past participle. Знание данной темы грамматики поможет не только конкретнее и понятнее изъяснять свои мысли на английском язы
Как определяли метр В 17 веке, с развитием в Европе науки, начали все чаще звучать призывы к тому, чтобы ввести универсальную меру или католический метр. Это была бы десятичная мера, основанная на естественном явлении, и не зависящая от постановлений нах