Теория виктора франкла. Виктор Франкл: что такое целостная личность

11.01.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот
1

В статье излагаются базовые концепты теории логотерапии Виктора Франкла, которая рассматривается как одно из значимых направлений философской антропологии. В отличие от Фрейда и Адлера (как, впрочем, и от многих других психотерапевтов), Франкл много внимания в своем учении уделил вопросам понимания сущности человека, его принципиальным отличиям от других животных, не обладающих разумом. Исследование духовной составляющей человека, которую Франкл рассматривал как главную, сущностную черту человека, занимало большое место в научном творчестве этого мыслителя. Подчеркивается разница в осмыслении человека с точки зрения психодинамического подхода, с одной стороны, и экзистенциального подхода логотерапии – с другой. Рассматривается актуальность формулы категорического императива В. Франкла, которая выражается в системе ноэтики (рациональной, разумной этики). Широкий и целостный подход Франкла к пониманию природы человека, его опора на философские теории позволяют отнести его логотерапию к философской антропологии. Вопросы учения Франкла, связанные с пониманием сущности человека, стали объектом внимания и анализа в данном исследовании.

димензиональная онтология

экзистенциальный вакуум

ноэтическое измерение

философия

антропология

логотерапия

ответственность

ценности

воля к смыслу

1. Летуновский В.В. Экзистенциальный анализ. Перспективы метода в психологической практике // 1-я Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии. Материалы сообщений. – М., 2001. – С. 28–32.

2. Орлов А.Б., Шумский В.Б. Ноэтическое измерение человека: вклад Виктора Франкла в психологию и психотерапию // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2005. – Т. 2. – № 2. – С. 65–80.

3. Уколова Е.М. Обретение себя и преодоление бессмысленности бытия в учении В. Франкла // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2009. – № 2. – С. 132–140.

4. Франкл В. Доктор и душа. – СПб. : Ювента, 1997. – C. 55.

5. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М. : Прогресс, 1990. – C. 107–124.

6. Frankl V.E. The Will to meaning: Foundations and Applications of Logotherapy. – New York: Meridian, 1988. – P. 166.

7. Graver Ann. Viktor Frankl’s Logotherapy. – 2004. – P. 23.

Свое учение австрийский психотерапевт и мыслитель XX века Виктор Франкл назвал логотерапией. Врач по образованию и роду деятельности, Франкл с раннего возраста начал интересоваться вопросами психотерапии и в конечном итоге пришел к созданию собственной теории. Пытаясь разобраться в причинах психических заболеваний, он много внимания уделил исследованию человека как цельного и сложного феномена, изучая литературу и материалы исследований по всем областям знаний, имеющих отношение к человеку: медицине, биологии, психологии, философии, социологии. Религиозные учения, поскольку они сообщают определенные знания о человеке, также не остались без его внимания. Широкий и целостный подход Франкла к пониманию природы человека, его опора на философские теории позволяют отнести его логотерапию к философской антропологии. Вопросы учения Франкла, связанные с пониманием сущности человека, стали объектом внимания и анализа в данном исследовании.

Психологию Франкла назвали третьей венской школой психотерапии . Первая венская школа психотерапии (психоанализ) была основана Зигмундом Фрейдом, который открыл в человеке бессознательное и описал его. Последователь и коллега Фрейда Альфред Адлер соглашался с его идеями в том, что психическая болезнь вызывается подавлением влечений и вытеснением в бессознательное. Однако, в отличие от Фрейда, Адлер говорил уже не о подавленном стремлении человека к удовольствию, а о подавленном стремлении человека к власти, основав тем самым вторую венскую школу психотерапии. Виктор Франкл выдвинул гипотезу, что причиной психических фрустраций может быть подавленное стремление (воля) к смыслу. Он считал, что человек - это единственное животное, которому необходимо найти смысл, и поэтому стремление, воля к смыслу для человека более важны, чем стремление к удовольствию или власти. Эти идеи стали отправным пунктом для создания третьей венской школы.

В отличие от Фрейда и Адлера (как, впрочем, и от многих других психотерапевтов), Франкл много внимания в своем учении уделил вопросам понимания сущности человека, его принципиальным отличиям от других животных, не обладающих разумом. Исследование духовной составляющей человека, которую Франкл рассматривал как главную, сущностную черту человека, занимало большое место в научном творчестве этого мыслителя. Учение Франкла о смысле как нельзя точно соответствует менталитету русского человека.

Неслучайно сам Франкл говорил в своих выступлениях, что он высоко ценит творчество русских писателей-философов Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Сложившийся стереотип о загадочной русской душе, как бы к нему ни относились, имеет определенный смысл. Отношение русского человека к миру, другим людям и к самому себе менее рационально и прагматично, чем отношение западного человека, и даже более духовно. Поэтому удивительно, что творчество Франкла было долгое время неизвестно широким слоям русских читателей и стало популярным в России только в 80-90 годах ХХ века. Однако, несмотря на популярность, даже сегодня далеко не все российские гуманитарии хорошо знакомы с творчеством Франкла, в то время как учения Фрейда, Адлера и Юнга известны абсолютно всем.

Проблема осмысления человеческого бытия волновала философов с древнейших времен. В нынешнюю эпоху, с присущей ей утратой положительных ценностей и идеалов, тематика смысла стала особенно актуальной. Именно бытие, а не обладание раскрывает перед индивидами подлинный смысл их существования, то есть человек обретает себя благодаря духовным ценностям и идеалам. Термин «логотерапия» был впервые использован Франклом в лекции, прочитанной в 1926 году в Академическом обществе медицинской психологии. Логотерапия по сути своей является экзистенциальным направлением, рассматривающим проблемы философской или духовной природы. Акцент смещается на рассмотрение проблем, связанных с поиском смысла в жизни, творчестве, любви, страдании. Именно эти проблемы приводят к экзистенциальной фрустрации и пустоте.

Смысл жизни и цель жизни не одно и то же. Невозможно постичь смысл жизни, задавая вопрос о цели существования. Сам смысл вырисовывается в результате человеческого реагирования на жизненные ситуации и задачи, которые возникают на его пути. Несмотря на то что биологические, психологические, а также социальные факторы влияют на реакции человека, всегда имеется элемент свободы выбора. Следовательно, человек несет ответственность за свои реакции, выборы и действия . Наследие В. Франкла многократно становилось предметом пристального рассмотрения учеными. Однако ряд аспектов опередившего время учения В. Франкла продолжают оставаться мало исследованными. Это в полной мере имеет отношение к тем антропологическим идеям, которые пронизывают практически все труды выдающегося мыслителя.

В своей антропологии В. Франкл обосновывает понимание человека с точки зрения димензиональной онтологии, то есть в единстве трех измерений: телесного, психического и ноэтического (духовного). При этом Франкл говорит, что в его онтологии не может быть ни параллелизма, ни монизма: «антропологическое единство и целостность человека сохраняются» . Вертикаль свободного, духовного, личностного - собственно человеческого - измерения противопоставляется В. Франклом плоскости психофизического, которая детерминирована генетикой, семейным воспитанием и социальным научением . Важнейшими свойствами человеческого существования являются трансценденция и самодистанцирование. Таким образом, человек вступает в сферу, образованную новым измерением - ноэтическим (духовным). В. Франкл проводит принципиальное различение между динамическими силами психического и духовного измерений. Человек переживает мотивирующую силу психического, направленную на поддержание гомеостаза, как нечто настоятельно толкающее его к разрядке напряжения.

Гомеостатическим процессам противостоит «энергетика» духовного измерения, которая создает постоянное напряжение между тем, чего человек уже достиг, и тем, что он еще должен осуществить; это напряжение поддерживает направленность на воплощение ценностей и осуществление смысла. Как утверждает В. Франкл, психодинамический подход «слеп» в отношении ценностей (подходит все, что служит средством достижения цели). В отличие от «слепоты» психодинамики, духовное бытие, как магнит, притягивает человека к ценностям, которые он воспринимает как важные лично для него. В. Франкл подчеркивает, что человек как духовное существо - не замкнутая монада. Духовное бытие представляет собой постоянное трансцендирование, выход за собственные пределы в сферу человеческого общения, взаимодействия, в сферу ценностей и смыслов . Выход за пределы себя в область ценностей и смыслов возможен, доказывает В. Франкл. Он апеллирует к феномену человеческой свободы, демонстрируя, что именно она и позволяет человеку вырваться за пределы телесности в аксиологические пространства.

У Франкла проблема человека доводится до антропологического статуса. Значение приобретает вопрос - что есть человек вообще? Категорический императив логотерапии звучит так: «живи так, как если бы жил во второй раз, и в первый раз уже поступил так неправильно, как собираешься поступить». Этот прием ставит человека перед лицом конечности своей жизни, перед ответственностью за себя, свои поступки, свою жизнь. Размышляя о свободе воли, В. Франкл подчеркивает, что свобода человека как конечного существа ограничена биологическими, психологическими и социальными условиями его жизни. Но это не означает несвободу человека. Принципиальную свободу по отношению к наследственности, влечениям и обстоятельствам внешней среды ему дает ноэтическое (духовное) измерение, в котором он всегда обладает свободой, позволяющей ему принимать решения. У человека есть та внутренняя свобода, благодаря которой он может изменять свои отношения к условиям своей жизни и к самому себе. В. Франкл пишет: «Человек - это существо, которое всегда может сказать "нет" своим влечениям, человек - это меньше всего продукт наследственности и окружения, человек - это существо, которое наряду со стремлением к наслаждению неудержимо стремится и к ценностям. Человек - это больше, чем психика, человек - это дух» . Человеку свойственно стремление к осмыслению своей жизни. И потому, утверждает В. Франкл, воля к смыслу является базальной мотивацией человеческого бытия. Влечения к удовольствию или к власти, по мысли В. Франкла, являются вторичными и выступают на передний план только тогда, когда само стремление к смыслу у человека фрустрировано. Смысл, его поиск и осуществление есть основная мотивирующая сила человеческого поведения. Без смысла жизнь становится бессодержательной и лишенной будущего; выносить чувство бессмысленности - тяжкая мука: греческий миф о Сизифе описывает бессмысленный труд как величайшее наказание человека . По В. Франклу, смысл находится вовне, в мире и не может быть произвольно выдуман, сконструирован человеком. Детально осуществив экзистенциальный анализ способов бытия человека, мыслитель пришел к неопровержимому выводу о том, что полноценная жизнь обладает объективным для человека смыслом. Наличие этого объективного смысла и может позволить ему с уверенностью отвечать себе, что его поступки имеют смысл .

Итак, по мысли В. Франкла, смысл человеческой жизни объективен, и он может быть найден любым человеком. Предпосылкой для его нахождения является состояние открытости человеческого сознания смысложизненным вопросам. В. Франкл, говорил, что человеку для нахождения смысла следует вопрошать жизнь, он должен понимать происходящее в ней и «держать перед жизнью ответ». Но, говоря об уникальности и неповторимости жизненной задачи каждого, В. Франкл акцентирует внимание на том, что эта особость имеет объективные основания, коренящиеся в уникальности и неповторимости ситуации человеческого бытия. Именно эти объективные характеристики ситуации человеческого бытия и должны быть, по мысли В. Франкла, определяющими в поиске людьми смысла их жизни.

В. Франкл полагает, что сегодняшний человек всерьез озабочен поиском смысла собственного бытия. Человек ищет смысл по причине своего стремления к смыслу и находит его в творчестве, любви и надежде, в страдании. Логотерапия - это определенная духовная практика, помогающая человеку найти свой смысл жизни, именно найти, а не навязать его. Личность, по Франклу, должна сама прийти к подлинному смыслу своего бытия. При этом для Франкла смысл - это не смысл жизни вообще, а смысл конкретной жизненной ситуации, следовательно, смысл жизни будет меняться, поскольку меняются жизненные ситуации. Смертность человека, как считает Франкл, также привносит в жизнь глубокий смысл. Поиск смысла человеком есть не что иное, как борьба, именно в страдальческой борьбе человек познает свое жизненное предназначение. Осуществляя смысл своей жизни, человек осуществляет сам себя, реализацию своей личности.

Антропология Франкла изображает человека как проникнутого стремлением к смыслу, в котором тот находит соответствующее его сущности исполнение. Однако как личность человек в конечном счете остается тайной. Это глубокое уважение к чести личности, ее совести и ее смыслу, которым она живет, и отличает экзистенциальный подход логотерапии.

Рецензенты :

Замалеев А.Ф., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой истории русской философии философского факультета ГОУ «Санкт-Петербургский государственный университет», г. Санкт-Петербург.

Марков Б.В., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой философской антропологии философского факультета ГОУ «Санкт-Петербургский государственный университет», г. Санкт-Петербург.

Библиографическая ссылка

Замалиева С.А. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТЫ УЧЕНИЯ В. ФРАНКЛА О ЧЕЛОВЕКЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=5563 (дата обращения: 02.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Публикуем «Десять тезисов о личности» Виктора Франкла, в которых знаменитый австрийский психиатр рассказывает об экзистенциальной основе существования человека, и объясняет, что такое «целостная личность», почему человек не детерминирован влечениями, как гласит психоанализ, а ориентирован на создание смыслов, и как попытка возвыситься в классе, массе или расе на самом деле ведёт к отречению от личности.

Мы уже неоднократно обращались к работам знаменитого австрийского психиатра Виктора Франкла (почитайте фрагменты его потрясающей книги « » или послушайте его ), который сумел на основе своего нелёгкого военного опыта создать уникальный метод логотерапии, основанный на поиске и анализе смыслов существования — во всех проявлениях жизни, даже самых ужасающих. Одну из основных идей своего метода Франкл упаковывает в простую формулу:

Человек не должен спрашивать, в чём смысл его жизни, но, скорее должен осознать, что он сам и есть тот, к кому обращён этот вопрос.

В статье, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию, описываются тезисы, которые лежат в основе теории личности Франкла, состоящей из трёх частей: учения о стремлении к смыслу, учения о смысле жизни и учения о свободе воли. При этом стремление к осознанию смысла жизни он считает врожденным, и именно этот мотив, по Франклу, является ведущей силой развития личности. Универсальных смыслов не бывает — они уникальны для каждого человека, и ежесекундно мы создаём и реализуем эти смыслы, реализуя тем самым себя.

Десять тезисов о личности

Как только речь заходит о личности, в нашем сознании невольно всплывает другое понятие, с которым пересекается понятие личности - понятие «индивидуума». Первый тезис, который мы выдвигаем, состоит как раз в следующем:

I

Личность есть индивидуум, личность есть нечто неделимое - ее нельзя разделить или расщепить, так как она представляет собой единое целое. Никогда при так называемой шизофрении или «расщеплении сознания» дело не доходит до действительного расщепления личности. Применительно к другим болезненным состояниям в клинической психиатрии речь также не идет о расщеплении личности, сегодня речь идет уже не о «двойном сознании», но, скорее, о меняющемся сознании. И когда Блейлер вводил понятие шизофрении, ему едва ли виделось действительное расщепление личности, скорее отщепление от нее определенного комплекса ассоциаций - возможность, в которую верили его современники, стоявшие под знаменем ассоциативной психологии того времени.

II

Личность не только неделима, но и неслагаема; т. е. ее не только нельзя разложить на части, но нельзя и синтезировать из отдельных частей - поскольку она представляет собой не только единство, но и целостность. Поэтому личность не может стать выше в структурах более высокого порядка - например, в массе, в классе или в расе: все эти «единства», или «целостности», более высокого, чем личность, порядка, носят не личностный, а в высшей степени псевдоличностный характер. Человек, который рассчитывает возвыситься в них, в действительности в них просто тонет; «возвышаясь» в них, он, в сущности, отрекается от себя как от личности.

В отличие от личности органическая материя как раз вполне делима и вполне синтезируема. По крайней мере, это нам доказали известные эксперименты Дриша с морскими ежами. И более того: делимость и соединимость являются условием и предпосылкой такого важного явления жизни, как размножение. Отсюда следует не больше и не меньше как факт, что личность как таковая не может размножаться. Размножается организм, сотворенный родительскими организмами; личность же, личный дух, духовная экзистенция - их человек не может передать другому.

III

Каждая отдельная личность есть нечто абсолютно новое. Давайте задумаемся: отец после соития весит на пару граммов меньше, а мать после родов - на пару килограммов; однако дух не поддается никакому учету. Разве родители, когда при рождении их ребенка возникает новый дух, становятся беднее духом? Или, когда в ребенке возникает новое Ты - новое существо, которое может сказать о себе «я», - разве его родители после этого могут сказать про себя «я» хоть на йоту меньше? Мы видим, что с каждым человеком, который приходит в мир, в бытие, в действительность входит нечто абсолютно новое; ведь духовная экзистенция непередаваема, ребенок не наследует ее от родителей. Наследуется лишь строительный материал - но не строитель.

IV

Личность духовна. А значит, духовную личность эвристично противопоставить психофизическому организму. Организм есть совокупность органов, иначе говоря, инструментов. Функция организма - задача, которую он должен выполнять для личности, которая является его носителем и носителем которой служит он, - прежде всего инструментальная, а также экспрессивная: личности нужен ее организм, чтобы иметь возможность действовать и выражать себя. Являясь в этом смысле инструментом, организм есть средство для достижения цели и как таковой имеет практическую полезность. Понятию полезности противостоит понятие достоинства; достоинством же обладает только личность, причем независимо от какой бы то ни было витальной или социальной полезности Достоинство присуще человеку не в силу ценности, которой он еще может обладать, но в силу ценности, которую он уже осуществил. Поэтому достоинство он, естественно, уже никак не может потерять. Оно и заставляет нас уважать старость - которая уже осуществила ценности! Но не всех нас: это не относится к той молодежи, которая не знает уважения к старости, не в последнюю очередь потому, что старость пытается сегодня выглядеть как можно моложе - и таким образом превращает себя в посмешище. К сожалению, молодежь, не уважающая старость, достигнув старости, будет лишена самоуважения, и ее будет мучить возрастное чувство неполноценности. — Прим. В. Франкла. .

Лишь тот, кто не понимает этого, и тот, кто об этом забывает, может считать эвтаназию оправданной. Те же, кто знает о достоинстве, о безусловном достоинстве каждой отдельной личности, с глубоким почтением относятся к человеческой личности - в том числе и к больным людям, включая и неизлечимых больных и неизлечимых душевнобольных. Ведь на самом деле вообще не существует «духовных» заболеваний. Ибо «дух», сама духовная личность, вообще не может заболеть, она сохраняется даже в случае психоза, пусть даже практически «невидима» для психиатра. Однажды я сформулировал это в качестве психиатрического кредо: верить в сохранение духовной личности в том числе и за очевидной симптоматикой психотического заболевания; ибо, если это не так, то для чего врачу приводить в порядок или «чинить» сам психофизический организм? Действительно, тот, кто видит лишь этот организм и упускает из виду стоящую за ним личность, должен быть готов подвергнуть эвтаназии организм, не поддающийся починке, в силу утраты этим организмом практической полезности: ведь он ничего не знает о не зависящем от этой полезности достоинстве личности. Мыслящий таким образом врач представляет свою работу как «врачебную технику»; однако такое мышление показывает лишь, что больной является для него механизмом.

Не только заболевание относится лишь к психофизическому организму, а не к духовной личности, но и лечение. Об этом надо сказать в связи с вопросом о лейкотомии. Даже скальпель нейрохирурга - или, как принято говорить сегодня, психохирурга - не может коснуться духовной личности. Единственное, чего может достичь (или натворить) лейкотомия, это повлиять на психофизические условия, в которых находится духовная личность - в тех случаях, когда эта операция была показана, эти условия стабильно улучшались. Таким образом, целесообразность такого вмешательства зависит, в конечном счете, от тщательного взвешивания того, что является в данном случае меньшим и большим злом; следует взвесить, будет ли повреждение, которое может причинить операция, меньшим, чем то, которое существует вследствие болезни. В одном только этом случае оперативное вмешательство оправдано. В конце концов, всякому врачебному действию неизбежно свойственно чем-то жертвовать, т. е. расплачиваться меньшим злом за обеспечение условий, при которых личность, более не стесненная и не ограниченная психозом, может реализоваться и осуществить себя.

Одна из наших собственных больных страдала тяжелейшей навязчивостью и в течение многих лет подвергалась не только психоаналитическому и индивидуально-психологическому лечению, но также инсулиновой, кардиазоловой и электрошоковой терапии - и безуспешно «После шока я забывала все, даже мой адрес - но не навязчивые представления»- Прим. В. Франкла. . После безуспешных попыток психотерапии мы рекомендовали лейкотомию, которая привела прямо-таки к поразительному успеху. Предоставим слово самой больной: «Я чувствую себя намного, намного лучше; я снова могу работать так, как в то время, когда я была здорова; навязчивые представления остались, но я могу бороться с ними; например, раньше я совсем не могла читать из-за них, мне приходилось все по десять раз перечитывать; теперь мне уже не надо ничего перечитывать». А вот как обстоит дело с ее эстетическими интересами - об исчезновении которых говорят многие авторы: «К музыке я, наконец, снова почувствовала большой интерес». А как обстоит с ее этическими интересами? Больная выражает живое сострадание и высказывает лишь одно, вытекающее из этого сострадания, желание: чтобы и другие, страдающие так же, как она когда-то, смогли получить такую же помощь! А теперь спросим ее о том, чувствует ли она, что она как-то изменилась: «Я живу теперь в другом мире; это нельзя по-настоящему выразить словами; раньше для меня не было места в мире, раньше я лишь прозябала в мире, но не жила; я была слишком измучена; теперь это ушло; то немногое, что еще всплывает, я смогу скоро преодолеть». (Остались ли Вы самой собой?) «Я стала другой». (Насколько?) «У меня теперь снова настоящая жизнь». (Когда Вы скорее были или стали «самой собой», до операции или после?) «Теперь, после операции; сейчас все гораздо естественнее, чем тогда; тогда все было навязчивым; для меня существовали только навязчивые представления; сейчас все скорее так, как оно должно быть; я снова вернулась назад; до операции я вообще была не человеком, а лишь обузой для человечества и для меня самой; теперь и другие люди мне говорят, что я стала совсем другой». На прямой вопрос, не потеряла ли она свое Я, она ответила следующее: «Я потеряла его раньше; после операции я снова вернулась к самой себе, к моей личности». (При расспросах мы намеренно избегали этого слова!) Таким образом, эта женщина скорее стала человеком после операции - стала «самой собой» Сравните, что пишет Берингер: «При определенных обстоятельствах, именно благодаря смягчению болезни или уничтожению ее симптомов, может наступать даже возврат к прежним качествам личности, может возобновляться работа совести и ответственности, бывшая ранее, под бременем психоза, невозможной. Мой опыт говорит о том, что способность принимать решения может после лейкотомии не уменьшиться, но, наоборот, увеличиться… Всеохватывающая и сознающая себя инстанция «я», которая под влиянием психоза или непрерывно тянущихся ананкастических состояний была скована и утратила способность действовать, благодаря смягчению болезненных симптомов как бы высвобождается… Оставшаяся здоровой часть человека снова достигает самоосуществления, которое было невозможно под властью болезни» (Medizinische Klinik 44, 1949, S. 854–856). — Прим. В. Франкла .

Но не только физиология, оказывается, не доходит до личности, но и психологии это также не удается - по крайней мере тогда, когда она впадает в психологизм. Чтобы увидеть личность или, по меньшей мере, подойти к ней категориально адекватно, требуется, скорее, ноология.

Как известно, когда-то существовала «психология без души». Она давно преодолена, однако сегодняшняя психология все же не может избежать упрека в том, что она часто является психологией без духа. Эта без-духовная психология, как таковая, не только слепа к достоинству личности, как и к самой личности, но не видит и ценностей - она слепа к ценностям, которые представляют собой ценностный коррелят личностного бытия, к миру смыслов и ценностей как космосу, - слепа к логосу.

Психологизм проецирует ценности из пространства духовного на плоскость душевного, где они становятся многозначными: на этой плоскости, психологической или патологической, уже нельзя провести различия между видениями Бернадетты и галлюцинациями какой-нибудь истерички. На лекциях я обычно так поясняю это студентам: я указываю им на то, что по двумерному чертежу круга уже нельзя восстановить, является ли он проекцией трехмерного шара, конуса или цилиндра. В психологической проекции совесть превращается в «супер-эго» или в «интроекцию» «образа отца», а Бог становится «проекцией» этого образа - тогда как в действительности это психоаналитическое истолкование само представляет собой проекцию, а именно психологизирующую.

V

Личность экзистенциальна; это означает, что она не фактична, не принадлежит фактическому. Человек как личность - не фактическое, а факультативное существо; он существует как своя собственная возможность, в пользу которой или против которой он может принять решение. Человеческое бытие, как сказал Ясперс, есть бытие «решающее»: человек всегда решает, чем он будет в следующее мгновение. И как решающее бытие оно является диаметральной противоположностью тому, как оно понимается в психоанализе: а именно, влекомому бытию. Человеческое бытие, как я снова и снова подчеркиваю, в своей глубинной основе есть бытие ответственное. Это означает нечто большее, чем просто свободное бытие: в ответственности содержится еще и «зачем» человеческой свободы - то, ради чего человек свободен, за что или против чего он принимает решение.

Тем самым, в противоположность психоанализу, личность в экзистенциальном анализе, как я пытался его очертить, понимается не как детерминированная влечениями, а как ориентированная на смысл. Под экзистенциально-аналитическим углом зрения, - в отличие от психоаналитического - она стремится не к наслаждению, а к ценностям. В психоаналитической концепции сексуального влечения (либидо!) и в концепции социальной принадлежности индивидуальной психологии (чувство общности!) мы видим не что иное, как состояние дефицита более фундаментального феномена - любви. Любовь всегда представляет собой отношение между некоторым Я и некоторым Ты. Из этого отношения в психоаналитической картине осталось лишь «оно», т. е. сексуальность, а в картине, нарисованной индивидуальной психологией, - безличная социальность, можно сказать, «das Man».

Если психоанализ рассматривает человеческое бытие как подчиненное стремлению к наслаждению, а индивидуальная психология - как определяемое «волей к власти», то экзистенциальный анализ видит его как пронизанное стремлением к смыслу. Он знает не только «борьбу за существование» и, помимо этого, при необходимости еще и «взаимопомощь» (Петр Кропоткин), но еще и сражение за смысл бытия - и взаимную поддержку в этом сражении. По сути, именно такой поддержкой и является то, что мы называем психотерапией: она есть, по сути, «медицина личности» (Поль Турнье). Отсюда понятно, что в психотерапии речь, в конечном счете, идет не о переключениях динамики аффектов и энергетики влечений, а об экзистенциальной перестройке.

VI

Личность соотносится с Я, а не с Оно; она не находится под диктатом Оно - диктатом, которым, возможно, в определенном смысле страдал Фрейд, раз он уверял, что Я не является хозяином в собственном доме. Личность, Я не только в динамическом, но и в генетическом отношении никоим образом не выводится из Оно, из сферы влечений: понятие «влечения эго» следует отклонить как весьма и весьма внутренне противоречивое. Но личность тоже неосознаваема, а духовность в своих истоках, откуда она берет начало, не только может быть, но обязательно неосознаваема. В своих истоках, в своей основе дух не поддается рефлексии и является поэтому чисто бессознательной инстанцией. Таким образом, надо четко различать то инстинктивное бессознательное, с которым одним имеет дело психоанализ, и духовное бессознательное. К бессознательной духовности относится и бессознательная вера, бессознательная религиозность - как бессознательная, и даже нередко вытесняемая, связь человека с запредельным. Открытие этой бессознательной религиозности является заслугой К.Г. Юнга, но его ошибка состояла в том, что он локализовал эту бессознательную религиозность там, где находится бессознательная сексуальность - в сфере бессознательных влечений Оно. Однако к вере в Бога и к самому Богу я не испытываю влечения, я должен сам принять решение «за» или «против». Религиозность связана с Я - либо ее нет совсем.

VII

Личность не только есть единство и целостность (см. тезисы 1 и 2), она еще и создает единство и целостность: она создает телесно-душевно-духовное единство и целостность, которой и является человек. Это единство и целостность создается, основывается и обеспечивается только личностью - только личность его выстраивает, держит на себе и гарантирует. Нам, людям, духовная личность известна вообще лишь в едином существовании с ее психофизическим организмом. Таким образом, человек представляет собой точку пересечения, перекресток трех уровней бытия Конечно, столь же правомерно говорить здесь не об «уровнях» бытия, но о его «измерениях». Поскольку духовное измерение впервые появляется у человека и присуще только ему одному, оно является измерением собственно человеческого существования. Если же человека спроецировать из пространства духовного, в котором он действительно «есть», на чисто душевную или вообще телесную плоскость, то в жертву приносится не просто одно из измерений, но собственно человеческое измерение. Ср. у Парацельса: «Лишь вершины человека - это человек» — Прим. В. Франкла. : телесного, душевного и духовного. Эти уровни бытия нельзя достаточно четко отделить друг от друга (см.: К. Ясперс, Н. Гартман). Поэтому было бы неверно говорить о том, что человек «состоит из» телесного, душевного и духовного начал: он есть именно единство или целостность, но внутри этого единства или целостности духовное в человеке «противостоит» телесному и душевному в нем. Это и составляет то, что я однажды назвал ноопсихическим антагонизмом. Если психофизический параллелизм неизбежен, то ноопсихический антагонизм факультативен: это всегда лишь возможность, простая потенциальность - правда, потенциальность, к которой всегда можно апеллировать (и к которой врачу и следует апеллировать). Против такого могущественного противника, как психофизика, всегда важно призвать на помощь то, что я как-то назвал «упрямством духа». Психотерапия не может обойтись без обращения к нему, и я назвал это вторым - психотерапевтическим - кредо: вера в способность человеческого духа при всех условиях и при всех обстоятельствах каким-то образом отстраиваться и отодвигаться на плодотворную дистанцию от психофизического начала. Если бы - в соответствии с первым, психиатрическим кредо - речь не шла о том, чтобы «починить» психофизический организм, чего с нетерпением ждет целостная, несмотря на все заболевания, духовная личность, то мы были бы совершенно не в состоянии призывать (в соответствии со вторым кредо) духовное в человеке к упрямому противостоянию телесно-душевному в нем, поскольку тогда не было бы ноопсихического антагонизма.

VIII

Личность динамична: как раз благодаря тому, что она может дистанцироваться и отстраиваться от психофизического начала, духовное вообще проявляет себя. Мы не должны гипостазировать духовную личность как динамичную и поэтому не можем квалифицировать ее как субстанцию - по крайней мере, как субстанцию в преобладающем смысле этого слова. Существовать, экзистировать - значит выходить за свои пределы и вступать в отношение к самому себе, а в отношение к самому себе человек вступает постольку, поскольку он как духовная личность относится к себе как к психофизическому организму. Это самодистанцирование от себя как психофизического организма как раз конституирует духовную личность как таковую. Только когда человек сталкивается с самим с собой, выделяются впервые его духовное и телесно-душевное начала.

IX

Животное не является личностью уже потому, что оно не в состоянии подняться над самим собой и отнестись к себе самому. Поэтому у животного нет мира как коррелята личности, а есть лишь среда. Если мы попытаемся экстраполировать отношение «животное - человек» или «среда - мир», то придем к «сверх-миру». Для того, чтобы определить соотношение (узкой) среды животного к (более широкому) миру человека и этого последнего к (всеохватывающему) сверх-миру, напрашивается сравнение с золотым сечением. В соответствии с ним меньшая часть относится к большей так же, как большая часть к целому. Возьмем в качестве примера обезьяну, которой сделали болезненный укол для того, чтобы получить сыворотку. Способна ли обезьяна когда-либо понять, почему ей приходится страдать? Из своей среды она не в состоянии прислушаться к соображениям человека, который включает ее в свой эксперимент; ведь человеческий мир, мир смысла и ценности, для нее недоступен. Она не дотягивается до него, в его измерение она не может войти. Но не следует ли нам предположить, что над человеческим миром, в свою очередь, расположен превосходящий его и недоступный человеку мир, смысл, точнее, «сверх-смысл» которого только и может придать смысл всему человеческому страданию? Человек может постичь сверх-мир не больше, чем животное из своей среды может понять более широкий человеческий мир. Он, однако, может уловить его в предчувствии - в вере. Прирученному животному неведома цель, для которой человек его запрягает. Откуда же тогда человек может знать сверх-смысл мира как целого?

X

Личность постигает саму себя не иначе как через трансцендентное. Более того: человек также является человеком лишь в той мере, в которой он понимает себя через трансцендентное - он личность лишь в той мере, в какой он из личности исходит («персонирует»), отзываясь на зов трансцендентного и наполняясь им. Этот зов трансцендентного он слышит и в голосе совести.

Для логотерапии религия является и может быть лишь предметом - но не основанием. Логотерапия должна действовать по эту сторону веры в откровение и отвечать на вопрос о смысле по эту сторону развилки теистического и атеистического мировоззрений. И если она, таким образом, рассматривает феномен веры не как веру в Бога, но как более широкую веру в смысл, то она имеет полное право затрагивать феномен веры и заниматься им. В этом понимании она сходится с Альбертом Эйнштейном, по мнению которого, ставить вопрос о смысле жизни значит быть религиозным В конечном счете, можно сказать, что религия или вера в смысл есть радикализация «стремления к смыслу» - в той мере, в какой речь идет о «стремлении к конечному смыслу» или даже о «стремлении к сверх-смыслу»- Прим. В. Франкла. .

Смысл является той каменной оградой, за которую мы не можем выйти, которую мы должны, скорее, принять: этот последний смысл мы должны принять, потому что мы не можем спрашивать дальше - потому что попытка ответить на вопрос о смысле бытия всегда предполагает бытие смысла. Короче говоря, человеческая вера в смысл является трансцендентальной категорией в смысле Канта. Со времен Канта нам известно, что некоторым образом бессмысленно задавать вопрос о категориях пространства и времени - просто потому, что мы не можем мыслить, а следовательно, и задавать вопрос, не предполагая существования времени и пространства. Точно так же человеческое бытие всегда есть бытие, направляемое смыслом, даже если самому человеку об этом неведомо: всегда есть определенное пред-знание смысла, и предчувствие смысла лежит в основе того, что в логотерапии называется «стремлением к смыслу». Хочет он того или нет, признает он это или нет, но человек, пока он дышит, всегда верит в смысл. Даже самоубийца верит в смысл, если не в смысл жизни, ее продолжения, то в смысл смерти. Если бы он действительно не верил ни в какой смысл, абсолютно ни в какой - он не смог бы пошевелить и пальцем и тем самым покончить с собой.

1. Стремление человека к поиску и реализации смысла своей жизни - врожденная мотивационная направленность человека, которая выступает основным двигателем поведе­ния и развития личности.

2. Смысл находится в объективном мире; человек должен не выбрать или «изобрести» его, а найти путем реализации себя в жизни и деятельности.

3. Смысл жизни уникален для каждого человека. Человек может сделать свою жизнь осмысленной, реализуя три основных пути своего развития и ориентируясь на три груп­пы ценностей:

Путем того, что человек может дать жизни, - творческую деятельность (ценности творчества);

Путем того, что человек включается в переживание ценно­стей, которые находит в мире (ценности переживания);

Посредством позиции, занимаемой по отношению к судьбе и обстоятельствам своей жизни, которые он не может из­менить (ценности отношения).

4. Обретенный смысл требует от человека своего посто­янного осуществления, что ведет к самоактуализации лич­ности.

5. Человек свободен найти и реализовать смысл жизни, сво­боден взять на себя ответственность за свою судьбу, даже если его свобода объективно ограничена обстоятельствами. Это воз­можно благодаря фундаментальным человеческим качествам.

Способность к самотрансцендентности - возможности мысленного выхода человека за пределы самого себя, в на­правленности на что-то, существующее вовне.

Способность к самоотстранению - возможности в любой ситуации подняться над собой и над ситуацией, посмот­реть на себя со стороны.

6. Необходимым условием психического здоровья лично­сти является определенный уровень напряжения, возникаю­щий между человеком и локализованным во внешнем мире объективным смыслом, который человекдолжен осуществить.

Отсутствие смысла порождает у человека состояние «экзи­стенциального вакуума», которое выступает причиной са­мых разнообразных неврозов.

7. Не существует смысла жизни «вообще» - существует конкретный смысл жизни данной личности в данный мо­мент. Смысл жизни меняется от ситуации к ситуации.

Человеку невозможно охватить «сверхсмысл» мира, но та­кой «сверхсмысл» существует. Он осуществляется незави­симо от жизни отдельных индивидов.

Гуманистическая психология.

Маслоу. В качестве центральной характеристики личности выделяет иерархию уровней потребностей. Причем все потребности врожденные. Потребности в порядке их очередности: физиологические, безопасности защиты, принадлежности и любви, самоуважения, самоактуализации.

В основе схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивирован потребностями, расположенными вверху.

Ключевым моментом является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу все или ничего. Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух или более уровнях потребностей.

Физиологические – биологическое выживание человека.

Безопасности и защиты – организация стабильности, закон, порядок, предсказуемость событий, свобода от угрожающих сил (заинтересованность в долговременном выживании).

Принадлежности и любви – привязанность с другими (семья или группа). Дефицитарная любовь – из-за недостатка чего-то, бинарная – ценность другого.

Самоуважение – самоуважение (компетентность, уверенность, достижения, свобода) и уважение другими (престиж, признание, репутация, статус).

Самоактуализация – желание человека стать тем, чем он может стать. Достигнуть своего потенциала.

Отечественная психология.

В изучении структуры личности главной характеристикой является – направленность.

Рубинштейн – динамическая тенденция;

Леонтьев – смыслообразующий мотив;

Мясищев – доминирующее отношение;

Ананьев – основная жизненная направленность.

Направленность – емкая описательная характеристика структуры личности.

А.Н.Леонтьев. Параметры (основания) личности :

1. Богатство связей индивида с миром;

2. Степень иерархизированости дечтельностей, их мотивов. Иерархии мотивов образуют относительно самостоятельные единицы жизни;

3. Общий тип строения личности.

Структура личности – относительно устойчивая конфигурация главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий. Многообразные отношения, в которые человек вступает, к действительности, порождают конфликты, которые при определенных условиях фиксируются и входят в структуру личности. Структура личности не сводится не к богатству связей человека с миром, ни к степени их иерархизованности; ее характеристика лежит в соотношении разных систем сложившихся жизненных отношений, порождающих борьбу между ними.

Психологические подструктуры личности – темперамент, потребности, влечения, эмоциональные переживания, интересы, установки, навыки, привычки – одни в виде условий, другие в сменах своего места в личности, в порождениях и трансформациях.

Двойственная структура личности :

1. Социально-типические проявления личности – это системные социальные качества первого порядка;

2. Личностно-смысловые проявления личности – это системно-специфические интегративные социальные качества второго порядка. Личностно-смысловые проявления личности представляют собой специфически преобразованную в процессе деятельности форму социальные качества в индивидуальной жизни личности. Системно-социальные качества выражают общую тенденцию развивающейся личности к сохранению, системно-специфические личностно-смысловые качества представляют ее тенденцию к изменению. К поиску путей ее дальнейшего развития, в полном неожиданностей мире..

Эта психологическая школа «логотеропии», основанная в 1940-х годах австрийским психологом Виктором Франклом, придавала особое значение «стремлению к смыслу» как главному фактору, мотивирующему поведение человека. Подчеркивалось, что внесение в человеческую жизнь смысла само по себе оказывает психотерапевтический эффект, а утрата его ведет к экзистенциальным неврозам с характерным для них чувством тоски и бессмысленности существования. Главное в лечении неврозов – убедить пациента в том, что смысл есть во всем, даже в страданиях, и если личные неурядицы порой невозможно устранить, само отношение к ним может быть изменено.

Это терапия, ориентированная на обретение смысла жизни . В основу своего подхода Франкл ставит три основных понятия: свобода воли, воля к смыслу и смысл жизни. Главное – видение смысла бытия, путем выхода за пределы себя, а не копаясь в себе.

Смысл жизни – этот вопрос естественен для современного человека, и именно то, что человек не стремится к его обретению, не видит путей, к этому ведущих, выступает основной причиной психологических трудностей и негативных переживаний типа ощущения бессмысленности, никчемности жизни.

Главным препятствием оказывается центрация человека на самом себе, неумение выйти «за пределы себя» - к другому человеку или к смыслу. Смысл, по Франклу, существует объективно в каждом моменте жизни, в том числе, самых трагических.

Психотерапевт не может дать человеку этот смысл (он для каждого свой), но в силах помочь его увидеть. «Выход за свои пределы» Франкл обозначает понятием «самотрансценденция» и считает самоактуализацию лишь одним из моментов самотрансценденции.

Для того, чтобы помочь человеку в его проблемах, Франкл использует два основных принципа (метода психотерапии):

1. принцип дерефлексии – снятие излишнего самоконтроля, размышлений о собственных сложностях, того, что называют «самокопанием»;

2. принцип парадоксальной интенции – предполагает, что терапевт вдохновляет клиента именно на то, чего тот старается избежать. При этом активно используются различные формы юмора. Франкл считает юмор формой свободы, аналогично тому, как в экстремальной ситуации формой свободы является героическое поведение.

Характерно высказывание Франкла о том, что главным аргументом, подтверждающим правомерность его позиции, является его собственный опыт пребывания в качестве заключенного в фашистских концентрационных лагерях. Именно там Виктор Франкл убедился в том, что даже в нечеловеческих условиях возможно не только оставаться человеком, но и возвышаться – иногда до святости, - если сохраняется смысл жизни.

Теория личн. Франкла включает три осн. составляющие: учение о стремлении к смыслу, о смысле жизни и о свободе воли. Осн. тезис учения о стремлении к смыслу гласит: человек стремится обрести смысл и ощущает экзистенциальную фрустрацию или вакуум, если его попытки остаются нереализованными. Стремление к смыслу Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся осн. движущей силой поведения и развития личности. Отсутствие смысла порождает у чел. состояние экзистенциального вакуума, являющегося причиной ноогенных неврозов. Последние коренятся не в психической, а в духовной сфере существования человека.

Гл. тезис учения о смысле жизни – жизнь чел. не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден. С т. з. Франкла, смысл не субъективен, чел. не изобретает его, а находит в мире, в окружающей действительности. Франки предлагает пути, посредством которых чел. может сделать свою жизнь осмысленной: 1) с помощью того, что мы даем жизни (в смысле нашей творч. работы); 2) с помощью того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей); 3) посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую не в состоянии изменить. Соответственно выделяются три группы ценностей, творчества, переживания и отношения. Ценности, в свою очередь, представляют собой смысловые универсалии, кристаллизовавшиеся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми человечеству пришлось сталкиваться в истории. В нахождении смыслов человеку помогает совесть, являющаяся интуитивной способностью отыскать единственный смысл ситуации.

Осн. тезис учения о свободе воли гласит, что чел. свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода ограничена объективными обстоятельствами. Речь идет о свободе чел. по отношению к своим влечениям, наследственности, факторам и обстоятельствам внеш. среды. По Франклу, чел. свободен потому, что обладает двумя фундамент, психол. характеристиками: способностью к самотрансценденции и к самоотстранению, т. е. возможности выйти за пределы самого себя, подняться над ситуацией, посмотреть на себя со стороны. Свобода, с т. з. Франкла, тесно связана с ответственностью, прежде всего за правильное нахождение и реализацию смысла своей жизни.

Психотерапевтич. аспект Л. состоит в помощи клиенту найти утраченный смысл жизни и тем самым избавиться от ноогенных неврозов.

Другие новости по теме:

  • Значение и смысл. Основные подходы к проблеме смысла жизни - О смысле жизни, самоактуализации и акме - Вахромов Е.Е.
  • Смысл мира и жизни в древнейших религиях, мифах, философии. - О смысле жизни, самоактуализации и акме - Вахромов Е.Е.
  • Смысл жизни как психологическое образование - О смысле жизни, самоактуализации и акме - Вахромов Е.Е.
  • Проблема смысла жизни в современной науке. - О смысле жизни, самоактуализации и акме - Вахромов Е.Е.
  • Исследование проблемы смысла жизни в современной психологии - О смысле жизни, самоактуализации и акме - Вахромов Е.Е.
  • О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ. - Психотерапия на практике - Виктор Франкл
  • Поиски целостного учения о человеке (синтетической теории личности). - Психиатрия и проблема духовной жизни - Мелихов Д. М.
  • Тест на изучение смысложизненных ориентаций человека (СЖО). - О смысле жизни, самоактуализации и акме - Вахромов Е.Е.
  • Аннотация - О смысле жизни, самоактуализации и акме - Вахромов Е.Е.
  • Литература - О смысле жизни, самоактуализации и акме - Вахромов Е.Е.
  • Введение в проблему - О смысле жизни, самоактуализации и акме - Вахромов Е.Е.
  • Вместо предисловия - О смысле жизни, самоактуализации и акме - Вахромов Е.Е.
  • ДРУГИЕ ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ - Психологические теории и концепции личности (краткий справочник) - Горностай П., Титаренко Т.
  • МАРКСИСТСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ - Психологические теории и концепции личности (краткий справочник) - Горностай П., Титаренко Т.
  • Вопросы для самостоятельного размышления. - О смысле жизни, самоактуализации и акме - Вахромов Е.Е.
  • О СЕЗОНАХ ЖИЗНИ - СЕЗОНЫ ЖИЗНИ. Жизнь и коммерция похожи на времена года - Джим Рон
  • ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖЕНИЯ НА ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ЖИЗНИ - СЕЗОНЫ ЖИЗНИ. Жизнь и коммерция похожи на времена года - Джим Рон
  • ТЕОРИЯ ПЕРВИЧНОЙ ТРАВМЫ (О.Ранк) - Психологические теории и концепции личности (краткий справочник) - Горностай П., Титаренко Т.
  • МЕЖЛИЧНОСТНАЯ ТЕОРИЯ ПСИХИАТРИИ (Г.С.Салливан) - Психологические теории и концепции личности (краткий справочник) - Горностай П., Титаренко Т.
  • ТЕОРИЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ (B.C.Мерлин) - Психологические теории и концепции личности (краткий справочник) - Горностай П., Титаренко Т.
  • ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КОНСТРУКТОВ (Дж.А.Келли) - Психологические теории и концепции личности (краткий справочник) - Горностай П., Титаренко Т.
  • ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ (Дж.Роттер) - Психологические теории и концепции личности (краткий справочник) - Горностай П., Титаренко Т.
  • О смысле жизни и смерти - Введение в культурно-философскую антропологию - Чернявская Ю.В. - Философия как наука
  • ДИСПОЗИЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ (Г.У.Оллпорт) - Психологические теории и концепции личности (краткий справочник) - Горностай П., Титаренко Т.
  • Последние материалы сайта