Именные иконы. Имя богдан, феодот в православном календаре Сведения о надвратном храме

23.01.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Является уникальным памятником Годуновской архитектуры. Время его построения относится к концу XVI века. В «Историческом описании монастыря» В.А. Рождественского упоминается, что «в ризнице монастыря сохраняется благословенная грамота патриарха Иова 1599 г.» на построение надвратного храма.

Сведения о надвратном храме

(из исторического описания В.А. Рождественского)

Над святыми вратами находится церковь не большая каменная, построенная еще игуменом Вассианом в конце XVI в. во имя священномученика Феодотия Анкирского. На построение ее доселе сохраняется в ризнице благословенная грамота патриарха Иова 1599 г. Уже в 1834 г., по прошению игумении Назареты, сия церковь возобновлена и освящена Высокопреосвященнейшим Филаретом Митрополитом Московским, в честь Нерукотворенного образа Спасителя.

Фрагмент статьи архитектора О.В. Гаевой о надвратном храме Владычнего монастыря

Уникальные результаты дали натурные исследования надвратной церкви Феодота Анкирского, единственного памятника с точной датой сооружения — в 1599 году патриарх Иов выдал грамоту, где «…строителя Васьяна с братьею благословил, велел, у Введения Пречистыя Богородицы, на святых воротех, воздвигнути новой каменной храм, во имя святого священномученика Феодота Ангирскаго, да на тот храм и онтиминс дати…»
Как показали исследования, сообщение грамоты следует понимать буквально — новый храм Феодотия Анкирского действительно был поставлен на существовавших каменных Святых вратах.
Что же представляло собой это самое раннее из дошедших до нас сооружение Владычного монастыря?
Святые врата почти полностью сохранились, по крайней мере — их нижний, каменный ярус. Арка ворот, открывающихся внутрь, с полуциркульным верхом, несколько смещена в основном объеме к югу, в северном пилоне устроена калитка. Наличие внутристенной лестницы в северном пилоне предполагает существование первоначально второго яруса, возможно деревянного. Габариты сооружения в плане -(8.48×3.64)м. Ворота очевидно входили в систему деревянных укреплений монастыря. Учитывая местоположение монастыря на берегу Оки и пограничный характер города, можно предположить, что это была не просто ограда, а солидное сооружение, имевшее оборонительный характер.
Авторитетный исследователь «годуновской» архитектуры Андрей Леонидович Баталов при исследовании проблемы заказа в зодчестве конца 16-начала 17 веков, обратил внимание на посвящение надвратной церкви — Феодоту Анкирскому, патрональному святому Бориса Годунова, что является подтверждением особого царского внимания к монастырю в ознаменование успешного завершения «Серпуховского похода» 1598 года против крымского хана Казы-Гирея (Гази Гирея II, 1588-1608 г.г.)
29 июля 1598 года крымское посольство было принято непосредственно Борисом Годуновым и, признав за ним царский титул, приняло предложения о мире. Этот поход непосредственно предшествовал царскому венчанию (3сентября 1598 года).
Стан Бориса Годунова находился на лугах вблизи монастыря, настоятелем которого был Вассиан (Ладыженский) — родственник Леонтия Ладыженского, посланника царя в Крыму, чьи дипломатические действия в значительной степени содействовали политической победе Годунова. Монастырь, оказавшийся в центре таких крупных политических событий, как воцарение новой династии на русском престоле, получил значительные царские вклады.

Тропарь мч. Феодоту Анкирскому, глас 4
Мученик твой, Господи, Феодот, во страдании своем венец прият нетленный от Тебе. Бога нашего: имеяй бо крепость твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша.

Кондак, глас 6
Звезда светлая явился еси, непрелестная мирови, солнца Христа возвещающи зарями твоими страстотерпче Феодоте, и прелесть погасил еси всю: нам же подаеши свет, моляся непрестанно о всех нас.

Святой Феодот жил в городе Анкире, в Галатийской области (конец 3 века). Он был женат и владел гостиницей. Но сердцем своим он не привязывался ни к имению, ни даже к семье, а только к одному Богу. За это Феодот имел от Господа дар слова и многих иудеев и язычников, которые останавливались в его гостинице, обратил ко Христу. Имел он также дар исцеления и врачевал больных возложением на них рук.

Когда император Диоклетиан усилил свои гонения на веру Христову, он послал в Анкиру известного своей жестокостью правителя Феотекна. Тот стал требовать от всех христиан немедленных жертвоприношений идолам. Тех же, кто отказывался, предавал мучениям и смерти, а имущество их расхищали язычники.

В эти тяжкие дни Феодот давал приют христианам в своей гостинице, кормил их и скрывал от преследователей. Он бесстрашно проникал в тюрьмы, ухаживал за ранеными и убеждал страдальцев до конца сохранять верность Христу Спасителю. Феодот не страшился погребать останки святых мучеников, тайно унося их или выкупая у стражников. Когда в Анкире все христианские церкви были разорены и закрыты, Божественную литургию стали совершать в его гостинице. Сознавая, что ему тоже предстоит мученический подвиг, Феодот в разговоре со священником Фронтоном предрек тому, что вскоре он получит мощи мученика (то есть его - Феодота), и заповедал поставить над ними храм, указав место.

В то время за Христа пострадали семь дев: Александра, Клавдия, Матрона, Евфрасия, Фаина, Текуса и Иулия. С юных лет посвятив себя на служение Богу, они провели свою жизнь в постоянных подвигах воздержания и молитвы и достигли глубокой старости. После многих издевательств и насмешек святых дев по приказу Феотекна утопили в озере. На следующую ночь Текуса (она была родной теткой Феодота) явилась ему во сне и сказала, чтобы он достал мощи мучениц со дна озера и предал честному погребению. Феодот и еще несколько христиан пришли к озеру. Вдруг поднялся очень сильный ветер и согнал воду с того места, где были утоплены святые девы. Христиане подошли, забрали их тела и похоронили.

Вскоре после этого один из них, друг Феодота, был схвачен язычниками и, не выдержав пыток, указал, что Феодот был главным устроителем обретения мощей святых дев. Феодота схватили, долго мучили, а затем отрубили ему голову.

Надвратная церковь над западными Святыми воротами монастыря. Одноглавый храм с горкой кокошников в завершении, окруженный папертями, построен во имя св.Феодотия Анкирского в 1599 г. на вклады Бориса Годунова в честь своего патронального святого. Сильно перестраивался в 1834 г. и был переосвящен во имя Нерукотворного Образа Спаса. Церковь служила приходским храмом. Была сильно разрушена в советское время, утрачены росписи. В начале 2000-х гг. отреставрирована О.В. Гаевой в первоначальном облике и освящена как Феодотиевская.

Святые ворота с надвратной церковью Феодота Анкирского (Спасской) в комплексе Введенского Владычного монастыря является объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. № 176).



Надвратный храм мч. Феодота Анкирского

Храм Георгия Победоносца является уникальным памятником Годуновской архитектуры. Время его построения относится к концу XVI века. В «Историческом описании монастыря» В.А. Рождественского упоминается, что «в ризнице монастыря сохраняется благословенная грамота патриарха Иова 1599 г.» на построение надвратного храма.

Сведения о надвратном храме (из исторического описания В.А. Рождественского): Над святыми вратами находится церковь, небольшая, каменная, построенная еще игуменом Вассианом в конце XVI в. во имя священномученика Феодотия Анкирского. На построение ее доселе сохраняется в ризнице благословенная грамота патриарха Иова 1599 г. Уже в 1834 г., по прошению игумении Назареты, сия церковь возобновлена и освящена Высокопреосвященнейшим Филаретом Митрополитом Московским, в честь Нерукотворенного образа Спасителя.

Фрагмент статьи архитектора О.В. Гаевой о надвратном храме Владычнего монастыря: Уникальные результаты дали натурные исследования надвратной церкви Феодота Анкирского, единственного памятника с точной датой сооружения — в 1599 г. патриарх Иов выдал грамоту, где «…строителя Васьяна с братьею благословил, велел, у Введения Пречистыя Богородицы, на святых воротех, воздвигнути новой каменной храм, во имя святого священномученика Феодота Ангирскаго, да на тот храм и онтиминс дати…». Как показали исследования, сообщение грамоты следует понимать буквально — новый храм Феодотия Анкирского действительно был поставлен на существовавших каменных Святых вратах.

Святые врата почти полностью сохранились, по крайней мере их нижний, каменный ярус. Арка ворот, открывающихся внутрь, с полуциркульным верхом, несколько смещена в основном объеме к югу, в северном пилоне устроена калитка. Наличие внутристенной лестницы в северном пилоне предполагает существование первоначально второго яруса, возможно деревянного. Габариты сооружения в плане - 8.48×3.64м. Ворота, очевидно, входили в систему деревянных укреплений монастыря. Учитывая местоположение монастыря на берегу Оки и пограничный характер города, можно предположить, что это была не просто ограда, а солидное сооружение, имевшее оборонительный характер.

Авторитетный исследователь «годуновской» архитектуры А.Л. Баталов при исследовании проблемы заказа в зодчестве конца 16 - начала 17 вв., обратил внимание на посвящение надвратной церкви — Феодоту Анкирскому, патрональному святому Бориса Годунова, что является подтверждением особого царского внимания к монастырю в ознаменование успешного завершения «Серпуховского похода» 1598 г. против крымского хана Казы-Гирея (Гази Гирея II, 1588-1608 г.г.). 29 июля 1598 г. крымское посольство было принято непосредственно Борисом Годуновым и, признав за ним царский титул, приняло предложения о мире. Этот поход непосредственно предшествовал царскому венчанию (3 сентября 1598 г.). Стан Бориса Годунова находился на лугах вблизи монастыря, настоятелем которого был Вассиан (Ладыженский) — родственник Леонтия Ладыженского, посланника царя в Крыму, чьи дипломатические действия в значительной степени содействовали политической победе Годунова. Монастырь, оказавшийся в центре таких крупных политических событий как воцарение новой династии на русском престоле, получил значительные царские вклады.

http://www.inokini.ru/svjatyni/hram/filaret.php

Мученик Феодот из города Анкира, был "корчемником", имел семью и жил по заповедям христианской веры, в непрестанных молитвах. Он обладал целительским даром и помогал больным. Беседуя с иудеями и язычниками, он старался обратить их в христианство, наставляя на раскаяние и исправление жизни.

Во времена гонений на христиан императора Диоклетиана (284 - 305) в Анкире стал править жестокий Феотекн. Под страхом смерти он приказал всем христианам принести языческие жертвы. Многие жители, исповедовавшие христианскую веру, оставили свои дома и бежали. Оставшиеся христиане подвергались мучениям. Святой Феодот в эти тяжелые времена давал приют христианам, оставшимся без крова, скрывал их от преследований. Он бесстрашно пробирался в тюрьмы, оказывая помощь узникам-христианам, убеждая их не изменять своей вере. Выкупая у воинов останки святых мучеников, Феодот тайно хоронил их по христианскому обряду. Когда все церкви в Анкире закрыли, Божественную литургию христиане совершали в гостинице Феодота.

В то время неподалеку от Анкира были утоплены в озере семь христианских мучениц. Святой Феодот вместе с другом Полихронием смогли достать их тела и предать погребению. Узнав об этом, разгневанный правитель Феотекн приказал найти и предать мучениям всех христиан. Был схвачен и святой Феодот. Ему предложили отречься от Христа, прельщая богатством и устрашая различными мучениями. Но он не поддался на уговоры и мужественно перенес все истязания. Тогда правитель приказал отрубить осужденному голову, что и было исполнено. Но его воины не успели сжечь казненного мученика. Священник Фронтон, которому святой Феодот завещал похоронить свое тело, нашел его останки и с честью предал их земле. Позднее на этом месте он поставил церковь во имя мученика Феодота Анкирского.

Богдан (Феодот) Кесарийский (Каппадокийский), мученик
День памяти установлен Православной Церковью 2/15 сентября.

Святой мученик Феодот Кесарийский пострадал за веру в Христа в III веке. Отец святого мученика Маманта Кесарийского. Еще до рождения сына был заключен в темницу. Господь услышал его горячие молитвы и, еще прежде мучений, взял святого Феодота к Себе.

Богдан (Феодот) Кизический, мученик
День памяти установлен Православной Церковью 29 апреля/12 мая.

Святой мученик Богдан (Феодот) - один из девяти кизических мучеников, пострадавших за христианскую веру в конце III столетия.

В те времена римские императоры рассылали по всем городам приказы - исповедующих христианскую веру принуждать к идолопоклонству или предавать смерти. Многие христиане, срываясь от гонений, бросали свои дома и уходили в пустынные и труднодоступные места; другие оставались, но скрывали от язычников свою веру. Но были и те, которые во имя любви ко Христу открыто исповедовали Истину и сознательно шли за это на муки. Таковы были девять святых мучеников - Феодот, Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Фавмасий и Филимон. Они были совершенно разными - по происхождению, возрасту, социальному положению, но их соединила горячая вера во Христа и желание открывать ее людям.

Святые встретились в городе Кизик в Малой Азии и стали смело проповедовать христианскую веру. При этом они обличали поклонение бездушным идолам и убеждали язычников познать истину и поверить в Единого Бога - Иисуса Христа. Вскоре их схватили и отдали в руки палачей. Кроме обычных пыток их подвергли самой утонченной: выводили из тюрьмы, искушая возможностью свободы. Но мученики предпочли безбожной жизни на воле свободу от греха и предательства веры в темнице. После многих мучений, не сумев сломить их дух, всем девятерым отрубили головы.

Через несколько лет, когда в правление императора Константина Великого гонения на христиан прекратились, жители Кизика нашли захороненные тела девяти святых мучеников и торжественно перенесли в храм, построенный и освященный в их честь. История утверждает, что от этих нетленных мощей совершались многие чудеса и исцеления. И до сих пор к чудотворной помощи кизических мучеников обращаются с просьбой об избавлении от телесных болезней и эпидемий. Кроме того, по свидетельствам многих верующих, молитвы к девяти святым мученикам помогают в обретении хорошей работы.

В Москве есть храм Девяти мучеников Кизических, основанный в 1698 году патриархом Адрианом в память его исцеления по молитвам к Кизическим мученикам. Место, где находится в храм, названо в честь этих святых, Большой Девятинский переулок.

Богдан (Феодот) Маркианопольский (Мизийский), мученик
День памяти установлен Православной Церковью 15/28 сентября.

Святой Феодот Маркианопольский жил в конце III - начале IV веков в Мизии, а родился в Маркионаполе Фракийском. Пострадал при императоре Максимиане Галерии.

В некоторых случаях среди одноименных святых есть один наиболее почитаемый и изображаемый на иконах. Для имени Богдан (Феодот) - это святой мученик Феодот Анкирский, корчемник.

Богдан (Феодот) Мелитинский, мученик
День памяти установлен Православной Церковью 7/20 ноября.

Святой мученик Богдан Мелитинский пострадал за веру во Христа в период правления императора Диоклетиана, известного особо жестокими гонениями на христиан. Сведения о его жизни очень скудны, известно только, что он мученически пострадал за Христа вместе с другими тридцатью двумя мучениками в городе Мелетине (Армения). Жители областей Армения и Каппадокия отказались принести жертвы языческим богам, как было приказано императором. Тогда туда были отправлены два верных язычеству воина, чтобы они истребили всех христиан на этой территории. Многие христиане пострадали в это время, в том числе и мученик Богдан.

В некоторых случаях среди одноименных святых есть один наиболее почитаемый и изображаемый на иконах. Для имени Богдан (Феодот) - это святой мученик Феодот Анкирский, корчемник.

Богдан (Феодот) Римский, мученик
День памяти установлен Православной Церковью 4/17 июля.

Жи-тия му-че-ни-ка Фе-о-до-та Ан-кир-ско-го и му-че-ниц се-ми дев: Те-ку-сы, Фа-и-ны, Клав-дии, Мат-ро-ны, Иулии, Алек-сан-дры и Ев-фра-сии

Свя-той му-че-ник Фе-о-дот и свя-тые му-че-ни-цы семь дев - Те-ку-са, Фа-и-на, Клав-дия, Мат-ро-на, Иулия, Алек-сандра и Ев-фра-сия - жи-ли во 2-й по-ло-вине III ве-ка в го-ро-де Ан-ки-ре, Га-ла-тий-ской об-ла-сти, и му-че-ни-че-ски скон-ча-лись за Хри-ста в на-ча-ле IV ве-ка. Свя-той Фе-о-дот был "кор-чем-ни-ком", имел свою го-сти-ни-цу, был же-нат. Уже то-гда он до-стиг вы-со-ко-го ду-хов-но-го со-вер-шен-ства: со-блю-дал чи-сто-ту и це-ло-муд-рие, вос-пи-ты-вал в се-бе воз-дер-жа-ние, по-ко-рял плоть ду-ху, упраж-ня-ясь в по-сте и мо-лит-ве. Сво-и-ми бе-се-да-ми он при-во-дил иуде-ев и языч-ни-ков к хри-сти-ан-ской ве-ре, а греш-ни-ков - к рас-ка-я-нию и ис-прав-ле-нию. Свя-той Фе-о-дот вос-при-ял от Гос-по-да дар ис-це-ле-ний и вра-че-вал боль-ных воз-ло-же-ни-ем на них рук.

Во вре-мя го-не-ния им-пе-ра-то-ра Дио-кли-ти-а-на (284-305) на хри-сти-ан в го-род Ан-ки-ру был на-зна-чен из-вест-ный сво-ей же-сто-ко-стью пра-ви-тель Фео-текн. Мно-гие хри-сти-ане бе-жа-ли из го-ро-да, остав-ляя свои до-ма и иму-ще-ство. Фео-текн опо-ве-стил всех хри-сти-ан, что они обя-за-ны при-не-сти жерт-ву идо-лам, в слу-чае же от-ка-за бу-дут пре-да-ны на му-че-ния и смерть. Языч-ни-ки при-во-ди-ли хри-сти-ан на му-че-ния, а иму-ще-ство их рас-хи-ща-ли.

В стране на-сту-пил го-лод. В эти су-ро-вые дни свя-той Фе-о-дот в сво-ей го-сти-ни-це да-вал при-ют хри-сти-а-нам, остав-шим-ся без кро-ва, пи-тал их, скры-вал под-вер-гав-ших-ся пре-сле-до-ва-нию, из сво-их за-па-сов да-вал в ра-зо-рен-ные церк-ви все необ-хо-ди-мое для со-вер-ше-ния Бо-же-ствен-ной ли-тур-гии. Он бес-страш-но про-ни-кал в тюрь-мы, ока-зы-вая по-мощь невин-но осуж-ден-ным, убеж-дая быть до кон-ца вер-ны-ми Хри-сту Спа-си-те-лю. Фе-о-дот не стра-шил-ся по-гре-бать остан-ки свя-тых му-че-ни-ков, тай-но уно-ся их или вы-ку-пая за день-ги у во-и-нов. Ко-гда в Ан-ки-ре хри-сти-ан-ские церк-ви бы-ли ра-зо-ре-ны и за-кры-ты, Бо-же-ствен-ную ли-тур-гию ста-ли со-вер-шать в его го-сти-ни-це. Со-зна-вая, что ему то-же пред-сто-ит му-че-ни-че-ский по-двиг, свя-той Фе-о-дот в бе-се-де со свя-щен-ни-ком Фрон-то-ном пред-ска-зал, что ему в ско-ром вре-ме-ни до-ста-вят му-че-ни-че-ские мо-щи на ме-сто, вы-бран-ное ими обо-и-ми. В под-твер-жде-ние этих слов свя-той Фе-о-дот от-дал свой пер-стень свя-щен-ни-ку.

В то вре-мя смерть за Хри-ста при-ня-ли семь свя-тых дев, из ко-то-рых стар-шая, свя-тая Те-ку-са, бы-ла тет-кой свя-то-го Фе-о-до-та. Свя-тые де-вы - Те-ку-са, Фа-и-на, Клав-дия, Мат-ро-на, Иулия, Алек-сандра и Ев-фра-сия с юных лет по-свя-ти-ли се-бя Бо-гу, жи-ли в по-сто-ян-ных мо-лит-вах, по-сте, воз-дер-жа-нии, доб-рых де-лах и все до-стиг-ли стар-че-ско-го воз-рас-та. При-ве-ден-ные на суд как хри-сти-ан-ки, свя-тые де-вы му-же-ствен-но ис-по-ве-да-ли пе-ред Фео-тек-ном свою ве-ру во Хри-ста и бы-ли пре-да-ны ис-тя-за-ни-ям, но оста-лись непо-ко-ле-би-мы-ми. То-гда пра-ви-тель пре-дал их бес-стыд-ным юно-шам на осквер-не-ние. Свя-тые де-вы го-ря-чо мо-ли-лись, про-ся у Бо-га по-мо-щи. Свя-тая Те-ку-са упа-ла к но-гам юно-шей, сняв го-лов-ное по-кры-ва-ло, по-ка-за-ла им свою се-дую го-ло-ву. Юно-ши опом-ни-лись, са-ми за-пла-ка-ли и ушли прочь. То-гда пра-ви-тель по-ве-лел, чтобы свя-тые при-ня-ли уча-стие в празд-но-ва-нии "омо-ве-ния идо-лов", как это со-вер-ша-ли язы-че-ские жри-цы, но свя-тые де-вы сно-ва от-ка-за-лись. За это они бы-ли при-го-во-ре-ны к смер-ти. Каж-дой на шею был при-вя-зан тя-же-лый ка-мень, и все семь свя-тых дев бы-ли утоп-ле-ны в озе-ре. В сле-ду-ю-щую ночь свя-тая Те-ку-са яви-лась во сне свя-то-му Фе-о-до-ту, про-ся до-стать те-ла их и по-хо-ро-нить по-хри-сти-ан-ски. Свя-той Фе-о-дот, взяв с со-бой сво-е-го дру-га По-ли-хро-ния и дру-гих хри-сти-ан, на-пра-вил-ся к озе-ру. Бы-ло тем-но, и путь ука-зы-ва-ла го-ря-щая лам-па-да. Меж-ду тем пе-ред стра-жей, по-став-лен-ной языч-ни-ка-ми на бе-ре-гу озе-ра, явил-ся свя-той му-че-ник Со-сандр. Устра-шен-ная стра-жа об-ра-ти-лась в бег-ство. Ве-тер ото-гнал во-ду на дру-гую сто-ро-ну озе-ра. Хри-сти-ане по-до-шли к те-лам свя-тых му-че-ниц и увез-ли их к церк-ви, где и пре-да-ли по-гре-бе-нию. Узнав о по-хи-ще-нии тел свя-тых му-че-ниц, пра-ви-тель при-шел в ярость и при-ка-зал хва-тать без раз-бо-ра всех хри-сти-ан и пре-да-вать их му-че-ни-ям. Был схва-чен и По-ли-хро-ний. Не вы-дер-жав ис-тя-за-ний, он ука-зал на свя-то-го Фе-о-до-та как ви-нов-ни-ка по-хи-ще-ния тел. Свя-той Фе-о-дот стал го-то-вить-ся к смер-ти за Хри-ста; воз-не-ся вме-сте со все-ми хри-сти-а-на-ми усерд-ные мо-лит-вы, он за-ве-щал от-дать его те-ло свя-щен-ни-ку Фрон-то-ну, ко-то-ро-му ра-нее от-дал свой пер-стень. Свя-той пред-стал пе-ред су-дом. Ему по-ка-за-ли раз-лич-ные ору-дия му-че-ний и вме-сте с тем обе-ща-ли боль-шие по-че-сти и бо-гат-ство, ес-ли он от-ре-чет-ся от Хри-ста. Свя-той Фе-о-дот про-сла-вил Гос-по-да Иису-са Хри-ста, ис-по-ве-дал свою ве-ру в Него. В яро-сти языч-ни-ки пре-да-ли свя-то-го про-дол-жи-тель-ным ис-тя-за-ни-ям, но си-ла Бо-жия под-дер-жа-ла свя-то-го му-че-ни-ка. Он остал-ся жив и был от-ве-ден в тем-ни-цу. На сле-ду-ю-щее утро пра-ви-тель вновь при-ка-зал ис-тя-зать свя-то-го, но вско-ре по-нял, что по-ко-ле-бать его му-же-ство невоз-мож-но. То-гда он по-ве-лел от-сечь го-ло-ву му-че-ни-ку. Казнь со-вер-ши-лась, но под-няв-ша-я-ся бу-ря по-ме-ша-ла во-и-нам сжечь те-ло му-че-ни-ка. Во-и-ны, си-дя в па-лат-ке, оста-лись сте-речь те-ло. В это вре-мя свя-щен-ник Фрон-тон про-хо-дил близ-ле-жа-щей до-ро-гой, ве-дя ос-ла с по-кла-жей ви-на из сво-е-го ви-но-град-ни-ка. Око-ло ме-ста, где ле-жа-ло те-ло свя-то-го Фе-о-до-та, осел вдруг упал. Во-и-ны по-мог-ли под-нять его и рас-ска-за-ли Фрон-то-ну, что сте-ре-гут те-ло каз-нен-но-го хри-сти-а-ни-на Фе-о-до-та. Свя-щен-ник по-нял, что Гос-подь про-мыс-ли-тель-но при-вел его сю-да. Он воз-ло-жил свя-тые остан-ки на ос-ла и при-вез их на ме-сто, ука-зан-ное свя-тым Фе-о-до-том для сво-е-го по-гре-бе-ния, и с че-стью пре-дал зем-ле. Впо-след-ствии он воз-двиг на этом ме-сте цер-ковь. Свя-той Фе-о-дот при-нял смерть за Хри-ста 7 июня 303 или 304 го-да, а вос-по-ми-на-ет-ся его па-мять 18 мая, в день смер-ти свя-тых дев.

Опи-са-ние жиз-ни и му-че-ни-че-ско-го по-дви-га свя-то-го Фе-о-до-та и стра-да-ния свя-тых дев со-ста-вил совре-мен-ник и спо-движ-ник свя-то-го Фе-о-до-та и оче-ви-дец смер-ти его - Нил, на-хо-див-ший-ся в го-ро-де Ан-ки-ре в пе-ри-од го-не-ния на хри-сти-ан им-пе-ра-то-ра Дио-кли-ти-а-на.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

При-ме-ча-ние

«В Уста-ве это-го дня св. Фе-о-дот на-зы-ва-ет-ся свя-щен-но-му-че-ни-ком и епи-ско-пом; тро-парь ему по-ло-жен то-же свя-щен-но-му-че-ни-че-ский. По-во-дом к это-му мог-ло по-слу-жить то, что кор-чем-ни-ца св. Фе-о-до-та бы-ла мо-лит-вен-ным хра-мом и ал-та-рем для иере-ев, сам он был учи-те-лем ве-ры и бла-го-че-стия и убеж-дал дру-гих к стра-да-нию за Хри-ста, так что в неко-то-ром от-но-ше-нии ис-пол-нял пас-тыр-ские де-ла. Но он - не свя-щен-но-му-че-ник, а му-че-ник… Па-мять его со-вер-ша-ет-ся вто-рич-но в день кон-чи-ны свв. сед-ми дев, 18 мая, и в Уста-ве в тот день он на-зы-ва-ет-ся му-че-ни-ком» (Бул-га-ков С. В. На-столь-ная кни-га для свя-щен-но-цер-ков-но-слу-жи-те-лей. К.,1913. М., 1993р. С. 216; ср.: Сер-гий (Спас-ский), ар-хи-еп. Пол-ный ме-ся-це-слов Во-сто-ка. Вла-ди-мир, 1901. М., 1997р. Т. 3. С. 212, 185-186).
Сле-ду-ет так-же от-ме-тить, что на-име-но-ва-ние в бо-го-слу-жеб-ных кни-гах св. Фе-о-до-та 7 июня свя-щен-но-му-че-ни-ком ха-рак-тер-но как для сла-вян-ской ли-тур-ги-че-ской тра-ди-ции (ср.: Устав. М., 1610. Л. 727 об.; Устав. М., 1634. Л. 109; Устав. М., 1641. Л. 684 об.), так и для гре-че-ской (ср.: Ми-нея-Июнь. Ве-не-ция, 1843. С. 25, 27; Ве-не-ция, 1852. С. 22, 23; Ве-не-ция, 1868. С. 25, 27).

Последние материалы сайта