Профессиограммы. Профессиограмма для оформления инвалидности образец Характеристика условий труда работника для мсэ на образце заполнения бланка

04.03.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

В данном разделе приведены конкретные примеры различных видов профгесиограмм. В подразделе 2.3.1. даются краткие. профессиограммы, составленные для заводского информационного стенда с целью проведения профагитационной работы. В подразделе 2.3.2. помещены краткие профессиограммы, являющиеся основой для определения требований профессии к работнику, выявления профессионально важных качеств. В подразделе 2.3.3. дан пример развернутом профессиограммы, используемой при профотборе и определении профпригодности.

2.3.1. Профессиограммы, предназначенные для заводского информационного стенда

СБОРШИК МИКРОСХЕМ

Сборщик микросхем собирает изделия полупроводниковой техники. Готовые приборы обычно имеют очень небольшие размеры. Например, ъ спичечном коробке можно разместить несколько десят­ков микросхем. А детали, из которых они собираются, естественно, во много раз меньше, поэтому большинство сборочных операций выполняется с помощью мощных микроскопов.

Основныморудием труда сборщика микросхем является специаль­ный сварочный аппарат. С его помощью выполняется сложная и тонкая операция - приварки очень тонких выводов. Сборщик берет пинцетом микросхему из упаковки (пластмассовая коробочка) и кладет на предметный столик. Затем, наблюдая в микроскоп, он наводит сварочную иглу с заправленной проволокой на контактную площадку. Игла находится на довольно значительном расстоянии от контактной площадки, нависая над ней. "Прицелившись", сборщик нажимает на педаль пуска сварочного аппарата, игла опускается на контактную площадку и происходит приваривание выводов. Точ­ность попадания иглы должна быть очень высокой, так как размеры контактной площадки весьма незначительны. Закончив приварку выводов на одном приборе, сборщик кладет изделие в специальную

Коробочку, которая защищает его от попадания пыли, влаги, ца­рапин и других повреждений.

В течение смены этот цикл повторяется многократно, что приводит к некоторой монотонности в работе. Поэтому с ней успешно справ­ляются люди усидчивые, настойчивые и спокойные.

Рабочий день сборщиков микросхем начинается с подготовки рабо­чего места, которое они протирают белыми салфетками, так как производство требует особой чистоты. Работают они в белых халатах и шапочках. На каждом рабочем месте, кроме общего освещения, имеется отдельный светильник. В цех подается очищенный от пыли воздух определенной температуры и влажности. Работают сборщики сидя.

Каждый год работникам предоставляется оплачиваемый отпуск продолжительностью 24 дня. „

ОПЛАТА ТРУДА

Ученики по специальности "Сборщик микросхем" получают 90 рублей в месяц. После присвоения разряда заработная плата зависит от количества сделанной работы (выработки). Поэтому раз­мер оплаты труда сборщиков колеблется от 100 до 300 рублей. Чем опытнее сборщик (а это зависит, как правило, от стажа работы по специальности), тем больше он зарабатывает. Распределяет зарпла­ту Совет бригады (если сборщик является членом последней). Но возможна также индивидуальная работа. Тогда размер зарплаты зависит от количества и качества сделанной конкретным сборщиком продукции.


ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РАБОТНИКУ

Сборщику приходится иметь дело с мелкими деталями. Это требует от работника внимательности, аккуратности, усидчивости, точных движений, терпения. Эти качества в большей степени присущи женщинам. Поэтому сборщикам микросхем в основном работают женщины.

Важное место в работе сборщиков занимает контроль качества как поступающих деталей, так и своей работы. Чтобы осуществлять кон­трольные функции, сборщик должен иметь развитое внимание, вы­сокую скорость зрительного восприятия. Кроме того, он должен обладать хорошей памятью, так как ему необходимо помнить требо­вания "Технических условий", предъявляемые к качеству изделий.


Лучшей формой обучения специальности "Сборщик микросхем" является обучение на рабочем месте в условиях производства. Оно длится 5 месяцев. После этого ученик сдает экзамен и ему присваивают второй разряд. Однако для получения полноценных навыков по данной специальности ему необходимо проработать еще приблизительно год. Только тогда приобретается мастерство. Макисмальный квалификационный разряд сборщика микросхем -

Если профессия Вам понравится, то имеет смысл продолжить обра­зование в техникуме или в институте, и таким образом повысить свою квалификацию.

ОПЕРАТОР ПРЕЦИЗИОННОЙ ФОТОЛИТОГРАФИИ

Основой микросхемы некоторых полупроводниковых приборов служит пластина (подложка) площадью 1-2 кв. миллиметра или более, на которой нанесен "рисунок" нужных размеров и конфигу­раций. Этот рисунок создается с помощью одного из основных про­цессов в производстве пролупроводниковых приборов - фотолитографии. В целом этот процесс напоминает фотопечать, но сложность и точность фотолитографии неизмеримо выше. Она и называется прецизионной, т.е. сверхточной. От точности работы оператора прецизионной фотолитографии зависит формирование всей микросхемы.

Кратко суть фотолитографии состоит в следующем: через фотошаб­лон (его можно сравнить с кадром фотопленки) на поверхность под­ложки, покрытую сверхчувствительным слоем, наносится сложный рисунок, который затем определяет области расположения отдель­ных деталей электросхемы. На одну и ту же пластину последователь­но наносится сложный рисунок, который затем определяет области расположения отдельных деталей электросхемы. На одну и ту же пластину последовательно наносится несколько рисунков. При этом недопустимо даже самое незначительное их смещение относительно друг друга.

После входного контроля, когда поступающие пластины прос­матриваются под микроскопом, оператор приступает к нанесению фоточувствительного слоя. Под воздействием света, падающего на отдельные участки фоточувствительного слоя, они изменяют свои физико-химические свойства, и на пластине образуется рисунок определенной конфигурации.

Для того, чтобы свет попал на строго определенные участк

пластины, оператор должен совместить фотошаблон с пластиной

После того, как оператор добился полного совмещения рисунка, о

нажимает на кнопку контакта и производит экспонирование - за

свечивание пластины. Совмещение и экспонирование - самы

ответственные операции в процессе фотолитографии. Следующие з;

ними операции - проявление, задубливание, травление, снятие i

отмывка остатков фоточувствительного слоя - механизированы. I

установках обрабатывается сразу партия пластин, и работа операто)

ра ограничивается управлением технологическими процессами n

показаниям приборов в соответствии с заданным режимом.

Оператор прецизионной фотолитографии работает в условия^ стабильного микроклимата, тщательной изоляции от условий внеш-)| ней среды. На участках, где изготавливается особо важная проч дукция, фотолитографией занимаются в "чистых комнатах" -I изолированных внутри цеха помещениях, где требования электрон­но-вакуумной гигиены выполняются еще тщательнее. Работают в белых халатах и шапочках. Операторы прецизионной фотолитог-i рафии работают в две смены по 8 часов. Продолжительность их отпуска - от 24 до 27 рабочих дней.

ОПЛАТА ТРУДА Если Вы начнете работать без образования, то Вас будут обучать фотолитографии на рабочем Месте. В период обучения Вам будут платить 90 рублей. После обучения Вы сдадите экзамен на разряд и Ваша зарплата будет зависеть от количества и качества Вашего тру­да. На нашем заводе операторы прецизионной фотолитографии j объединились в бригады, поэтому Совет бригады, при участии мае- \ тера распределяет заработную плату между рабочими - членами ] бригады.

Как правило, в течение 2-х лет после получения разряда операторы ] фотолитографии получают от 150 до 200 рублей. При большом стаже ] работы зарплата возрастает и в среднем составляет 240 рублей (со всеми доплатами).

ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К РАБОТНИКУ

Пластины (подложки), с которыми работают операторы, сделаны из очень хрупкого материала. Поэтому от работника требуется ак­куратность и осторожность в обращении с подложками.

Почти на каждой операции прецизионной фотолитографии производится контроль изделий. На операциях контроля оператору необходимы высокая устойчивость внимания, хорошая зрительная память (он должен помнить все виды брака), отличное зрение, хоро-


шая способность к различению цветов и координация движений. Труд операторов прецизионной фотолитографии физически не тя­желый, но требует постоянного напряжения внимания, строгого соб­людения инструкций и правил, ответственного отношения к делу. Поэтому для рабочих важно такое качество, как эмоциональная yi i ойчивость. Хорошо справляются с этой работой уравновешенные, спокойные люди. Очень важны развитый глазомер, наблюдатель­ность. Следует отметить, что сама работа способствует формированию и развитию этих качеств.

ОБУЧЕНИЕ ПРОФЕССИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА Получить специальность оператора прецизионной фотолитог­рафии можно в ПТУ или на предприятии. Но приобрести надежные навыки практической деятельности можно лишь в процессе работы на предприятии. И если Вы решите выбрать обучение на рабочем месте, то в течение 6 месяцев получите не только теоретические Знания, но и овладеете основами мастерства. После обучения Вам присвоят второй разряд, если Вы сдадите экзамен. А в течение 2-3 лет при добросовестной работе можно достигнуть максимального разряда - пятого. Но и это не предел повышения квалификации. Вы можете поступать в техникум или институт и продолжить образо­вание.

Для ее получения подают:

  • удостоверение личности;
  • направление на МСЭ;
  • данные об условиях, в которых выполняется работа;
  • образец производственной характеристики;
  • справку, что подтвердит присвоение группы инвалидности;
  • рекомендованную программу, в соответствии с которой должна проходить реабилитация.

Есть возможность обжалования предыдущего вердикта эксперта в бюро МСЭ на федеральном уровне. Для этого нужно будет представить заявления и пакет документации. Можно потребовать проведения независимой экспертизы. Правовое регулирование При проведении медико-санитарной экспертизы опираются на нормы Постановления властей от 13 августа 1996 № 965. Форму 088у-06, что необходима для предоставления, утверждено Приказом Минздрава № 77 от 31 января 2007.

Производственная характеристика для инвалидности: образец заполнения на 2018 год

Чтобы получить данный документ у своего работодателя, работник должен представить:

  • больничный лист;
  • выписные эпикризы (если требуется);
  • запросы формы 2, направленные бюро МСЭ в компанию, где лицо трудоустроено.

Решение принимается с учетом всех факторов:

  • условий труда за последний год;
  • вредности выполняемых работ;
  • соответствия рабочего места нормам гигиены и требованиям по охране труда;
  • количества и длительности командировок;
  • данных о средней зарплате за последнее время;
  • количества больничных и диагноза с документальным подтверждением.

При установлении уровня работоспособности человека, требуются также: Если лицо признают нетрудоспособным, на втором освидетельствовании разрабатывают реабилитационную программу.

Характеристика условий труда работника для мсэ на образце заполнения бланка

  • какие вредные факторы присутствуют? Например - мелкая пыль, ультразвук, инфразвук, превышающий допустимый шумовой уровень;
  • как освещено рабочее место кандидата и освещено ли оно вообще? (например, искусственная освещенность);
  • метеорологические условия;
  • обеспечивается ли достаточная вентиляция? (например: Рабочее место вентилируется плохо);
  • какую защитную одежду носит обследуемый?
  • есть ли профессиональные заболевания?
  • ездит ли кандидат в служебные командировки? Если да - насколько часто и какова их длительность?
  • переводился ли кандидат на другую работу, более легкую? И имеется ли возможность в данной ситуации такого перевода?
  • документ подписывается генеральным директором и скрепляется печатью.

Помимо этого, свои «автографы» ставят глава кадровой службы, начальник юридического отдела.

Оформление инвалидности

Внимание

Обычно при III-й группе инвалидности – это организация труда, принятая на производстве, при II-й – индивидуальный график.

  • Если больной не работает в п.

5 указывается «не работает». А в других проставляются прочерки.

  • Для других категорий прописываются указанные данные.
  • Пункты 6, 7, 8 содержать информацию, согласно, личной карточки работника.
  • Особенное внимание нужно обратить на заполнение пункта 9 и его подпунктов, так как они характеризуют условия труда, а главное, возможности работника (только те, которые связаны с его ограничениями трудовой деятельности и относятся к заболеванию).
  • В п.
    9.5 указывается «легкая», «средняя» или «тяжёлая».
  • При наличии аттестации рабочего места указываются данные согласно данных аттестации.
  • Заполнение производственной характеристики для мсэ: образец заполнения

    Это быстро и бесплатно! Оглавление:

    • Кто и когда составляет документ?
    • Список необходимых бумаг для заполнения
    • Инструкция по заполнению ПХ
    • Общие требования
    • Запрос о характере трудовой деятельности
    • Описание рабочего места
    • Видео по теме
    • Заключение

    Важное обновление информации! В связи с принятием закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г.
    функции проведения экспертизы от

    Врачебно-трудовых экспертных комиссий (ВТЭК) перешли к органам Медико-социальной экспертизы (МСЭ).

    Кто и когда составляет документ? При выявлении у работника трудностей со здоровьем, частых отсутствий по болезни, затруднений при выполнении своих обязанностей требуется пройти медицинское освидетельствование.

    Образец заполнения производственной характеристики для мсэ

    Например, выполняет монотонную работу по изготовлению деталей, на протяжении смены она занимает всё рабочее время.

    В цехе повышенная шумовая нагрузка, большая нагрузка на зрительные анализаторы (до100% рабочего времени) или работает в отдельном кабинете, шумовая нагрузка отсутствует, зрительная нагрузка высокая и составляет 100% времени.

    • В пункте 11 производится краткое описание выполняемой работы.

      Оно берётся обычно из функциональных обязанностей работника и предполагает основные, выполняемые им, производственные операции.

    Медико-социальная экспертиза

    Какова ее роль Производственная характеристика может составляться с разной целью, о чем говорилось выше.

    Важно

    Если ее пишут для предоставления в качестве характеристики на сотрудника с места работы (для оформления кредита, к примеру), тогда форма будет произвольной.

    Будут описываться деловые качества сотрудника, его дисциплина, достижения, даются психологические характеристики и т.
    д.

    Инфо

    Для МСЭ же бланк имеет установленную форму, заполняется с учетом требований законодательства, и все такие сведения являются не актуальными.

    Ведь важно будет отразить сведения, которые помогут определить состояние здоровья.

    И данные об успехах и коммуникабельности тут не кстати.

    • Темы:
    • Кадровое делопроизводство
    • Время отдыха
    • Инвалиды

    У многих кадровиков вызывает вопросы заполнение производственной характеристики для МСЭ: образец заполнения смотрите в нашей статье. Из статьи вы узнаете:

    • какие характеристики работодатель оформляет на сотрудника;
    • какова специфика оформления производственной характеристики на работника (образец заполнения);
    • какие пункты включить в образец производственной характеристики для МСЭ.

    Чтобы установить степень ограничения трудоспособности сотрудника, у которого выявили заболевание или который получил травму, проводится медико-социальная экспертиза (МСЭ).

    В рамках экспертизы МСЭ специалисты выводы делают не только на основании осмотра сотрудника, но и изучения документов, которые описывают его состояние.

    Бланк профессиограммы для оформления инвалидности

    Если вы напишите, что сотрудник спокойно выполняет свои обязательства, сдает план и не имеет послабляющих условий, то в бюро МСЭ не поймут причину обращения. Ведь главное – точное, но краткое описание, которое позволит определить, здоров ли человек. Обычно не возникает сложностей с заполнением пункта относительно болезней и соответствующих больничных листов. Все данные переносятся из листка о нетрудоспособности.

    Пункты не могут оставаться не заполненными. Если нет определенной информации для отражения в соответствующих строчках, стоит поставить прочерки.

    На водителя-экспедитора При написании производственной характеристики для МСЭ на водителя автобуса,водителя-экспедитора стоит руководствоваться общими правилами.

    Расскажем, что такое профессиограмма и для чего она нужна, дадим инструкцию, как ее составить и приведем образец профессиограммы HR-менеджера.

    Из этой статьи вы узнаете:

    Полезный документ:

    Что такое профессиограмма

    Понятие профессиограммы достаточно широко. Это описание профессии и качеств, необходимых работнику. На практике содержание понятия профессиограмма конкретизируется до двух базовых составляющих:

    1. Описание содержания работы по профессии: функции, задачи, операции.
    2. Требования к работнику: профессиональные и психологические качества.

    Профессиограмма имеет разные формы: текстовый документ, инфографика, презентация, видео. Это связано с тем, что исходное назначение профессиограммы - профориентация молодежи.

    Чем отличается профессиограмма от должностной инструкции

    У этих на первый взгляд одинаковых документов есть два принципиальных отличия:

    1. В должностной инструкции обязательно есть пункт о правах и обязанностях работника. В профессиограмме такого пункта нет.
    2. В профессиограмме гораздо шире список требований к работнику данной профессии и условиям труда. В должностной инструкции - это список адаптируется под конкретную должность.

    Разработка профессиограммы - длительная и дорогостоящая процедура. Как правило, их составляют на крупных промышленных предприятиях для унификации процесса отбора рабочих массовых специальностей. Например, рабочий-сборщик главного конвейера автозавода.

    Зачем нужна профессиограмма HR-у

    В работе HR-а профессиограмма регулирует процесс поиска и отбора кандидатов на вакансию. Например, профессиограмма продавца и профессиограмма продавца-консультанта дифференцирует процесс отбора кандидатов на близкие по функционалу вакансии.

    Существует также особые типы профессиограмм, которые используют для конкретных целей:

    • информационная служит для профориентации тех, кто выбирает профессию. Это - лаконичная и компактная профессиограмма.
    • диагностическая служит для выявления причин неполадок, аварии или снижения производительности труда. Такую профессиограмму составляют на основе реальных производственных процессов. Это очень подробная профессиограмма.
    • методическая помогает найти способы повышения профессионального мастерства работника. Она также составляется на основе описания реальных процессов.

    Как составить профессиограмму: пошаговая инструкция

    Составление профессиограммы - обязанность менеджера по работе с персоналом. Мы подготовили пошаговую инструкцию и пример составления профессиограммы:

    Шаг 1. Составьте общую характеристику профессии. Укажите ее официальное название по номенклатуре. Укажите необходимый уровень образования.

    Шаг 2. Опишите трудовой процесс: задачи и операции. Перечислите основные функции работника этой профессии.

    Шаг 3. Перечислите требования, которые профессия предъявляет к работнику: знания и умения, психофизиологические особенности.

    Шаг 4. Дайте психологическую характеристику труда: привлекательные и непривлекательные стороны.

    Шаг 5 . Организуйте собранную информацию согласно образцу, как составить профессиограмму, приведенному ниже.

    Должностная инструкция менеджера по персоналу

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    ПСИХОГРАММА РАЗМЕТЧИКА 1

    Современная техника машиностроения предъявляет высокие требования к точности обработки деталей машин. Но значительная часть заготовок поступает в цехи в виде отливок, поковок, проката с поверхностями нечи­стыми, неровными. Для придания детали требуемой формы и требуемого размера заготовки приходится обрабатывать на токарных, фрезерных, стро­гальных и других металлорежущих станках. В процессе обработки с заго­товки снимается излишний слой металла, называемый припуском. Чтобы снять с заготовки только припуск и получить деталь такой формы и такого раз­мера, какие соответствуют чертежу, деталь.размечают. Разметка заключается в том, что на поверхностях заготовки специальными инструментами откла­дывают в натуральную величину размеры, указанные на чертеже (рис. 3). По разметочным рискам в механических цехах ведут последующую обра­ботку заготовки.

    Разметка - одна из наиболее ответственных операций. От ее качества зависит точность дальнейшей обработки детали. Разметка позволяет избе­жать брака, сэкономить материал, ускорить технологическую обработку детали, значительно повысить производительность пруда.

    Разметка представляет собой сложный комплекс сенсомоторных дей­ствий, связанных с решением ряда сложных геометрических задач, воссозда­нием объекта и последующим перенесением его контура на поверхность заготовки. В процессе разметки требуется так изображать деталь на плос­кости, чтобы по полученному плоскому изображению можно было полностью определить проектируемую деталь однозначно. Особенность разметочных работ заключается в том, что подавляющее большинство решений сложных задач носит нестандартный характер и зависит только от опыта и интуиции самого разметчика. Разметочные операции состоят из множества сложных ручных операций, которые трудно, а подчас и невозможно механизировать. Это предъявляет довольно высокие требования к психомоторной сфере раз­метчика, в особенности к координации движений.

    В процессе разметочных работ можно выделить шесть этапов, каждый из которых предъявляет свои специфические требования к психике рабочего.

    Первый этап-планирование деятельности -включает в себя освоение чертежа, ознакомление с заготовкой, обмер заготовки, мысленное воссоздание контуров будущей детали, выбор базы, выбор инструмента, необходимого для разметки данной детали. На этом этапе от разметчика требуется тща­тельно продумать.ход и последовательность работ. Здесь особые требования предъявляются в отношении:

    Глазомера,

    Внимания (объем и переключение),

    Памяти (особенно оперативной),

    Пространственных представлений,

    Творческого воображения,

    Понимания технических устройств.

    Силовая нагрузка на первом этапе полностью отсутствует.

    Второй этап - подготовительные операции, которые производятся.с целью подготовки заготовки к разметке (очистка, окраска заготовки и т. п.). Эти операции являются наиболее простыми, не специфическими для разметчика. На этом этапе его внимание направлено в основном на моторное поле (кото­рое составляют заготовка, кисть или пульверизатор, измерительный и рабо­чий инструменты), причем движения и действия, совершаемые на этом этапе, относятся к наиболее простым по темпу, траектории, точности и т. п.

    Третий этап - чертежно-измерительные операции. Они представляют собой наиболее сложный комплекс работ, занимающий центральное место в разметке,и предъявляющий целый ряд специфических требований к пси­хике человека. В чертежно-измерительные операции входят: приведение базы к плоскости -разметочной плиты; детальная выверка заготовки и выкраивание из нее детали; установка размеров на измерительных приборах и инстру­ментах; геометрические построения.

    Чертежно-измерительные операции помимо чертежно-графичееких навы­ков требуют большой концентрации внимания, глазомера, зрительного и ося­зательного контроля, пространственных представлений и конструктивного воображения. Большое значение здесь имеет наблюдательность. Работа с измерительными приборами и инструментами требует сложных, координи­рованных движений, причем требования в основном предъявляются не к силе, а к точности, ловкости, корреляции и^тонкой дифференцировке движений. Часто бывает, что деталь закреплена так, что разметчику приходится произ­водить измерение и наносить размер на.поверхности детали, находясь в не­удобной рабочей иозе. При этом требуется одним движением измерительного инструмента «схватить» размер и закрепить его на шкале. Такое сложное движение успешно осуществляется в сочетании со зрительным и кинестети­ческим контролем.

    При планировании операции не всегда удается предусмотреть весь ход измерений и их фиксации, а потому разметчику необходимо варьировать порядок действия в зависимости от сложности детали. Тем самым предъяв­ляются требования к умению ориентироваться в ситуации, к оперативному мышлению.

    Для третьего этапа, таким образом, характерно сочетание сложных сенсомоторных действий и мыслительных операций.

    Четвертый этап - решение задач по начертательной геометрии - явля­ется одним из наиболее ответственных, так как ошибочное решение задачи приводит к браку. Пространственная (объемная) разметка осуществляется при помощи проекционного метода. Успешность выполнения этой работы требует от разметчика специальных математических способностей, простран­ственных представлений, активного мышления (абстрактно-логического), кон­структивного воображения, оперативной памяти (особенно запоминания гео­метрических фигур). Решение задач сочетается в работе разметчика с необходимостью как можно точнее наносить указанные на чертеже размеры на поверхность заготовки. Эта операция предъявляет повышенные требо­вания к зрительному анализатору, в особенности к глазомерной функции.

    На этом этапе необходимо отметить важную роль внимания к деталям построений и измерений. Со стороны психомоторики требуются ловкость и точность движений.при построении и измерениях детали.

    Пятый этап - операции по нанесению на заготовку рисок и точек - предъявляет очень высокие требования к точности и координации движений, ибо неточно нанесенная риска приводит ж браку. Наносится риска спе­циальной разметочной чертилкой, изготовленной из металла повышенной твердости, на металлическую поверхность заготовки. При этом некоторые требования предъявляются к регулированию силы нажима, его направления и равномерности. Слабый нажим не обеспечит хорошей видимости риска, а чрезмерно сильный приведет к искажению размера. Основная область работы на этом этапе - моторное поле.

    Шестой этап - операции ударные, кернение рисок и точек. Керненяе рисок позволяет довольно продолжительное время сохранять следы раз­метки. Последующая обработка деталей ведется по кернам; таким образом, очень важно нанести их с предельной точностью, что требует от разметчика сильных, быстрых и точных движений. Удар по кернеру должен быть силь­ным и метким. Эти действия весьма упражняемы, и поэтому они в значи­тельной мере автоматизируются.

    На основании.проведенного анализа можно сделать выводы о требова­ниях профессии разметчика к индивидуально-психологическим свойствам индивида.

    Психомоторика. Профессия разметчика не предъявляет особых требо­ваний к силе мышц, так как разметочные операции не связаны с тяжелым физическим трудом. Разметчик не имеет дело с тяжелым и крупным инстру­ментом, при разметке крупногабаритных деталей на помощь ему приходят подъемно-транспортные средства. В большей степени предъявляются требо­вания к мышечной выносливости, т. е. способности выполнять движения (со слабой и средней нагрузкой) в течение продолжительного времени.

    Повышенные требования профессия разметчика предъявляет к коорди­нации движений, к устойчивости руки и ее движений, т. е. сохранению направления ее движений без колебаний и отклонений в сторону. При при­менении в разметке лекал и шаблонов, при откладывании размеров и про­ведении разметочных рисок движения должны.быть четкими, точными и устойчивыми.

    Производительность труда разметчика в значительной степени зависит от времени, затрачиваемого на различные моторные действия, которые должны сочетать в себе скорость и точность. Разметчику необходима мет­кость удара при операции кернения и маркировки деталей. В основе этих профессиональных способностей лежит высокое развитие зрительно-моторной координации.

    Психомоторные функции весьма упражняемы. В зависимости от про­должительности работы или обучения движения человека автоматизиру­ются, становятся все более свободными и экономными. Это, однако, не исключает необходимости определения скорости овладения двигательными навыками (обучаемости), так как индивидуальные различия в области.психомоторики достаточно велики.

    Сенсорные и перцептивные свойства. Ведущее значение в работе раз­метчика имеют характеристики зрения. В процессе разметочных работ раз­метчик осуществляет зрительный контроль "за выполнением собственных действий, за показаниями измерительных приборов. К разметчику предъяв­ляются высокие требования в области зрительной чувствительности, вос­приятия пространственных отношений (расстояний, величины, формы). Важ­нейшей психической функцией для разметчика является глазомерная функ­ция. Глазомер необходим разметчику при операциях выкраивания детали из заготовки, различных измерениях и нанесении размеров на заготовку, для распознавания на глаз небольших отклонений в расстояниях, углах, форме.

    Не менее важна для разметчика наблюдательность - активная форма вос­приятия, предъявляющая особые требования к вниманию.

    Внимание. Оно требуется разметчику на всех этапах его работы, начиная со знакомства с чертежом или эскизом и кончая кернением рисок. Анализ причин брака показал, что около 70% деталей, попавших в брак по вине разметчиков, есть результат невнимательного прочтения чертежа или ошибки в измерениях. Из этого следует, что характеристики внимания необычайно важны для успешного овладения профессией разметчика.

    Ему необходима сосредоточенность на узкой зоне (заготовка или ее часть) для точного восприятия всех деталей. При чтении чертежа, перене­сении размеров на заготовку, контроле измерительного инструмента необ­ходима концентрация внимания.

    Одновременная работа с несколькими объектами (чертеж, заготовка, измерительные приборы) требует от разметчика распределения внимания. Для профессии разметчика характерен быстрый переход от концентра­ции внимания на одном объекте (чертеж, эскиз) к концентрации внимания на другом (заготовка, деталь, шаблон), что требует от разметчика такого свойства, как легкое и быстрое переключение внимания.

    В процессе разметки необходимо представить контуры будущей детали и мысленно уложить ее в размеры заготовки. Эта творческая работа требует от разметчика точного восприятия, наблюдательности, внимания.

    Внимание и наблюдательность развиваются по мере приобретения про­фессионального опыта, но зависят и от индивидуальных свойств личности разметчика, от его интеллекта.

    Память. Выполнение разметочных операций требует от разметчика актив­ной мобилизации прошлого опыта, развитой памяти. Деятельность разметчика носит многоплановый характер. Он получает разнообразную информацию о состоянии сразу нескольких переменных. Источниками информации служат одновременно чертежи, заготовка, деталь, технологические указания, пока­зания измерительных приборов и т. д. Всю эту информацию надо прочно удерживать в памяти для контроля последовательности решения основной задачи.

    В процессе своей работы разметчик имеет дело с цифровым материалом (размеры, обозначенные в чертеже, и показания разметочных инструментов), и с геометрическими фигурами и телами. Поэтому успешность его работы в большой мере зависит от его способности сохранять в памяти значитель­ное количество цифрового материала на непродолжительный срок и от спо­собности запоминать локализацию геометрических объектов, их форму.

    Особенности мыслительной деятельности. Разнообразие выполняемых раз­метчиком операций требует от него активного мышления для понимания различных по сложности заданий, ориентировки и контроля при решении сложных математических и конструктивных задач. В процессе разметочных работ мыслительные операции сочетаются с практическими действиями. Раз­метчик не имеет возможности видеть деталь: он должен построить ее в своем воображении и, учитывая особенности детали, спланировать свою работу. Анализ особенностей объекта и процесса своей деятельности соче­тается с практическим синтезом - объединением отдельных действий и прие­мов в единую систему.

    В начале разметки работа характеризуется высокой степенью неопре­деленности, и поэтому необходима развитая мыслительная деятельность для решения прогностических задач.

    При выборе базы и перенесении размеров на поверхность заготовки разметчик применяет индуктивный способ решения, так как зачастую он дол­жен не только представить себе формы детали, но и предвидеть возможные их изменения в процессе обработки. Абдуктиввая форма мышления необ­ходима разметчику в силу нестандартного характера решаемых задач, боль­шой неопределенности условий.

    Наконец, только на последнем этапе, когда решены основные про­странственные задачи и требуется лишь перенести на поверхность заготовки ее размеры, разметчик обращается к дедукции. Таким образом, он идет от более сложных форм мышления в начале работы к более простым в конце ее.

    Для успешного решения основных задач разметчику необходимы также сообразительность, быстрый и уверенный счет, четкость логических суждений, комбинаторные способности.

    Пространственное воображение. Это особая форма комбинаторно-перцеп­тивной деятельности, успешность которой является важнейшим залогом общей успешности деятельности разметчика, сочетающей требования к пер­цептивным и мыслительным (комбинаторным) свойствам.

    Изучение деятельности разметчика позволило сделать вывод о возмож­ности компенсации одних профессионально значимых свойств другими. Ком­пенсируются не только второстепенные функции, но и ооновные, профили­рующие для данной профессии. Так, недостатки коррекции движений могут компенсироваться высокой степенью развития глазомера. В свою очередь недостаточное развитие глазомера все же не оказывается препятствием для успешного выполнения разметочных работ при условии высокой концентра­ции и большого объема внимания. Недостатки памяти компенсируются повышенной устойчивостью внимания, функции мышления могут подкреп­ляться и частично замещаться хорошо развитой памятью и т. д. Явление компенсации необходимо учитывать при прогнозе профессиональной "пригод­ности.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВИАДИСПЕТЧЕРА 2

    1. Выделение психологического содержания в профессиональных задачах диспетчера увд

    Высокое качество деятельности диспетчера УВД определяется адекват­ностью его действий изменениям профессиональной среды. Профессиональная среда диспетчера включает в себя природные элементы (высота облачности, ветер, осадки и другие метеоявления, состояние взлетно-посадочной полосы (ВПП) и т. д.), технические элементы (управляемые объекты - воздушные суда; радиотехнические средства, наземное оборудование аэропорта и т. д.) и социальные элементы (экипажи воздушных судов, диспетчеры других пунк­тов, работники служб, пассажиры). Взаимодействие диспетчера как субъекта труда и его профсреды может нарушаться в аилу различных непредвиденных изменений в любом из элементов, например в результате отказа одного из радиотехнических устройств, неблагоприятных погодных условий, неправиль­ных действий экипажа и т. д. Оптимальные условия предполагают посте­пенные, предсказуемые изменения воздушной обстановки, стабильные харак­теристики профессиональной среды.

    На данном этапе анализа психологического содержания профессиональ­ных задач диспетчера мы ограничиваемся оптимальным режимом, в котором деятельность диспетчера УВД рассматривается нами на определенном уровне обобщения, соответствующем технологическому описанию профессиональных задач, без учета конкретных ситуаций и индивидуальных способов деятель­ности. В связи с этим нами была сделана попытка раскрыть психологическое содержание основных задач, которые диспетчеры обязаны выполнять в соот­ветствии с различными инструкциями, регламентирующими их деятельность на всех этапах управления воздушным движением (таблица).

    Можно разделить психологические задачи, решаемые диспетчером УВД, на три большие группы: А) задачи, связанные с приемом информации;

    Этап деятельности

    Профессиональные задачи

    Психологическое содержание задач

    I. Подготовка к де­журству

    1. Знать фактиче­скую и прогнозируе­мую погоду в районе аэродрома я в районе запасных аэродромов 2. Знать все ограни­чения и запреты на полеты в районе аэро­дрома 3. Знать о наличии особых рейсов 4. Знать имеющиеся распоряжения и указа­ния по управлению дви­жением воздушных судов (схемы полетов, сведения о занятости отдельных эшелонов « т. д.)

    1. Принять информа­цию, поступающую в словесной и цифровой форме в основном по слуховому каналу (ин­структаж) и по зри­тельному (табло метеоданных) 2. Осмыслить, логи­чески переработать (со­поставить, классифици­ровать) полученную информацию 3. Закрепить в логи­ческой и образной па­мяти информацию, не­обходимую для решения задач УВД 4. Создать установку на мгновенное выборочное воспроизведение не­обходимой порции информации

    II. Прием дежурства на рабочем месте

    1. Проверить работу всего комплекса радиотехобеспечения ра­бочего места

    2. Настроить (под свои зрительные и слу­ховые анализаторы) изображение, яр­кость, фокусировку, усиление радиосигнала

    3. Уточнить \у смен­ного диспетчера курс взлета и курс посадки, фактическую погоду, наличие и характер ограничений и запре­тов, воздушную обста­новку (количество, типы, номера, местона­хождение воздушных судов, их высоту и на­правление), нижний безопасный эшелон, зоны ожидания, план полетов

    1. Принять информа­цию, поступающую от радиотехнического комплекса

    2. Сопоставить эту информацию с пред­ставлениями о нормаль­ной работе аппаратуры и характеристиках сиг­налов

    3. При настройке поль­зоваться знаниями о причинно-следствен­ных связях между ха­рактеристиками сигна­лов и органами управ­ления

    4. Владеть навыками манипулирования орга­нами управления радио­техническим комплексом

    5. Принять словесную информацию о воздуш­ной обстановке и дру­гих компонентах произ­водственной ситуации

    6. Осмыслить, логи­чески переработать по­лученную информацию(сопоставить, классифи­цировать)

    7. Закрепить в образ­ной и логической памя­ти необходимую инфор­мацию

    8. Сконструировать в воображении образ воздушной обстанов­ки - целостный, дина­мический, цространственно-временной

    III. Управление воз­душным движением су­дов при взлете.

    IV. Управление воз­душным движением су­дов при посадке

    1. Получить информацию аэродромного диспетчерского пункта по каждому взлетаю­щему воздушному суд­ну (ВС)

    2. Сообщить диспет­черу пункта посадки условия входа воздуш­ного судна в зону

    3. Установить радио-связь с взлетающим воздушным судном. Передать экипажу условия выхода из района аэропорта

    4. Контролировать продвижение ВС по установленной схеме полета

    5. Обеспечить про­дольное, баковое и вертикальное эшелони­рование воздушных су­дов в своей зоне

    6. Передать ВС дис­петчеру районного диспетчерского пункта (РДП), радиосвязи - место воздушного суд­на (выход из зоны)

    1. Принять от дис­петчера РДП информа­цию о воздушном судне, входящем в район аэродрома

    2. Передать диспет­черу РДП условия входа ВС в район подхода

    3. Идентифицировать воздушное судно с по­мощью радиолокатора и УКВ-пеленгатара

    4. Установить радио­связь с ВС, входящим в зону

    5. Управлять движе­нием воздушного суд­на

    6. Согласовать с дис­петчером посадки ус­ловия входа ВС в зону посадки

    7. Дать указания на связь с диспетчером по­садки и путем прослу­шивания убедиться, что диспетчер круга привял управление воздушным судном

    1. Опознать и иден­тифицировать сигналы на экране радиолокато­ра

    2. Принимать инфор­мацию в речевой фор­ме, часто закодирован­ную. Декодировать ее

    3. Сопоставлять поло­жение объекта «а экра­не со слуховой инфор­мацией, полученной от экипажа ВС

    4. Устойчиво сохра­нять внимание на зри­тельных и слуховых си пиалах

    5. Своевременно пере­ключать внимание на те или иные элементы про­изводственной ситуа­ции.

    6. Распределять вни­мание между различны­ми источниками инфор­мации

    7. Запоминать необ­ходимую информацию о воздушных судах и сохранять ее до вы­хода воздушного судна из зоны

    8. Избирательно вспо­минать данные, необхо­димые для решения той или иной задачи

    9. Забывать (выбра­сывать из памяти) дан­ные о ВС, вышедших из зоны или совершив­ших посадку

    10. Строить простран­ственный образ воздуш­ной обстановки (с опо­рой на слуховое и зри­тельное восприятие) и перестраивать про­странственный образ воздушной ситуации по мере изменения обста­новки

    11. Прогяозировать изменения ситуации (ее пространственно - вре­менного образа)

    12. Осуществлять по­следовательность ум­ственных действий для реализации готового алгоритма (сравнивать данные о ВС, оценивать их положение с точки зрения безопасности движения)

    13. Принимать реше­ние при возникновении непредвиденной ситуа­ции: - оценивать воздуш­ную обстановку, - выбирать средства для ее изменения., - определять необхо­димую последова­тельность действий для реализации ре­шения

    На всех этапах

    1. Вести радиопереоворы, лаконично, чет­ко передавая команды и сообщения, сохраняя спокойный тон в любой ситуации

    2. Сохранять собран­ность в непредвиденных ситуациях

    3. Проявлять самообладение в конфликтных ситуациях

    4. Длительно вести интенсивную работу по управлению воздушным движением, не ухудшая качества и не снижая темпа

    Б) задачи, связанные с процессом сохранения и переработки информации; В) задачи, связанные с передачей переработанной информации.

    А. Задачи, связанные с приемом информации

    1.Сенсорные задачи в чистом виде перед диспетчером УВД возникают очень редко. Даже такие, на первый взгляд, чисто сенсорные задачи, как задача различить цвета сигнальных лампочек или градации яркости светя­щихся точек на экране локатора, включены в акт опознания целостных объ­ектов, неразрывно связанных с конкретной ситуацией. Поэтому в данном случае правильнее говорить о сенсорно-перцептивных задачах.

    2. Перцептивные задачи - это задачи восприятия с помощью анализато­ров целостных предметов и явлений трудового процесса в совокупности их отдельных свойств и пространственно-временных характеристик. Возрастаю­щее значение этих задач в трудовом процессе - одна из отличительных особенностей современного автоматизированного производства и характерной для него операторской деятельности.

    Перцептивные задачи в деятельности диспетчера УВД связаны как со зрительным, так и со слуховым анализатором. Задача восприятия как непосредственной (инструктаж), тал и опосредованной техническими устрой­ствами (радиотелефон, внутренняя телефонная связь) речи возникает перед диспетчером непрерывно. Для этой задачи характерны: а) специальный слу­жебный язык, знание которого является обязательным условием правильного приема и декодирования речевой информации; б) хорошая техническая осна­щенность, почти исключающая помехи и искажения речи, воспринимаемой диспетчером.

    Зрительная информация поступает к диспетчеру УВД в образно-схема­тической <и цифровой форме. Изображения на экране обзорного локатора и на табло метеоданных требуют декодирования, однако обладают достаточ­ным размером, четкостью, контрастностью и не предъявляют повышенных требований к зрительному анализатору человека.

    Своеобразной перцептивной задачей диспетчера УВД является необхо­димость зрительно-пространственной оценки расстояния между воздушными судами на обзорном локаторе. Это глазомерная задача, требующая соот­ветствующих навыков.

    3. С перцептивными задачами органически связаны аттенционные. С помощью внимания организуется целенаправленное восприятие информа­ции. К аттенционным задачам диспетчера УВД относятся: а) задачи сохра­нения устойчивого внимания на управляемых объектах, б) необходимость своевременно переключать внимание с одного объекта на другой с «опти­мальной скоростью в необходимой последовательности, в) распределение внимания на ряде существенных элементов рабочей ситуации.

    Б. Задачи, связанные с сохранением и переработкой информации

    1. Мнемические задачи предъявляют требования к функционированию двух видов памяти: долговременной и оперативной. Оперативная память используется для сохранения вновь воспринятой.информации в течение относительно короткого времени или для того, чтобы вызвать в сознании некоторую часть информации, хранящуюся в долговременной памяти.

    Информация о параметрах движения воздушных судов сохраняется в оперативной памяти, информация о параметрах взлетно-посадочной полосы, зоны аэропорта, служебный язык, должностные инструкции, алгоритмы" решения типичных задач и т. п. сохраняются в долговременной памяти диспетчера.

    Мнемические задачи включают в себя: а) запоминание; б) сохранение; в) точное и своевременное воспроизведение; г) забывание информации потерявшей свою актуальность.

    2. Имажинитивные задачи занимают, на наш взгляд особое место в деятельности диспетчера УВД. На основании разнородной информации диспетчер строит сложный, пространственно-временной, динамический образ воздушной обстановки, руководствуясь которым принимает все решения. Имажиннтивиые задачи включают: а) создание адекватного представления на основе полученной закодированной информации, б) соединение этих представлений в единый сложный образ (концептуальную модель), в) опери­рование этими представлениями, их перестройку, позволяющую предвидеть изменения воздушной обстановки.

    3. Мыслительные задачи. При работе диспетчера УВД в оптимальном режиме эти задачи оказываются менее сложными, чем в режиме экстремаль­ном. Однако и в оптимальных условиях работы эти задачи многочисленны и разнообразны. Диспетчеру нужно: а) выявить взаимосвязи.между элемен­тами производственной ситуации (например, несколькими управляемыми объектами, погодными условиями, имеющимися ограничениями и запретами); б) оценить воздушную обстановку; в) выбрать один из известных алгорит­мов, более адекватный воздушной обстановке; г) прогнозировать изменения воздушной обстановки «а основе знания закономерностей ее динамики; д) установить причину возникших "рассогласований -между прогнозируемой и фактической ситуациями (диагноз); е) принять правильное решение в неожиданной, новой -ситуации, найти средства для реализации этого реше­ния и определить необходимую последовательность действий.

    В. Задачи, связанные с передачей информации диспетчером УВД

    Это задачи перцептивно-моторные и рече-моторные. Перцептивно-мотор­ные действия осуществляются диспетчером при наборе номера самолета на табло-эшелонаторе, при включении радиопереговорных устройств, при подстройке аппаратуры (регулировка изображения).

    Речемоторные задачи (речевая передача сообщений по внутреннему телефону громкоговорящей "связи, радиотелефону) тесно связаны с задачами коммуникативными (адекватный тон общения, форма общения и пр.). Тре­бования, предъявляемые этими задачами, относятся не столько к внешним характеристикам речи (тембр, дикция, громкость), сколько к содержательной ее стороне (ясность высказываний, лаконичность, четкость формулировок).

    Мурманский Государственный Педагогический Университет

    Факультет Технологии и Дизайна

    Кафедра Психологии

    Реферат на тему:

    «Профессиограмма и психограмма дизайнера»

    Преподаватель


    Введение

    1. Профессиограмма

    2. Психограмма

    3. Профориентация

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    Данная работа освещает проблему профориентации современного человека на конкретных примерах профессиограмм и психограмм профессии дизайнера. В работе рассмотрены общие понятия предмета профориентации, содержание профессиограмм и психограмм, способы их создания.

    Цель работы: проанализировать составление профессиограммы и психограммы профессий на примере профессии дизайнера.

    Задачи: изучить составление профессиограммы и психограммы, их содержание, проанализировать значение этих документов в процессе профориентации, рассмотреть проблемы профориентации.

    Актуальность работы обусловлена постоянным ростом требований организаций к профессиональным и личным качествам работников, необходимостью рационально подобрать профессию будущим работникам, возможностью проанализировать собственные профессиональные и личные качества как самостоятельно, так и с помощью профессиональных групп, занимающихся составлением профессиограмм и психограмм, чтобы добиться максимальной эффективности собственного труда, быть востребованным и конкурентоспособным специалистом.

    Реферат включает несколько разделов, в которых рассмотрены по отдельности: профессиограмма (основные понятия, содержание профессиограммы, виды и примеры профессиограмм), психограмма (основные понятия, что лежит в основе психограммы, примеры психограмм), современные проблемы в профориентации работников и учащихся.


    1. Профессиограмма

    Профессиограмма – это документ, содержащий описание содержания работы по определенной профессии (функции, обязанности, задачи, операции), требований к носителю определенной профессии (профессиональные, деловые, личные качества).

    Документальной формой профессиограммы могут быть словесное описание, знаковый алгоритм, видеофильм, компьютерная программа.

    Появление первых профессиограмм и их использование для отбора кадров, очевидно, следует отнести к началу ХХ-го века. Именно тогда специалисты автомобильных заводов Форда после анализа содержания работ и определения соответствующих требований к рабочим пришли к выводу, что некоторые профессии вполне под силу инвалидам.

    В теории и практике управления персоналом профессиограмма расценивается как документ, который наряду с тарифно-квалификационными справочниками способствует лучшему подбору рабочих особо важных профессий.

    Различия между взглядами авторов учебных пособий или монографий заключается в том, как лучше описать работу и какие требования к работнику следует включать в профессиограмму. Например, коллектив известного учебника по управлению персоналом рекомендует выделять в профессиограмме шесть разделов:

    1) профессия (общие сведения о профессии; изменения, которые произошли с развитием НТП; перспективы развития профессии);

    2) процесс труда (характеристика процесса труда, сфера деятельности и вид труда, продукция, орудия труда, основные производственные операции и профессиональные обязанности, рабочее место, рабочая поза);

    3) санитарно-гигиенические условия труда (работа в помещении или на воздухе; шум, вибрация, освещение, температура, режим труда и отдыха; монотонность и темп труда; возможности производственных травм, профзаболеваний: медицинские показания; льготы и компенсации);

    4) психофизиологические требования профессии к работнику (требования к особенностям восприятия, мышления, внимания, памяти; требования к эмоционально-волевым качествам человека; требования к деловым качествам);

    5) профессиональные знания и навыки (перечень необходимых знаний, умений и навыков);

    6) требования к подготовке и повышению квалификации кадров (формы, методы и сроки профессионального обучения, перспектива профессионального роста).

    1) общие положения (профессия, распространенность профессии, отрасль экономики, специальности);

    2) подготовка кадров (типы учебных заведений, формы подготовки, продолжительность обучения, условия поступления, уровень полученной квалификации, перспективы профессионально-квалификационного и должностного роста);

    3) типовые производственные показатели работы (сфера деятельности и виды труда, типы основных орудий труда, важнейшие производственные операции, виды профессиональных трудностей, ошибок, преобладающие типы деятельности, формы организации труда и характер социальных связей);

    4) санитарно-гигиенические условия труда (микроклиматические условия, режим труда и отдыха, травматизм, профзаболевания, мероприятия по охране труда);

    5) медицинские противопоказания;

    6) квалификационный профиль (общеобразовательная подготовка, профессиональная подготовка, общий уровень интеллекта, владение словом, владение числом, пространственная ориентация, восприятие формы, моторная координация, склонность к научно-технической деятельности, специфические способности).

    Не редко у специалистов возникает вопрос, чем же профессиограмма в таком случае отличается от должностной инструкции? Как следует из изложенного выше, профессиограмма отличается от должностной инструкции прежде всего двумя обстоятельствами:

    1) в профессиограмме нет упоминаний о правах и ответственности работника, то есть о тех разделах, которые делают должностную инструкцию декларативной;

    2) в профессиограмме описываются условия труда на рабочем месте и в несопоставимо большем объеме излагаются требования к работнику.

    Составление профессиограммы

    В настоящее время профессиограмма разрабатывается специалистами на основе наблюдения за работником в процессе труда, включая проведение психофизиологических измерений, хронометража, фотографии рабочего времени, построения социометрических матриц взаимодействия работников, анализа информационных потоков. Прежде всего, разработчики профессиограммы руководствуются мнением опытных работников изучаемой профессии и их руководителей.

    Высокая трудоемкость и необходимость использования технических средств позволяют отнести профессиограмму к числу дорогих методов описания работы и требований к исполнителю.

    В последнее время разработкой профессиограмм активно занялись крупные агентства по трудоустройству и подбору персонала. Результаты своих исследований агентства размещают в сети Интернет.

    Размещенные в сети банки данных позволяют сэкономить время отбора персонала. Нужно найти в Интернете подходящий образец профессиограммы и адаптировать его к условиям своей организации.

    Примерная инструкция по содержанию и составлению профессиограммы

    Каждая профессиограмма состоит из следующих разделов.

    1. Сведения о профессии

    2. Доминирующие виды деятельности.

    3. Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности (способности, личностные качества, интересы, склонности),

    4. Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности.

    5. Области применения профессиональных знаний.

    6. Классификационная карточка профессий.

    В разделе «Доминирующие виды деятельности» перечислены основные профессиональные задачи, которые решает специалист данной профессии; действия, которые он выполняет.

    В разделе «Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности» указаны качества личности, без которых невозможно достичь успеха в выбранной профессии:

    ♦ способности;

    ♦ особенности личности;

    ♦ интересы;

    ♦ склонности.

    В разделе «Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности» описаны качества личности, которые могут помешать успеху в выбранной области деятельности.

    В разделе «Область применения профессиональных знаний» указаны виды учреждений, организаций, предприятий, где может работать специалист, овладевший данной профессией.

    В классификационной карточке профессии, в краткой форме изложены наиболее важные с психологической точки зрения признаки профессии:

    ♦ наименование профессии;

    ♦ доминирующий способ мышления;

    ♦ область базовых знаний;

    ♦ профессиональная область;

    ♦ межличностное взаимодействие;

    ♦ доминирующий интерес;

    ♦ дополнительный интерес;

    ♦ условия работы.

    При выборе или смене вида деятельности эффективнее ориентироваться на профессиограммы, построенные на основе психологического изучения профессий, чем на конкретные характеристики предмета и орудий труда. Каждая профессиограмма включает важнейшие психологические качества специалиста, краткая характеристика которых приводится ниже.

    Практически любая деятельность состоит из различных проблемных ситуаций, и человеку все время приходится решать различные профессиональные задачи:

    ♦ одним людям лучше даются решения в ситуациях, где требуется выбрать одно из нескольких готовых решений;

    ♦ другим – в ситуациях, где нужно предложить что-то новое;

    ♦ третьим предпочтительно не размышлять, а действовать.

    В одной и той же проблемной ситуации один человек будет перебирать различные способы выхода из ситуации, другой – искать причины и анализировать возможные последствия. Следовательно, привычные для человека способы мышления, наиболее характерные стратегии выхода из таких сложных ситуаций проявляются и в обычных житейских, и в профессиональных обстоятельствах. Если профессия постоянно требует от работника применять не свойственный ему способ мышления, он будет испытывать эмоциональный дискомфорт и не сможет добиться успеха в данной деятельности.

    Доминирующий, т.е. преобладающий, способ мышления является устойчивой характеристикой личности. Узнать, какой способ мышления у человека преобладает, можно, проанализировав, решение каких задач дается ему легче всего, какие житейские ситуации для него наиболее привлекательны, какие хобби имеются.

    Все способы решения профессиональных задач можно разделить на три больших класса:

    1) приложение (применение имеющихся знаний, когда процедура решения достаточно четко определена и заранее выучена);

    2) адаптация (приспособление имеющихся общих знаний к условиям, контексту изменяющейся ситуации);

    3) производство (непосредственное исполнение действий, в основном это относится к ручному труду).

    Предлагается следующая классификация способов мышления:

    ♦ приложение – способ разрешения проблемной ситуации четко определен, имеется ясная внутренняя модель того, как должно быть.

    Разновидности: приложение – процедура, приложение – диагностика, приложение – регуляция;

    ♦ адаптация – имеется несколько способов решения проблемной ситуации, и необходимо выбрать оптимальный в зависимости от обстоятельств. Разновидности: адаптация – анализ, адаптация – координация, адаптация – формализация;

    ♦ производство – представление о выполнении задачи хранится в двигательной памяти человека, производится непосредственное действие.

    Разновидности: производство – сила, производство – ловкость.

    Эта классификация сохраняет названия, принятые в современных зарубежных исследованиях.

    По преобладающему способу мышления всех людей можно разделить на несколько типов, причем каждый из типов характерен для людей разных профессий. Поэтому, определив свой тип, можно проверить, соответствует ли он избранной профессии. Выделено восемь типов людей.

    1 приложение – процедура Такие люди лучше всего чувствуют себя, когда нужно точно и пунктуально выполнить известные им заранее процедуры решения поставленной задачи. Профессии, которые им подходят, требуют быстрого и точного исполнения известных процедур решения.
    2

    приложение –

    диагностика

    Такие люди лучше всего замечают ошибки, отклонения от нормального течения процесса, способны найти причины этих ошибок. Профессии, которые им подходят, связаны с выявлением причин ошибок, аварий, неправильного функционирования техники с целью профилактики, контроля исправности и устранения неисправностей.
    3

    приложение –

    регуляция

    Такие люди любят рассматривать различные аспекты целостной системы с точки зрения того, чтобы обеспечить ее правильное и точное функционирование. Они способны хорошо регулировать отношения между частями целого, достигать равновесия, избегать напряжения. Профессии, которые подходят людям этого типа, связаны с согласованием действий и могут иметь отношение как к техническим, так и к организационным системам.
    4 адаптация – анализ Такие люди склонны анализировать ситуации, выделять существенное, предлагать новые решения. Профессии, в которых применяется этот способ мышления, требуют произвести анализ разнообразных данных, их сравнение, сопоставление, интерпретацию с целью дальнейшего обобщения и планирования.
    5

    адаптация –

    координация

    Такие люди могут согласовывать цели и решения различных многочисленных задач одновременно, стремятся к развитию и инновациям. Профессии, которые подходят людям с этим способом мышления, требуют оценки и решения нескольких задач одновременно, согласования противоречивых целей.
    6

    адаптация –

    формализация

    Такие люди хорошо интерпретируют различные ситуации, умело приспосабливаются к обстоятельствам и другим людям, они могут легко придать новую форму различным мыслям и идеям. Профессии, которые им подходят, требуют следующего:

    ♦ умения слушать и переводить на понятный другим язык различные сложные проблемы;

    7 производство –сила Такие люди предпочитают решение конкретных технических задач с применением физической силы. К профессиям, требующим этого способа мышления, относятся в основном профессии ручного труда.
    8 производство – ловкость Такие люди предпочитают решать конкретные технические задачи, используя навыки к ручному труду. К профессиям этого типа относятся в основном профессии, требующие ловкости и сноровки.

    В классификационной карточке отмечается, какой способ мышления наиболее характерен для представителей данной профессии.

    Для каждой профессии требуется определенная совокупность знаний и умений. Необходимый уровень знаний может быть:

    ♦ высоким (теоретическое знание);

    ♦ средним (практическое использование знаний);

    ♦ низким (знание получено опытным путем, навыки).

    В классификационной карточке отмечены две области базовых знаний:

    ♦ область базовых знаний №1 и их требуемый уровень (знания по общеобразовательным предметам);

    ♦ область базовых знаний № 2 и их уровень (знание по специальным предметам).

    Каждый человек может сравнить имеющиеся у него знания с теми, которые требуются для данной профессии.

    Любая профессиональная деятельность относится к какой-либо более широкой профессиональной области. В классификационной карточке указывается область, к которой относится данная профессия. При выборе профессии надо подумать, есть ли желание работать именно в этой профессиональной области.

    В профессиональной деятельности люди вступают во взаимодействие друг с другом, причем в разных профессиях тип взаимодействия разный. При этом люди различаются по тому, предпочитают ли они частое или редкое взаимодействие, решать задачи вместе или в одиночку.

    На этом основании можно выделить следующие типы:

    1 Редкое Человек не стремится действовать совместно с другими, предпочитает независимость. Такие люди хорошо переносят одиночество во время деятельности, сами организуют решение своих профессиональных задач и не считают, что работа должна происходить в группе.
    2 Частое по типу «напротив» Человек стремится работать с другими людьми, для него лучше такая работа, которая происходит при частых взаимоотношениях с другими. Такие люди предпочитают профессиональные ситуации продажи, переговоров, приема; ценят возможность обсуждать, договариваться, давать справки другим.
    3 Частое по типу «рядом» Человек стремится находиться рядом с другими людьми при решении профессиональных задач. Здесь предпочтение отдается таким профессиональным ситуациям, где люди обмениваются разнообразной информацией, но работу выполняют независимо друг от друга. Такой человек сохраняет некоторую самостоятельность в работе, при том что работает не в одиночку.
    4 Частое по типу «вместе» Человек стремится действовать вместе с другими людьми, для него лучше такая работа, которая происходит при постоянных взаимоотношениях с другими. Здесь предпочтение отдается выполнению общей работы «командой», маленькой спаянной группой. Такой человек соглашается на некоторую зависимость от других в работе и не любит работать в одиночку.

    Знание своего предпочитаемого типа взаимодействия помогает подобрать работу, где человек чувствует себя наиболее комфортно. Следует, однако, иметь в виду и то, что для некоторых людей тип взаимодействия не имеет значения, они готовы к любым профессиональным ситуациям.

    Определить свой тип взаимодействия можно, проанализировав свое поведение в общении с другими людьми.

    В классификационной карточке для каждой профессии указывается характерный тип взаимодействия.

    В зависимости от доминирующего (т.е. ведущего, основного) интереса выделяют следующие типы:

    1 Реалистический (практический) тип любит заниматься конкретными вещами и их использованием. Он ориентирован на практический труд и быстрый результат деятельности. Отдает предпочтение занятиям, требующим ручных умений, ловкости. Занимается конкретными объектами (вещами, животными, машинами) и их практическим использованием (бор дантиста, сверлильный и токарный станки, ювелирные инструменты, скальпель хирурга, управление машинами и различными механизмами). Хорошо развито практическое мышление. Охотно выбирает профессии водителя, ветеринара, фермера, лесничего, радиомонтажника, милиционера, картографа.
    2 Исследовательский (интеллектуальный) тип сообразителен и наблюдателен, независим и оригинален, обладает нестандартным мышлением и творческим подходом к делу. Развиты умственные способности. Выясняет множество деталей, прежде чем прийти к заключению. Предпочитает научные профессии: эколога, футуролога, философа, химика, биолога.
    3 Социальный тип активен, общителен, эмоционален, чувствителен. Обладает развитыми словесными способностями. Умеет устанавливать и поддерживать отношения с людьми. Главным содержанием труда является взаимодействие с людьми. Предпочитаемые занятия: обучение, информирование, обслуживание. Профессии данного типа: учитель, воспитатель, психолог, священнослужитель, социальный работник.
    4 Конвенциональный (стандартный) тип усидчивый, исполнительный, дисциплинированный, аккуратный. Отдает предпочтение ясным, четко сформулированным предписаниям. Любит решать типичные задачи. Предпочитает профессии, имеющие отношение к канцелярским и расчетным работам (бухгалтер, экономист, секретарь-референт, нотариус, кассир)
    5 Предпринимательский тип находчивый, подвижный, практичный, энергичный, инициативный, азартный. Любит риск. Стремится к лидерству, любит быть на виду. Не любит занятий, требующих усидчивости, длительной концентрации внимания. Хорошо справляется с работой, требующей быстрого принятия решения. Преобладают словесные способности. Контакты с людьми – многочисленны. Выбирает профессии коммерсанта, предпринимателя, политика, страхового агента, менеджера.
    6 Артистический тип высокая эмоциональная чувствительность, творческое воображение, образное мышление, богатая фантазия. Пластичен, гибок, проницателен. В отношениях с людьми опирается на свои ощущения, интуицию (понимание без логического обоснования). Развито восприятие, ручные умения и словесные способности. Предпочитает занятия, связанные с изобразительной и музыкальной, литературно-художественной и актерско-сценической деятельностью (дизайнер, художник, музыкант, актер).

    Интересы людей разнообразны, и по степени выраженности интересов всех людей подразделяют на разные типы личности.

    Каждый тип личности служит для описания группы людей, обладающих определенными личностными и профессиональными особенностями. Люди разных типов предпочитают одни и отвергают другие виды деловитости (работу, отдых, хобби). Каждый тип личности в наилучшей степени может выразить себя в определенной профессиональной среде. Необходимо только, чтобы тип личности соответствовал выбранной профессии. Интересы человека чаще всего невозможно описать с помощью только одного доминирующего интереса. Кроме основного при анализе профессий необходимо учесть и дополнительный интерес. Поэтому в классификационной карточке для каждой профессии отмечены как доминирующий, так и дополнительный интересы. Например, для профессии менеджера доминирующим интересом является предпринимательский, а дополнительным интересом – социальный.

    Профессиональная деятельность всегда проходит в определенных условиях. В классификационной карточке отмечаются два вида условий:

    ♦ работа в помещении или вне помещения;

    ♦ мобильная (подвижная) или сидячая.

    При выборе профессии любой человек может выбрать те условия, которые его больше устраивают.

    Пример профессиограммы. Профессиограмма «Web - дизайнер»

    Доминирующие виды деятельности: -оформление сайтов;

    Создание идеи и разработка макета сервера;

    Создание стиля исполнения макета сервера;

    Обеспечение наилучшего восприятия web – документов на экране монитора с учетом времени загрузки документов, пропускной способности канала передачи данных, размера графических файлов документа, качества цветовой палитры;

    Определение правил компоновки web – страниц, выбор формата, фона, количества и качества элементов оформления;

    Создание стилевых образцов web – документов;

    Работа с узлом Internet;

    Написание программной части и кода страницы;

    Управление гипертекстовыми документами;

    Проведение информационной политики фирмы в World Wide Web (WWW);

    Установка и работа со средствами подготовки и проверки web – страниц;

    Создание интерактивных web – приложений;

    Обновление, модернизация web – документа;

    Создание и работа с приложениями для статистической обработки.

    Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности (профессионально важные качества)

    Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

    Отсутствие художественного вкуса;

    Рассеянность;

    Безответственность;

    Неаккуратность;

    Невнимательность;

    Ригидность мыслительных процессов;

    Сильно развитая близорукость.

    Области применения профессиональных знаний:

    Предприятия и организации;

    Агентства и фирмы компьютерного дизайна;

    Учебные заведения.

    Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (артистический и конвенциональный):

    Дизайнер по меховым изделиям;

    Скульптор;

    Модельер;

    Художник-гример;

    Художественный руководитель;

    Аранжировщик;

    Учебные заведения, обучающие данной профессии:

    профессию web-дизайнера можно получить на курсах, в средних специальных или высших учебных заведениях.

    2. Психограмма

    Термин «психограмма» был введен в начале XX в. немецким психологом В. Штерном, разработавшим методику составления обобщенного психологического портрета конкретной личности. Штерн предложил также состовлять частичную психограмму, которая отражала не все стороны личности, а только важные для определенной практической задачи. Так сложилась психограмма личности успешного профессионала, отображающая профессионально важные качества. При этом речь идет не о личности конкретного человека, работающем в профессии, а о типовом портрете успешного профессионала.

    Представляет собой психологический анализ структуры деятельности и характеристику требований, предъявляемых профессией к психике человека. Содержание и объем психограммы зависят от цели, с которой проводится изучение профессии. В качестве такой цели могут быть профотбор, профориентация и профконсультация, профессиональное обучение, рационализация режима и условий труда.

    Составление психограммы – итог тщательного изучения профессии с разных сторон. Этот процесс называется профессиографированием.

    Этапы составления психограммы (http://kirov-college.narod.ru/)

    Установление перечня обязательных задач, выполняемых профессионалом.

    Реконструкция действий, необходимых для достижения заданных целей (действий внешних и выполняемых во внутреннем плане).

    Соотнесение важных часто встречающихся, ведущих профессиональных действий и психических функций, процессов, способностей, умений, обеспечивающих их выполнение.

    Таким образом, составляется функциональная модель работы психики профессионала, устанавливаются предполагаемые профессиональные качества (ПВК) и требуемый уровень их развития (высокий, средний или низкий). В ряде случаев здесь бывает целесообразно указать также признаки профессиональной непригодности.

    Профессионально важные качества (ПВК) – относительно устойчивые, мало подверженные развитию и тренировке индивидуально-личностные свойства, которые существенно сказываются на успешной профессиональной деятельности, а также влияют на освоение профессиональных знаний, умений и навыков.

    Типы психограмм (выражение ПВК в баллах от 1 до 3)

    Дизайнер интерьера:

    Зрительное восприятие (действия восприятия)- 3

    Слуховое восприятие (действия восприятия)- 1

    Память (мнемические действия)- 3

    Внимательность (действия внешнего контроля)- 3

    Воображение (имажинитивные действия)- 3

    Технический интеллект (логические действия)- 2

    Словесно-логический интеллект (логические действия)- 2

    Социальный интеллект, организаторские способности (логические действия)- 2

    Устная речь (интерперсональные действия)- 2

    Общительность (интерперсональные действия)- 2

    Эмоционально-волевая регуляция (самоконтроль)- 3

    Психомоторика (двигательные действия)- 2

    Для профессионального просвещения людей требуются разнообразные сведения о многих профессиях. Поэтому психограмма, составленная в целях профориентации и профконсультации, должна отличаться большой широтой содержания и доступностью изложения. В конце психограммы целесообразно привести списки литературы, рекомендуемой для лучшего ознакомления с той или иной профессией.

    Спецификой психограммы составляемой в целях рационализации процесса профессиональной подготовки, является установка на выявление в первую очередь тех профессионально важных качеств, которые поддаются значительному развитию в процессе упражнений, по мере овладения профессиональным мастерством. При составлении психограммы в целях рационализации режима и условий труда особое внимание уделяется обнаружению наиболее лабильных психических функций, динамика которых служит показателем наиболее слабых мест в организации труда. Например, снижение функций зрительного анализатора к концу работы свидетельствует о необходимости рационализации освещения. Особым случаем психограммы, направленной на оптимизацию условий труда, является изучение профессии в рамках инженерно-психологического исследования, анализ требований, предъявляемых к техническим средствам, в частности к способам и средствам отображения информации, к конструкции органов управления и т.п.

    3. Профориентация на современном этапе

    Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности, диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии; банк профессиокарт; общественно-значимые мотивы выбора профессии; особенности профориентации студентов в условиях высшей школы; формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии.

    Однако, несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой. Многие города и районы не обеспечены текущей информацией о потребностях в кадрах; слабо осуществляется подготовка квалифицированных специалистов - профориентаторов.

    Возникают противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся: между их склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы; их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест; склонностью и представлениям о престиже профессии; желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем её окружении; несоответствием здоровья, характера, привычек требованиям, предъявляемым профессией и др. Данные противоречия можно отнести к группе внутренних, личностно-психологических.

    Противоречия социально – экономические: между возросшими требованиями к современному специалисту и действующими формами и методами профессиональными планами молодежи с высоким уровнем образования и экономической необходимостью заполнить вакантные рабочие места с тяжелым физическим трудом; потребностью общеобразовательной школы и других социальных институтов в специалистах – профориентаторах и отсутствием стабильной комплексной подготовки их в вузах страны.

    Определение профориентации: это многоаспектная, целостная система научно – практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально – экономических, психолого-педагогических и медико–физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации. Система профориентации выполняет диагностическую, обучающую, формирующую и развивающую функции.

    Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах.

    Выбор профессии.

    Необходимую помощь человеку выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему совпадали с его личностными качествами и возможностями окажет психодиагностика – одно из самых молодых направлений в психологии.

    Вот главные принципы этой области знаний.

    1.Всеобщая талантливость. Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом.

    2.Взаимное превосходство. Если у вас что-то получается хуже, чем у других - значит, что-то должно получиться лучше. Ищите.

    3.Неизбежность перемен. Ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. Хотя бы потому, что если сегодня у вас есть возможность узнать что-то новое, то завтра вы уже будете чуточку другим.

    Методы психодиагностики позволяют делать выводы с помощью тестов. Для обоснованности профессионального выбора необходимо, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач - уход от проблем, их игнорирование и т.д.

    Профессиональное самоопределение и профконсультация.

    В современном обществе актуально и остро встает проблема конкретной психологической помощи людям в их профессиональном самоопределении. Задача психолога в этой ситуации состоит в том, чтобы дать человеку психологические средства разрешения его личностных проблем, связанных с профессиональным самоопределением. Психологи могут на основе диагностики этих психологических проблем помочь человеку в совершении профессионального выбора, или обеспечить предпосылки к совершению этого выбора в будущем.

    Для решения психологических проблем в профессиональном самоопределении личности недостаточно дать рекомендации о том, какая профессия подходит, а какая не подходит индивиду. Психолог-консультант должен обеспечить условия, стимулирующие рост человека, в результате чего консультируемый сам мог бы взять на себя ответственность за тот или иной профессиональный выбор. Важнейшим моментом профессионального консультирования является поиск индивидуального воздействия, адекватного конкретной психологической проблеме каждого человека. Прежде всего необходимо определить, насколько запрос консультируемого (т.е. то, и чем он видит свою проблему) соответствует реальной проблеме профессионального самоопределения человека, а затем подвести его к этой реальности. Для диагностики психологических проблем, связанных с профессиональным самоопределением, иногда бывает достаточно беседы психолога с консультируемым, но в большинстве случаев требуется проведение комплексного диагностического обследования с помощью психологических методик, позволяющих определить:

    ценностные ориентации и установки;

    ближайшие и перспективные жизненные планы и профессиональные намерения;

    уровень сформированности представлений о профессии;

    уровень развития самооценки;

    способности, склонности и интересы;

    уровень развития профессиональной мотивации;

    личностные особенности;

    реальные жизненные условия (семейные отношения, здоровье, материальное обеспечение и пр.).

    Информации, полученной в результате такого комплексного обследования, как правило, бывает достаточно, чтобы определить специфику психологических проблем данного индивида. Иногда предварительная беседа с консультируемым позволяет ограничить круг необходимых диагностических методик для выявления предполагаемой психологической проблемы. Здесь важным является наблюдение за поведением консультируемого во время общения и обследования (что ему интересно, что неинтересно, что трудно, что непонятно, в чем проявляется его познавательная активность, эмоциональное отношение, отказы и т.д.).

    Можно выделить ряд типичных психологических проблем, связанных с профессиональным самоопределением личности. К ним прежде всего относятся:

    Рассогласование идеального и реального образа выбираемой профессии.

    Представления о своих личных ценностных ориентациях не соответствуют своим представлениям о ценностях, обеспечивающих успех в профессиональной деятельности в новых экономических и социальных структурах.

    Рассогласование реальной и идеальной мотивации профессионального выбора

    Неадекватная самооценка.

    У молодых людей, обеспокоенных своим профессиональным будущим, стремящихся учиться в профессиональном учебном заведении или получить профессию в процессе работы, наблюдается опережающее развитие в оценке своих личностных качеств по сравнению с оценкой своих профессиональных качеств. Учащиеся лучше представляют себя как личность вообще, то есть в совокупности моральных, физических, интеллектуальных качеств, своих интересов и склонностей, но в меньшей степени имеют представления о своем профессиональном «Я».

    Заключение

    Таким образом, системно рассмотрев вопросы профориентации, составления профессиограмм и психограмм на примере профессии дизайнера, можно прийти к выводу о необходимости составления в индивидуальном порядке профессиограмм и психограмм для работников и организаций с целью повышения материального благосостояния, эстетического удовлетворения и повышения эффективности труда.

    Сегодня с каждым днём становится всё проще получить возможность проанализировать собственные профессиональные, личные качества и откорректировать направление деятельности. Многие современные социальные институты занимаются проблемами профориентации, психодиагностики, профконсультаций для оказания помощи в самоопределении, в выборе профессии и жизненного пути в целом.

    Список литературы

    См., например: Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред. П.В.Шеметова. - М.: ИНФРА-М, НГАЭиУ: Новосибирск: 1998, с. 249;

    Сотникова С.И. Управление карьерой: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001, с. 367-468;

    Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 1997, с 285;

    Последние материалы сайта